"Создание современных условий в ДОУ для реализации театральной деятельности с дошкольниками" - консультация для воспитателей. Подготовила муз. рук. Гонштейн Галина Павловна.
консультация

Гонштейн Галина Павловна

Задачи театральной деятельности и как она помогает в развитии коммуникативной компетентности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Создание современных условий в ДОУ для реализации театральной деятельности с дошкольниками.

консультация для воспитателей ДОУ)

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрализованная деятельность в детском саду. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности посредством ИКТ становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. 

Требования современного стандарта образования определяют потребность педагога в овладении и использовании ИКТ в практической деятельности. Повышение эффективности образовательного процесса, развитие у детей устойчивого познавательного интереса к процессу обучения, создание положительной эмоциональной обстановки - все эти задачи помогают решить информационно-коммуникационные технологии. Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы. Используя информационные технологии в театрализованной деятельности, предполагается реализация следующих целей: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения. Во-вторых, формирование общей культуры детей. В-третьих, развитие и углубление интереса воспитанников к театрализованной деятельности.

Цель работы: Создать систему работы, обеспечивающую поэтапное освоение детьми различных видов творчества посредством ИКТ; включить воспитанников в театрализованную деятельность с возможностями использования ИКТ, которая будет способствовать развитию их творческих способностей.

В театрализации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.

Вот эти задачи:

1. Развивать творческие способности в театрализованной деятельности с использованием ИКТ.

2. Последовательно знакомить детей с видами театров, используя средства ИКТ.

3. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.).

4. Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.

5. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.

6. Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

7. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

8. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.


Актуальность: заключается в том, что решение задач с использованием ИКТ направлено на развитие: личности ребенка, памяти, внимания, мышления. Дети учатся адекватному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить свое. У детей развивается инициатива и самостоятельность участвовать в песенных, игровых и театральных импровизациях.

Этапы работы над инсценировкой посредством ИКТ:

1. Предварительный

2. Основной

3. Заключительный

Предварительный этап.

1). Дети знакомятся со сказкой, слушая выразительное чтение воспитателя, прослушивая аудио – сказки и рассматривая иллюстрации на экране.

2). Дошкольники развивают свое мастерство посредством игры кукольным театром, перчаточным театром, просмотром мультфильмов и пр. Результатом этой работы станет готовность детей к пересказу сказки. С целью создания у детей мотивации к пересказу, использую презентацию. Дети рассказывают с опорой на слайды и схемы.

3). С целью проработки выразительности речи вместе с детьми прослушиваем аудиозапись сказки в исполнении диктора или артиста: сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», любое произведение. Завершается этот этап интерактивной игрой «Угадай, чей голосок» (Игра позволяет подметить особенности голоса и речи каждого из персонажей поработать над высотой голоса, приемами выразительности). Вместе с детьми отвечаем на вопросы:

-Какой голос: высокий или низкий? Попробуй изобразить его.

-Как говорит быстро или медленно? Почему?

-Как ты думаешь, что чувствует в этот момент персонаж? И др.

4). С целью запоминания сценария сказки проводим интерактивную игру «Кто за кем?», «Назови сказку», «Продолжи сказку»

5). Обычно детям всем очень хочется участвовать в инсценировке. Чтобы без обид распределить роли, предложить детям сыграть в игру «Загадку отгадай и роль получай». В ходе игры знакомятся также с костюмами и атрибутами для инсценировки.

Основной этап.

• Инсценировка сказки.

• Ход инсценировки фиксируется на фотографиях или видео.

Заключительный этап.

1). Используя фото и видео материалы, педагог ведет совершенствование исполнительских умений детей, работу над выразительностью жестов, дикцией, силой голоса, углублённую работу над образами.

2). Просмотр вместе с родителями фото и видео материалов позволяет раскрыть перед ними значимость театрализованной деятельности для развития дошкольников, увлечь их.

Создание условий для развития театрализованной деятельности:

– Пополнение предметно-развивающей среды.

Для реализации самостоятельной деятельности в группе предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей. Посредством ИКТ для уголка театрализации можно создать настольный театр, театр на палочках, бумажный театр, изготовлены маски для инсценировки сказок и стихов.

