Презентация
презентация к уроку (младшая группа)

Болвачева Анна Александровна

Презентация опыта "Влияние устного народного творчества на развитие детей 3-4 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние устного народного творчества на развитие

речи   детей 3-4 лет

                                                   Подготовила воспитатель Болвачева А.А.

Корсаков 2022

  Актуальность:

 Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность, красочность. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, сказки и потешки. Фольклор способствует развитию речи детей и развивает умение ясно формулировать свою мысль. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка в освоении разговорной речи, родного языка. В этот период закладывается фундамент той речи, которой ребенок будет оперировать в дальнейшем. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, многогранность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

     Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).О некоторых из них мы поговорим сегодня.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, пословицами, поговорками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.

Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

 Загадки можно использовать как  в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми. Через загадки дети приобщаются к живой и неживой природе. Благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, ведро), об орудиях труда (топор, пила, коса), небесных светилах (солнце, луна, звезды), явлениях природы (радуга, дождь, гром, град). Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании.  

     В потешках собрано идеальное сочетание труднопроизносимых звуков, продуманное по звучанию расположение слов . Знакомство с потешками у нас  начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает устанавливать контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Например при знакомстве ребенка с новой группой можно попробовать такую потешку:

Кто у нас пригожий?

Кто у нас хороший,

Ванечка - хороший!

Ванечка- пригожий!

Потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на отдых, сон.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках…

Очень большое значение имеют произведения устного народного творчества  для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Пословицы и поговорки как средство развития детской речи

     Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать более сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ». Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,  когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно,  что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» , "Труд человека кормит,а лень-портит", "Хочешь есть калачи-не лежи на печи".

Чем отличается пословица от поговорки? В общем случае, пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка является метким замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните: «делу время, потехе час», "поскорей подрастай, да к работе поспевай" — пословица, «час от часу не легче», "никто за язык не тянет", "родители в детях продолжаются" — поговорка.

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Это кладезь народного опыта, переходящего от поколения к поколению.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми.

- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».

-Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в режимных моментах.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» -

октябрь

-Создание картотеки загадок.

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

-Досуг «Вечер загадок».

-Вечерний конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

-Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»

ноябрь

-Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

-Обустройство уголка ряженья.

-Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»

-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,

-Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

- «Роль родителей в возрождении русских традиций»- консультация







декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».

-Хороводы, народные подвижные игры. - Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки».

январь

Изучение темы "Пальчиковые игры в жизни дошкольников"

-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)

«Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование.

-«Рождественские посиделки» -(творческий вечер с участием родителей)

февраль

-Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

- Разучивание песен и стихов про Масленицу.

-Знакомство с пословицами и поговорками.

Досуг для детей "Вечер пальчиковых игр"

март

-Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

-Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)


-Знакомство с закличками, потешками о солнце.

-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

- Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Развлечение «Широкая Масленица»

апрель

-Приобретение в группу раскрасок(распечаток) по русским народным сказкам и потешкам.

-Разучивание потешек, песенок, скороговорок

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

-Консультация: «Почитай мне сказку, мама»

-Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

май

Подведение итогов

-Игры-драматизации по знакомым сказкам.


Досуг для детей "Нарисуй своего любимого сказочного героя"


Изучение методической литературы (сентябрь-май):

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб, 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Интернет - ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет Выполнил: Болвачева Анна Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек», г. Корсаков Консультация для педагогов

Слайд 2

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение

Слайд 3

Влияние у стного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет Актуальность темы: Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком и осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа

Слайд 4

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Слайд 5

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Слайд 6

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Слайд 7

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...