Консультация для воспитателей "Особенности русского народного фольклера в театральной деятельности младших дошкольников"
консультация (младшая группа)

Мамедова Ирина Валерьевна
Возраст детей трех-четырех лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевают средством человеческого общения – речью. На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, приговорок, закличек, стихов. Ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь. Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дети должны впитывать культуру своего народа через театрализованную деятельность, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка — это путь через фантазирование, сочинительство, игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_osobennosti_rn_folklora_v_ml_gr_2.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель

младшей группы

ГБДОУ детский сад № 50

Адмиралтейского района СПб,

педагог первой

квалификационной категории

Мамедова Ирина Валерьевна

Консультация для воспитателей

«Особенности русского народного фольклора в театрализованной деятельности младших дошкольников»

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Детский фольклор представляет собой специальную область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни». Такой литературой, прежде всего, являются потешки, частушки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения фольклора наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки трудолюбия, доброты, дружбы на всю жизнь.

Возраст детей трех-четырех лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевают средством человеческого общения – речью. На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, приговорок, закличек, стихов. Ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь.

Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дети должны впитывать культуру своего народа через театрализованную деятельность, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка — это путь через фантазирование, сочинительство, игру.

С этой целью должна быть собрана подборка русских народных сказок, зона настольно — печатных и дидактических игр по сюжетам народных сказок, что способствует привитию интереса детей к театрализованной деятельности; кукольный театр, пальчиковый театр, театр на руке, теневой театр и настольный театр по сюжетам русских народных сказок. Дети испытывают любовь к инсценировкам сказок, их увлекает вымысел сказки, быстрая смена событий, приключенческий характер описываемых событий. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Педагогам необходимо стимулировать и поощрять желание ребенка познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Среди методов приобщения детей к русским народным традициям можно выделить: – театрализованную деятельность, тематические занятия, беседы, занятия-путешествия; – дидактические игры; – игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т. д.); – рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников; – чтение сказок, потешек, загадок, закличек и др.; – индивидуальные беседы.

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры всегда были непременным элементом народных обрядовых праздников. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

 Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения маленьких актеров, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажей. С этой целью в процессе организации и проведения праздника надо не только показывать готовые, хорошо отрепетированные театральные постановки, но и включать в сценарий игры-импровизации, постановки-импровизации, подвижные народные игры. Особое место в народных праздниках занимает народный фольклор, который отражает различные виды музыкальной деятельности куда входит: слушание народной музыки, музыкально — фольклорные игры, пение народных песен, народная хореография (танцы, хороводы), игра на музыкальных инструментах. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии как нигде сохранились в устном народном творчестве.

 В процессе приобщения к национальным традициям большая роль отводится родителям. Работа с родителями ведется в направлении ознакомления их с традициями народных праздников и принципами организации воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре. С этой целью традиционно организуются такие формы работы с родителями, как беседы и консультации о роли театрализованной деятельности и фольклора в воспитании детей, о роли и видах подвижных игр на детских семейных праздниках. Совместное участие в театрализованных и творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.

Таким образом, результатами работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество являются: – использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; – умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; – знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; – осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи – используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности; – бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

Театральная деятельность младших дошкольников

Театральная деятельность младших дошкольников...

Консультация для родителей «Театральная деятельность младших дошкольников»

Консультация разработана с целью информирования родителей о важной роли театрализованной  деятельности в дошкольном детстве для обогащения жизненного и игрового опыта детей....

«Русское народное творчество как средство приобщения младших дошкольников к народной культуре».

Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспиывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому понимание детьми народной культуры, народного творчества и ф...

Консультация для родителей по теме «Театральная деятельность младших дошкольников»

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных ...

Консультация для родителей «Театральная деятельность младших дошкольников»

Консультация для родителей «Театральная деятельность младших дошкольников»...