Практикум
методическая разработка

Евдокимова Елена Александровна

Практикум "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью математических игр экологической направленности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_ekologii.docx106.13 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

в п. Новотуринском «Лукоморье»



ПРАКТИКУМ

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью математических игр экологической направленности».



Автор: Евдокимова Елена Александровна

п. Новотуринский

 2023 год

         Цель: развитие  творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; изучение и использование дидактических игр экологического назначения.        Добрый день, уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию практикум на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью математических  игр экологической направленности».

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Формирование у дошкольников интереса к познанию окружающего мира  является одной из важнейших задач в развитии ребенка.

В федеральном государственном стандарте нового поколения говорится о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Каждый ребенок в рамках непрерывной образовательной деятельности  должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».

Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему.

Для поддержания такого интереса важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое.  Это подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира, множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования личности к непрерывному познанию окружающего мира.                                                                                         Одним из средств, на котором строится  формирование познавательного интереса к окружающему миру,  является занимательная математика.                                 Занимательный материал удовлетворяет детскую потребность в познавательной деятельности, увлекает его, открывая эффективные пути активизации умственной деятельности,  способствует организации общения детей между собой и педагогом, учит элементам логики: классификации, способам сравнения, группировке предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.                                                                                                                                                                                                                                                 Экологическое воспитание через формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Время, в котором мы живем, выдвинуло на первый план проблемы экологии. Ни одно из направлений воспитания, образования, даже дошкольного, не обходит их стороной.

Формирование элементарных математических представлений естественным образом интегрируется с вопросами экологии. Занимаясь с детьми математикой, я использую пословицы, загадки, физкультминутки, развивающие упражнения и логические задания на экологические темы.                                                                                 В разделе «Ориентировка во времени» детей знакомлю с динамизмом некоторых понятий: части суток, времена года, дни недели, месяцы. Ребята не только запоминают легче их названия, последовательность, признаки, но и решают проблемные задачи. 

При знакомстве детей с темой «Части суток» рассказываю детям рассказ  В. Бианки «Муравьишка», дети узнают, что как только наступает ночь, муравьиный домик закрывается, а рано утром, когда взойдет солнце, муравейник открывается.

Вводя маленьких детей в мир математики, я считаю важно показать им присутствие чисел в мире природы, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Знакомя дошкольников с числами, я стараюсь их найти в мире природы. Например, при  знакомстве с цифрой два к детям прилетает воробей. «Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй не рабой! Кто это?» (Воробей). Дети считают у воробья крылья, рассматривают его внешний вид, вспоминают, какие птицы  прилетают к ним участок. При знакомстве с образованиемчисла четыре к детям прилетает бабочка, они ее рассматривают, отмечают, что у бабочки четыре крыла, эти крылышки очень нежные. И если бабочку поймать, то можно повредить крылышки, и она погибнет. Вспоминаем правила поведения в природе. Знакомя детей с числом шесть, к ним в гости приходят  насекомые, дети рассматривают их, считают им лапки.

Предлагаю детям полюбоваться осенними красками, прошу их на прогулке собрать букет осенних листьев, затем считаем в каком букете больше листьев, раскладываем их, рассматриваем, отмечаем какие листья узкие какие широкие. Предлагаю детям найти тонкие и толстые стволы деревьев, дети обхватывают их руками, определяю, какие из них толще.

Назову несколько экологических игр, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления. Игра «Кто больше?» дети отвечают на вопросы, находя ответы, и показывают картинку с правильным ответом. Кто больше: лошадка или овечка? Птичка или пчелка? Муравей или муха? Игра «Кто на что похож?» - набор геометрических фигур, из которых дети составляют животных.

Непрерывное экологическое образование способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому. Таким образом, педагогические технологии взаимодействия детей с природой, многоплановы и позволяют преобразовывать с ними систему образования.                                                                                         Следует отметить, что с возрастом у детей усложняются задачи и материл по математическому представлению и экологическому воспитанию. Дети научатся делать выводы, умозаключения, смогут анализировать, экспериментировать. Разовьется наблюдательность и любознательность, формируются математические представления. Вместе с тем деятельность с детьми по математическому представлению формирует у детей экологическую культуру – целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, вырабатывает навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.                                                         Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к окружающему миру, математике, к логике и доказательности рассуждений, желании проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Перспективы дальнейшего развития: формирование  элементарных математических представлений о величине предмета, овладении умением  сравнивать предметы по размеру, на основе использования приемов наложения и приложения, глазомера, измерительной деятельности, что будет являться успешным средством познавательного развития и в дальнейшем успешной базой для обучения ребенка в школе.

Хочется закончить работу нашего практикума следующими словами:

«Помните взрослые, помните дети

Помните, что красота на планете

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа

И пусть восхваляет гимн жизни  ПРИРОДА!»

 «ДЕНЬ И НОЧЬ КРУЖАТСЯ»

Цель: развитие представлений о суточном цикле; побуждение к рассматриванию красоты природы в разное время года.                
Материал: круг с изображением перехода ночи в день и дня в ночь. Репродукции картин художников, на которых изображено разное время суток. Четыре картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.                
Содержание: взрослый сообщает, что он будет показывать картинки, на которых отображена деятельность детей в разное время суток. Они должны догадаться, какое время суток изображено, и «по секрету» сказать это ведущему. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Можно поменяться ролями с ребенком, что будет способствовать заинтересованности ребенка.