В группе дети играют с разными видами театров:

1) Настольный театр.

2) Драматизация в костюмах.

3) Драматизация в шапочках.

4) Театр кукол.

5) Театр игрушек

6) Театр на палочках

7) Бумажный театр

8) Пальчиковый театр

9) Театр Би-ба-бо.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

• игры – драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• коррекционно-развивающие игры;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

• задания для развития речевой, интонационной выразительности;

• игры-превращения (учись владеть своим телом) ;

• упражнения на развитие детской пластики;

• ритмические минутки (логоритмика) ;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• театральные этюды;

• подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• знакомство не только с текстом, но и средствами драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой, размещение и положение актёров;

Очень важно не гасить в маленьком человеке, стремление к творчеству, не навязывать ему своё видение, не давать готовой схемы для подражания, а лишь побуждать его к игре искренней заинтересованностью, внимательным, чутким отношением к проявлениям его индивидуальности. Огромное значение в театральных постановках имеет музыкальное сопровождение: пластикой своего тела, движениями куклы, дети пытаются передать эмоциональный строй мелодии. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Практическая часть.

Пантомима.

1. Показать как падает снег;

2. Как ходит тишина;

3. Наездник на лошади;

4. Поросёнок в луже.

Мимика.

1. Я ем лимон;

2. Лампочка потухла, лампочка зажглась;

3. Встретили хорошего знакомого;

4. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

Театральные этюды.

1. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычание).

3. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

4. Корова, тщательно пережёвывающая первую весеннюю травку. Спокойно и с наслаждением.

Игра «Пантомима»

(одна команда показывает, другая – отгадывает)

1 команда – арбуз, телевизор, жук;

2 команда – книга, ворона, плеер.

Интерактивная игра «Кукольный театр»

Кукловод и кукла (люди). Кукловод делает движения руками куклы – человека, кукла должна угадать, что делает кукловод, и рассказать о своих впечатлениях.

Результативность.

Считаю, что работа по данному направлению даёт положительные результаты:

во-первых, была создана система работы, которая обеспечивает поэтапное освоение детьми различных видов творчества посредством ИКТ, у детей развился устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

во- вторых, театрализованная деятельность способствовала умственному развитию и совершенствованию речи, произносимые реплики стали более чёткими и ясными, улучшилась диалоговая речь, активизировался словарь детей;

в- третьих, у детей сформировался начальный опыт социальных навыков поведения, постепенно осваиваются элементы общения, дети стали более отзывчивые, свободно проявляют эмоции в жестах, мимике, движении, слове;

в-четвёртых, у детей активно развивается память, мышление, воображение, внимание.

Создание условий для театрализованной деятельности детей

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей детей и поэтому Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрализованная деятельность в детском саду. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).

Театральная деятельность – это мощное средство развития творческих способностей.

Участвуя в театрализованных играх, дети не только познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, выражают своё собственное отношение к добру и злу, приобщаются к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности посредством ИКТ становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

  • Цель
  • Развитие самостоятельного детского творчества дошкольников через театральную деятельность.
  • Развитие совместной театральной деятельности взрослых и детей.
  • Задачи
  • Создавать условия в  группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
  • Последовательно знакомить детей с видами театров.
  • 1) Настольный театр.
  • 2) Драматизация в костюмах.
  • 3) Драматизация в шапочках.
  • 4) Театр кукол.
  • 5) Театр игрушек
  • 6) Театр на палочках
  • 7) Бумажный театр
  • 8) Пальчиковый театр
  • 9) Театр Би-ба-бо.
  • Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности (на перспективу).
  • Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • При организации игр — театрализаций необходимы следующие условия:
  • создание уголка театра в каждой возрастной группе,
  • оснащение его разнообразными видами кукольного театра,
  • владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.
  • Принципы
  • Создание развивающей среды.
  • Психологическая комфортность.
  • Активность и самовыражение.
  • Индивидуальный подход к детям.
  • Преемственность.
  • Наглядность.
  • Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).
  • Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
  • Методы и приемы по совершенствованию творческой деятельности детей
  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
  •  прямой прием (воспитатель показывает способы действия)
  •  косвенный прием (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
  • Основные требования к организации театрализованных игр
  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствующих возрасту и умениям детей.
  • Цели театрализованных занятий
  • Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности
  • Создание атмосферы творчества
  • Развитие музыкальных способностей
  • Социально-эмоциональное развитие

Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений

  • Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики; элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Просмотр кукольных спектаклей;
  • Задания для развития речевой интонационной; выразительности;
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Практическая часть.
  • Пантомима.
  • 1. Показать как падает снег;
  • 2. Как ходит тишина;
  • 3. Наездник на лошади;
  • 4. Поросёнок в луже.
  • Мимика.
  • 1. Я ем лимон;
  • 2. Лампочка потухла, лампочка зажглась;
  • 3. Встретили хорошего знакомого;
  • 4. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
  • Театральные этюды.
  • 1. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
  • 2. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычание).
  • 3. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
  • 4. Корова, тщательно пережёвывающая первую весеннюю травку. Спокойно и с наслаждением.
  • Игра «Пантомима»
  • (одна команда показывает, другая – отгадывает)
  • 1 команда – арбуз, телевизор, жук;
  • 2 команда – книга, ворона, плеер.
  • Интерактивная игра «Кукольный театр»
  • Кукловод и кукла (люди). Кукловод делает движения руками куклы – человека, кукла должна угадать, что делает кукловод, и рассказать о своих впечатлениях.

  • Занятия в основном строятся по единой схеме:
  • Введение в тему, создание эмоционального настроения
  • Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):
  •  Действия детей с кукольными персонажами
  •  Непосредственные действия детей по ролям
  •  Литературная деятельность (диалоги и монологи)
  •  Изобразительная деятельность — дети создают декорации, костюмы персонажей
  • Музыкальное исполнительство- исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.

Разносторонне развитие детей в театрализованной деятельности

 

Совместная деятельность педагога и детей

  • Сотрудничество с родителями

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.

Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

  • КОНСУЛЬТАЦИИ
  • АНКЕТИРОВАНИЕ
  • УЧАСТИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В КАЧЕСТВЕ АКТЕРОВ
  • ПОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ДЕКОРАЦИЙ
  • СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМАТРИВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ, ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ
  • Результаты
  • БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЮТ СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: МИМИКУ, ЖЕСТ,
  • ДВИЖЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ;
  • ВЛАДЕЮТ ПРОСТЕЙШИМИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМИ НАВЫКАМИ И АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ;
  • С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЫПОЛНЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ;
  • ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИМПРОВИЗИРУЮТ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ В ОБРАЗЫ РАЗНЫХ ГЕРОЕВ, СООТНОСЯТ ВОСПРИЯТИЕ СО СВОИМ ОПЫТОМ, ЧУВСТВАМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ;
  • У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ТЕТАРАЛИЗОВАННЫЕ ПОСТАНОВКИ;
  • ДЕТИ УЧАТСЯ ПЕРЕДАВАТЬ НАСТРОЕНИЕ, ХАРАКТЕР ГЕРОЕВ ПЛАСТИКОЙ СВОЕГО ТЕЛА.
  • Перспективы
  • Продолжать работу по данной теме;
  • Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков;
  • Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки;
  • Осуществлять  спектакли для малышей и сверстников.

 

  • ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
  • ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
  • ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ
  • ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
  • ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
  • ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

«Создание современных условий, для успешного развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»

Успех музыкального развития личности ребёнка зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, знания им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музы...

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника - консультация для воспитателей Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, д...

"Театральная деятельность в ДОУ". - консультация для воспитателей.

quot;Театральная деятельность в ДОУ". - консультация для воспитателей....

Консультация для воспитателей "Особенности русского народного фольклера в театральной деятельности младших дошкольников"

Возраст детей трех-четырех лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстрот...

День рожденье летних детей. Сценарий подготовила музыкальный руководитель Гонштейн Галина Павловна.

Этот сценарий подойдет тем, тем кому нужно провести праздник, а время упущенно. Как быть? Предлагаю свой вариант выхода из трудной ситуации....

День рожденье детского сада. Подготовила музыкальный руководитель Гонштейн Галина Павловна.

Материал для тех, кому нужно весело и интересно провести праздник....