Инновационный проект
проект (младшая группа)

Болвачева Анна Александровна

Инновационный проект "Использование сказки в процессе развития нравственых качеств детей младшего дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_novyy-d.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №2 «Аленький цветочек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Использование сказки в процессе развития

нравственных качеств

детей младшего дошкольного возраста

Срок реализации проекта:

сентябрь 2021 года - март 2022 года.

Разработчики проекта

воспитатель Болвачева А.А.

воспитатель Зайцева К.А.

г. Корсаков

2021

Оглавление

1.        Обоснование актуальности инновационного проекта        3

2.        Цель, задачи инновационного проекта, сроки реализации инновационного проекта.        3

3.        Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта        4

4.        Механизм реализации проекта        4

5.        Краткий анализ теоретических источников по проблематике инновационного проекта с указанием источников        5

6.        Формы внедрения результатов инновационного проекта в практику образовательных организаций        6

7.        Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта на момент подачи заявки        7

8.        Описание возможных рисков реализации проекта и мер по их устранению        7

9.        Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта        8

Приложение 1        10

Приложение 2        10


В.А. Сухомлинский

«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения» - такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки.

  1. Обоснование актуальности инновационного проекта

В настоящее время в современном обществе происходит размытие норм морали, духовности, реальных ценностей, которыми люди руководствуются в реальной жизни. В таких условиях всестороннее формирование у ребенка личностных ориентиров, взглядов на жизнь и нравственных ценностей очень затруднительно. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. 

Именно в дошкольном возрасте происходит возникновение и образование морального облика ребенка, у детей закладываются нормы нравственности, происходит становление социальных и общественных отношений, формируются первоначальные эстетические представления.

В ФГОС ДО отмечается, что сегодня процесс обучения и воспитания строится на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Для решения проблемы нравственного воспитания можно использовать сказки для работы с детьми, чтобы развивать в них нравственные качества, так как сказка по своей сущности вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

Сказки рассказывались детям на протяжение многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании. Наряду с такими видами фольклора, как пословицы и поговорки, сказки аккумулируют в себе жизненный опыт и моральные принципы многих поколений. Но помимо этого, сказки также прививают детям чувство прекрасного, содержат в себе не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Считается, что существует неразрывная связь между этическими и эстетическими понятиями. Читая сказку, ребенок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, и в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость – понятия отрицательные.

Таким образом, данный проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – воспитание нравственных качеств на основе русских народных сказок.

  1. Цель, задачи инновационного проекта, сроки реализации инновационного проекта.

Цель - Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.

Задачи исследования:

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- познакомить с произведениями русского народного творчества (сказками);

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание, любовь и уважение к ближнему;

- приобщить родителей к активному участию в реализации проекта;
-помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека;

- разработать комплекс занятий на основе сказки, способствующий развитию нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Сроки проведения: сентябрь 2021 года - март 2022 года.

  1. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

 - развить устойчивый интерес детей к сказкам;

- приобщить детей к художественному слову сказки;

- развить эмоциональную отзывчивость на сказки;

- сформировать доброжелательное отношение детей к сверстникам;

- развить устную речь;

- дать детям первичные представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости, трудолюбии;

- воспитать любовь, заботливое и бережное отношение к семье, природе и Родине, сформировать доброжелательное отношение детей к взрослым.

  1. Механизм реализации проекта

Проект реализуется в три этапа. В целях обеспечения непрерывности формирования основных задач проекта, мероприятия каждого последующего этапа плавно интегрируются в предыдущий этап и строятся на ранее изученном(подготовленном) материале в предыдущем этапе.

1этап-подготовительный

(вхождение в тему)

2 этап-основной

(продуктивный). Совместная деятельность с детьми и родителями

3этап-заключительный

(результативный)

Период реализации-сентябрь-октябрь

Цель: довести до участников проекта важность данной темы; создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности, спроектировать пути решения, составить план мероприятий. Подобрать художественную литературу, картотеку сказок, иллюстрированный и игровой-дидактический материал для детей, создать предметно-развивающую среду.

Период реализации-ноябрь-февраль.

Цель: формировать интерес детей к сказкам. Формировать нравственные качества детей посредством прослушивания и анализа сказки. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.

Период реализации-февраль - март.

Цель: анализ результативности проекта-презентация результатов работы над проектом «Использование сказки в процессе развития

нравственных качеств

детей младшего дошкольного возраста»

-Оформление альбома «Мы любим сказки».