 «ЧЕТВЕРТЫЙ – ЛИШНИЙ»

Цель: закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики.
Материал: 4 круглые карточки, символизирующие времена года, 16 квадратных карточек, изображающих приметы времен года.                
Содержание: детям предлагается рассмотреть символические картинки времен года, определить их название и очередность. Затем взрослый расставляет напротив карточки с изображением примет и явлений каждого времени года. Детям предлагается найти лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить свой выбор.


https://akademiarechi.ru/wp-content/uploads/2020/08/013-e1597243697725.jpg



Дидактическое упражнение «Путешествие фасолинки»

Положите перед собой карту путешествия. Возьмите в руку одну фасолинку. Сейчас ваша фасолинка отправится в путешествие, а вы ей поможете. Сначала фасолинка сидела дома – положите её в домик. Из каких геометрических фигур состоит домик? Какого цвета домик? Проголодалась фасолинка, вспомнила она, что недалеко от дома растут яблоки и отправилась их собирать. В какую сторону нужно пойти фасолинке, чтобы попасть к фруктовым деревьям? Вот подошла фасолинка к деревьям и видит: одно дерево какое? – низкое, посмотрите какой урожай яблок? На одном дереве яблок, сколько? – много. А на другом дереве сколько? – мало. А яблоки на деревьях какой формы? – круглые. Какого цвета они? Сорвала фасолинка яблоко, подкрепилась и пошла дальше. Стало фасолинке жарко и решила она искупаться в бассейне. Подведите фасолинку к бассейну. Какой формы бассейн? Прыгнула фасолинка прямо в середину бассейна. Положите её в середину бассейна. И начала плавать. Сначала влево поплыла, потом вправо. Наплавалась фасолинка, вылезла из бассейна и пошла домой. Вот и закончилось её маленькое путешествие.

Дидактическое упражнение «Под какой цифрой?»        


1https://documents.infourok.ru/b93fc446-6625-4e69-8703-9600659e668b/0/image004.jpg  2 https://documents.infourok.ru/b93fc446-6625-4e69-8703-9600659e668b/0/image003.gif 3https://documents.infourok.ru/b93fc446-6625-4e69-8703-9600659e668b/0/image005.gif


1)Кто стоит перед поросенком? Под какой он цифрой?        
2) Лошадка находится под какой цифрой?        
3) Кто стоит между лошадкой и поросенком?        
4) А кто после белки? Поросенок под какой цифрой?         

Дидактическая игра «Сравни животных»


https://documents.infourok.ru/b93fc446-6625-4e69-8703-9600659e668b/0/image007.gif               https://documents.infourok.ru/b93fc446-6625-4e69-8703-9600659e668b/0/image006.gif


Размер, цвет, ловкость и т.д.
 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОГОРОД»

Цель: закреплять и обобщать знания детей об овощах, учить отгадывать загадки по описанию предмета, развивать коммуникативные качества, творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.                                        Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении, так и на игровой площадке на участке. Все играющие становятся в круг и берутся за руки, двигаясь в одну сторону, произносят слова:        
Вот и осень наступила, ты смотри, да не зевай.        
Не зевай, да убирай в огороде урожай.        
Много овощей на грядке, назовем их по порядку.
        

После этих слов игроки останавливаются, и педагог спрашивает одного из детей «Что растет у нас на грядке»? Ребенок называет овощ. Вот какой ……..(название овоща) у нас вырос (показывают форму овоща или размер руками). Игра продолжается.

«ТРИ МЕДВЕДЯ»

Цель: дети учатся дифференцировать предметы по величине, соотносить предметы учитывая их величину. Развивается способность у детей сопоставлять, сравнивать, наблюдать.

Материалы и оборудование: три плюшевых медведя (или трафареты) - большой, поменьше, маленький, три стула, три миски, три ложки, три кровати соответствующей величины.

Правила игры: участникам игры раздаются карточки с изображениями медведей. Задача ребёнка правильно по размеру предмета определить и рассказать, кому из медведей она принадлежит. Самая большая тарелка - папе - медведю, поменьше - маме-медведице, самая маленькая - медвежонку, и обратный ряд: маленькая, побольше и самая большая.

Ход игры: воспитатель рассказывает сказку о трёх медведях. Дети должны распределить три медведя в соответствии с величиной все предметы.


«МОРКОВКИ ДЛЯ ЗАЙЧАТ»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Материалы и оборудование: зайчик, морковка

Правила игры: разложить зайчатам морковки и посчитать сколько у каждого зайчонка морковок.

Ход игры: ребята, к нам в гости пришли зайчики. Давайте угостим их морковками. Каждому зайчику надо дать по морковке. Зайчиков раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем зайчикам хватило морковок? Сколько зайчиков? Сколько морковок? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? По сколько зайчиков и морковок?        

«БАБОЧКИ И ЦВЕТЫ»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Материалы и оборудование: бабочки, цветы

Правила игры: все дети бабочки, по сигналу каждой бабочке нужно занять цветочек, цветочки – это будут домики для бабочек.

Ход игры: дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать?





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...