-сюжетно-ролевые игры на тему «Наши любимые сказки»

Формы реализации проекта:

Работа с детьми

Работа с родителями

-организованная образовательная деятельность (чтение русских народных сказок, обсуждение характера героев русских сказок, их черты характера);
-беседы по сюжету сказки, пересказ сказки, решение нравственных ситуаций;

-рассматривание рисунков, иллюстраций к сказкам;

-дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, пальчиковые игры;

- проигрывание сказок вместе с детьми с помощью кукольный, пальчикового театра, и кукол бибабо;

-просмотр мультиков, слушание сказок в аудиозаписи;

-заучивание стихов и песен;

-художественное творчество.

-донесение до родителей информации по тематике при помощи стенда «Для вас, родители»

-организация консультаций для родителей «Воспитание сказкой», «Нравственное воспитание ребёнка»;

- выпуск папки-передвижки: «Какие проблемы решают сказки»;

-анкетирование родителей;

- родительское собрание: «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка»;

- памятка с рекомендациями по организации домашнего чтения;

-организация выставки детско-родительских художественных работ «Мой любимый сказочный герой».

  1. Краткий анализ теоретических источников по проблематике инновационного проекта с указанием источников

Проблеме нравственного воспитания посвящено довольно много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребенка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский.

В России многие педагоги указывали на важность использования в воспитательной работе с детьми народных сказок. Так, В. Г. Белинский утверждал, что дети стремятся к фантастике и вымыслу, поэтому в воспитательном процессе сказки играют огромную роль: ведь за внешней фантастичностью в них скрыт реальный жизненный опыт, знания о социальных отношениях, столь необходимые детям, еще не имеющим обширного собственного опыта социальных отношений.

Н. А. Добролюбов, другой известный русский литературный критик, имеющий собственный взгляд на проблемы педагогического воспитания, считал, что в сказках народ выражает свое отношение к жизни, к окружающему миру. Этот человек был уверен в том, что через сказки можно глубже понять психологию простого народа. Он хотел, чтобы «по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания» [1].

К. Д. Ушинский, по праву считающийся одним из величайших педагогов в истории России, включил сказки в разработанную им педагогическую систему. Он считал, что непосредственность и простота, свойственные фольклору, свойственны также и детям. Он писал: «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Еще И. А. Ильин – известный русский педагог и философ – говорил: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» [7].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что знакомство с такой сферой народного творчества, как сказки, крайне необходимо вводить в каждый курс педагогического воспитания.

Сказки рассказывались детям на протяжение многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании. 

 

  1. Формы внедрения результатов инновационного проекта в практику образовательных организаций

Распространение и внедрение результатов инновационного проекта в массовую практику образовательных организаций будет осуществляться посредством следующих форм и способов:

  • обобщение передовой педагогической практики в рамках методических объединений, работы региональных инновационных площадок Сахалинской области;
  • проведение открытых мероприятий, мастер-классов, консультаций;
  • размещение материалов на собственной странице педагогов-разработчиков проекта в сети Интернет, на сайте ДОУ в разделе «Методическая копилка»;

        Эффективному внедрению данного проекта в практику образовательных организаций будет способствовать наличие разработанного методического «продукта», содержащего:

  • пакет методического материала для организации работы по проекту, включающего методические рекомендации, тематический план работы с детьми и родителями, перспективный календарный план;
  • сборник сказок, сборник сюжетно-ролевых игр, пословиц и поговорок, сценариев развлечений, физкультразминок, загадок и стихотворений;
  • подборку ссылок на электронные издания сборников лучших практик педагогических работников в воспитании нравственных ценностей посредством сказки.
  1. Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта на момент подачи заявки

На начальном этапе в сентябре-октябре 2021 года был произведен поиск литературных произведений для детей, соответствующий их возрасту и теме исследования. До участников проекта была доведена важность темы проекта, проведено разъяснительное родительское собрание, затрагивающее принципиально важные аспекты проекта, предложены в помощь дидактические пособия, разработаны консультации для родителей для наилучшего внедрения инновационного проекта в деятельность детей в саду и дома. Разработана картотека сказок (см. Приложение 1) для детей и родителей, иллюстрированный игровой дидактический материал, создана предметно-развивающая среда, а также тематический план (см. Приложение 2) занятий на материале сказки для детей для младшего дошкольного возраста.

  1. Описание возможных рисков реализации проекта и мер по их устранению

Риски

Меры по минимизации рисков

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта.

  • разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования;
  • проведение обучающих семинаров, мастер классов, круглых столов для участников рабочих групп;
  • индивидуальная работа с педагогами

Недостаточная готовность родителей, отсутствие системности подхода, не выполнение в домашних условиях рекомендаций педагогов

  • корректировка  плана мероприятий;
  • информационно-разъяснительная работа

Недостаточная развитость материальной базы и технического обеспечения ОУ

  • Оснащение ОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения

Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект имеет свое продолжение на всех ступенях обучения в ДОУ.Это значит, что постепенно объем информации по данной теме будет увеличиваться, с возрастом будет меняться точка зрения на тот или иной аспект, будет происходить коррекция собственного поведения детей. Благодаря внедрению такого проекта дети учатся разбираться что такое хорошо и что такое плохо, в том,где добро и зло в сказке и жизни Сказка учит хорошим поступкам, дружбе, взаимопомощи, состраданию, любви и искренности, то есть является неотъемлемой частью жизни ребенка, обогащает духовно.

  1. Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

Для реализации инновационного проекта в условиях современного образовательного учреждения, оснащенного средствами технического обеспечения, укомплектованного необходимыми элементами развивающей предметно-развивающей среды, игровым и дидактическим материалом, а также канцелярскими принадлежностями и предметами для декорирования и творчества, специальные финансовые затраты не требуются.

Смета расходов: на реализацию инновационного проекта.

Наименование

Количество, шт

Цена, руб

Стоимость

Проектор мультимедийный

1

25000

25000

Доска интерактивная

1

47000

47000

МФУ С цветной печатью

1

25700

25700

Стенд информационный

1

8500

8500

Демонстрационный стеллаж

1

8400

8400

ИТОГО:

114600

Библиографический список

1. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. - М.: Детская литература, 1983.

2.  Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2018. – 479 с.

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. – Екатеринбург: Энциклопедические основы педагога, 2000. – 937 с.

4. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1974. – 185 с

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2010. – 508 с.

6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник / под ред. А.С. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.

7. Колокольцева В.А. Технология социально-нравственного воспитания дошкольников: учебное пособие. – М.: Издательство Перо, 2019. – 128 с.

8. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Педагогика, 1971. –  280с.

Приложение 1

Картотека сказок с нравственным содержанием, соответствующая особенностям воспитания нравственных качеств для детей младшего дошкольного возраста

Название сказки

Нравственные качества

«Зимовье зверей»

Дружба, ответственность

«Бобовое зернышко»

Забота о близком, послушание

«У страха глаза велики»

Не нужно быть трусливым, а нужно быть храбрым; высмеивание трусости

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Дружба, товарищество, справедливость, ценность труда, трудолюбие, как труд помогает решать сложные жизненные ситуации

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Наказ слушаться родителей и старших

«Заяц-хвастун»

Воспитание у детей положительного и отрицательного эмоционального отношения. Формирование представлений о скромности, о том, как лучше вести себя в обществе

«Маша и медведь»

Послушание

«Гуси-лебеди»

Уважение и слушание старших, любовь, храбрость

«Лисичка–сестричка и серый волк»

Простота, дружба, забота

«Снегурочка»

Доброжелательность, сочувствие

«Репка»

Воспитание у детей желания помогать ближним, доброты

«Три поросенка»

Воспитывать уважение к трудолюбию и отрицательные чувства к праздности, лени

«Теремок»

Дружба, взаимопомощь, доверие

«Кот и петух»

Воспитание взаимовыручки, дружественных отношений, доброты

«Поросенок Чуня»

Воспитание дружественных отношений, доброты, скромности

«Колобок»

Воспитание недоверия к чужим

«Курочка Ряба»

Воспитание доброты, уважения к старшим

«Усатый-полосатый»

Воспитание послушания, доброты, бережного отношения

«Кошкин дом»

Воспитание доброты, уважения к старшим, сопереживания

«Сказка о глупом мышонке»

Воспитание послушания, доброты

Приложение 2

Тематический план занятий на материале сказки для детей

для младшего дошкольного возраста

Октябрь

Разделы работ

Основное содержание

Образовательная деятельность

Лепка «Пирожки для Машеньки»

Рисование «Домик трех медведей»

Аппликация «Репка»

Беседы

«Что такая сказка, для чего детям сказки?», «Какие сказки мне рассказывают дома?», «Рядом с кем я живу?»

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки: «Три Медведя», «Репка», "Маша и медведь"

Художественное творчество

Самостоятельная художественная деятельность: рисование ватными палочками «Зернышки для курочки Рябы»

Игровая деятельность

С.Р. игра: «Семья», «Доктор Айболит», «Мама варит завтрак»

Театрализованная игра по сказке  «Теремок», Пальчиковая игра «Семья»

Игры со строительным материалом «Гаражи для машин», Подвижные игры: «У медведя во бору», «Пауки и мухи», «Мы -листочки»

Наблюдения

За транспортом, прохожими людьми, работой дворника, природными явлениями, за животными, птицами

Работа с родителями

Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Что такое хорошо, и что такое плохо»

Ноябрь

Разделы работ

Основное содержание

Образовательная деятельность

Лепка" Колобок", "Подарок щенку/котенку", Рисование "Осенний ковер из листьев", "Грибочки", Лепка"Яблоки и ягодки на блюдечке"

Беседы

"Что такое хорошо и что такое плохо"

Чтение художественной литературы

"Кот и Петух", "Теремок","У страха глаза велики"

Художественное творчество

Самостоятельное художественное творчество -рисование домик для Поросенка

Игровая деятельность

С/р игра: "Мама идет в гости", "Магазин-продавец продуктов", "Дочки-матери"

Д/игры "Чьи вещи", "Расставь человечков по росту"

Музыкальная деятельность

"Новая кукла" П.И. Чайковский

Работа с родителями

Консультация "О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка"

Декабрь

Разделы работ

Основное содержание

Образовательная деятельность

Лепка "Морковка для Зайчика", Рисование "Красивые снежинки", Аппликация "Цветные фонарики"

Беседы

"Как мама и папа заботятся о тебе", "С кем я живу", "Скоро Новый Год"

Чтение художественной литературы

"Снегурочка", "Заяц-хвастун", "Бобовое зернышко"

Художественное творчество

Аппликация "Украсим елку огоньками"

Игровая деятельность

С/Р игра "Готовим обед для мамы и папы", "Одеваем куклу Машу на прогулку"

Игра -драматизация по русской -народной сказке "Репка"

Подвижные игры "Сова и птички", "День и ночь"

Музыкальная деятельность

"Новая кукла" П.И. Чайковский

Январь

Разделы работ

Основное содержание

Образовательная деятельность

Лепка "Елочка", аппликация "Новогодняя игрушка", рисование" Падает снег"

Беседы

"Как я с семьей провел Новый год", "Как помочь птичкам зимой"

Чтение художественной литературы

"Зимовье зверей", "Теремок", "Гуси-лебеди"

Художественное творчество

Рисование с помощью губки "Новогодний салют"

Игровая деятельность

С/р игра «Больничка», «Магазин», «Едем на автобусе», Театрализованная игра «Теремок»,

Пальчиковая игра «Семья», «Сорока-ворона». Игры со строительным материалом

"Мост через реку" Подвижные игры "Зайка серенький сидит", хороводная игра "Колпачок"

Музыкальная деятельность

Прослушивание песни «В лесу родилась елочка» Кудашева, Бекман

Работа с родителями

Консультация "Сказкотерапия в жизни дошкольников"

Февраль

Разделы работ

Основное содержание

Образовательная деятельность

Лепка «Снеговик», Рисование «Открытка папе», Аппликация «Белый мишка»

Беседы

"Сказки о зиме»

Чтение художественной литературы

«Лиса и волк», «Мороз и заяц»,

«Госпожа Метелица»

Художественное творчество

«Животные из шишек и пластилина»

Игровая деятельность

С/р «Пришли гости», «Поход в зоопарк». Театрализованная игра «варя-повариха». Пальчиковая игра «Ладушки», «Семья». Настольные игры « Бусы для елочки», «Найди животным их детенышей».

Игры со строительным материалом «Кроватка для куклы»

Музыкальная деятельность

Слушание «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбина

Работа с родителями

Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка», выставка открыток ко Дню Защитника Отечества для пап.

Март

Разделы работ

Основное содержание

Образовательная деятельность

Аппликация «Открытка маме», Рисование «Украсим Варе сарафан»

Лепка «Пирог любимой бабушке»

Беседы

Беседа по фотографиям «Женщины нашей семьи»,

Беседа «Не открывать дверь незнакомым на примере «Волк и семеро козлят»

Чтение художественной литературы

«Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»,

«Горшочек каши»

Художественное творчество

Лепка из соленого теста «Прянички»

Игровая деятельность

С/р  игры «Детский сад», «Дочки-матери». Дидактические игры и упражнения » Одень куклу Машу на прогулку», «На чем люди ездят», «Назови ласково»; Театрализованная деятельность « Три медведя»

Игры со строительны материалом «Детский парк»

Музыкальная деятельность

«Мамино сердце» Брейтбург,  сл.Мельни

Работа с родителями

Утренник «Нашим мамочкам»,

Консультация для родителей «Нужен ли дневной сон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

Инновационный проект: «Инновационные приемы обучения к чтению детей с раннего возраста (по методике Домана – Маниченко)»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23096199","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23096201","attributes":{"alt...

Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»

Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»...