"Учебно-методический комплекс программы дополнительного образования"
консультация

Татьяна Орестовна Козуб

В статье дано определние понятий "учебно-методический комплект" и "учебно-методический комплекс", размещена информация о требованиях к созданию УМК, представлен пошаговый алгоритм разработки, стркутура и содержание УМК, список литературы для педагогов по указанной теме; в приложение вынесена Информационная карта учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козуб Татьяна Орестовна, методист, МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

Учебно-методический комплекс программы дополнительного образования

Понятие  «учебно-методический комплект» появилось и использовалось уже в советский период.  Создание УМК по всем предметам для каждого класса стало одной из задач, сформулированных в ходе работы секции Всесоюзного съезда учителей в 1978 г.

 В 1983 г. Д..Д. Зуев ввел понятие «учебно-методического комплекса» — системы дидактических средств обучения по предмету. Он подчеркивал, что «комплект» — это полный набор, а комплекс — открытая система.

Таким образом,

Учебно-методический комплект — совокупность пособий для учителя (педагога) и средств обучения, отвечающих требованиям единого подхода к организации процесса обучения предмету (дисциплине) на основе конкретной учебной программы.

Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.

Учебно-методический комплекс (УМК) является одним из элементов организации образовательной деятельности; разрабатывается педагогами дополнительного образования по реализуемой ими образовательной программе  в соответствии с  учебным планом. 

Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеразвивающая программа. Следует заметить, что возможно создание УМК к отдельному разделу ДООП, а при реализации комплексной программы, содержание которой представлено несколькими дисциплинами, возможно создание УМК отдельной дисциплины.

УМК педагог представляет на методическом совете учреждения, утверждает УМК директор. Один вариант УМК на бумажном носителе хранится у педагога, второй передается в методический кабинет или завучу.

Оценка уровня реализуемого УМК определяется по критериям оценочного листа, который является частью Положения об учебно-методическом комплексе дополнительной общеразвивающей программы.

Требования к созданию УМК

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

  • предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;
  • предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  • соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  • обеспечивать межпредметные связи;
  • обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.

Пошаговый алгоритм разработки УМК:

  1. Подбор и анализ информационного и методического материала.
  2. Разработка  учебно-тематических планов.
  3. Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебно-тематическому плану.
  4. Систематизация материала в соответствии с учебно-тематическим планом и формами проведения занятий.
  5. Разработка структуры и содержания практических занятий, конспектов, методики и их проведение, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр.
  6. Разработка контрольных вопросов, тестовых заданий по каждому тематическому блоку для определения уровня ЗУН обучающихся.
  7.  Планирование и расстановка точек текущего контроля обучающихся.
  8.  Апробация и коррекция УМК.
  9. Обобщение и создание авторских методических разработок.
  10. Создание тематических папок.
  11. Оформление документации.

Структура УМК:

1.Пояснительная записка к УМК (указывается актуальность данного УМК, его концептуальные основы, перечень представленных в УМК материалов (информационная карта УМК – Приложение 1), информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях);

  1. Дополнительная общеразвивающая программа;
  2. Рабочая программа;
  3. Индивидуальный учебный план учащегося (Индивидуальный учебный план составляется при необходимости и не является обязательным элементом в структуре УМК.);
  4. Учебно-методический компонент для педагога и учащихся;
  5. Воспитательный компонент;
  6. Компонент результативности.

 

Содержание УМК

Нормативная документация

Учебно-методический компонент

(комплекс объектов, которые могут быть использованы

для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками)

Воспитательный компонент

Компонент результатаивности

Перечень и описание инструментов оценивания, способов отслеживания достигнутых результатов, формы фиксирования

Учебно-методическая литература

Учебно-наглядные пособия

Технические средства обучения:

  • Дополнительная общеразвивающая программа,
  • Рабочая программа, календарно-тематический план,
  • документация по ТБ (при необходимости)

  • справочно-информационные материалы;
  • учебные пособия;
  • каталоги, альбомы;
  • частные методики;
  • методические пособия;
  • методические рекомендации;
  • методические разработки;
  • методические указания;
  • планы занятий (технологические карты)

  • демонстрационные пособия:

рисунки, фотографии, плакаты, таблицы, схемы, плакаты, видеоматериалы;

  • раздаточный материал:  карточки, технологические карты, бланки творческих заданий;
  • приборы, механизмы, муляжи, макеты, модели;
  • электронные пособия:  презентации, аудио-видеокниги
  • аудиовизуальные: (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, кодоскоп, телевизор, компьютер, мультимедиасистема, Интернет);
  • технические средства программированного обучения;
  • тренажеры;

- сценарии праздников,

- летопись объединения,

- информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.),

- творческие отчеты,

- фотоальбомы,

- видеоматериалы,

- информация о работе объединения в сети Интернет,

- материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.),

- памятки и т.п

тесты, викторины, задания (контрольные, практические, творческие) в т.ч. с использованием цифровых платформ; опросники; портфолио; турниры; творческие проекты; просмотры; отчетные концерты и т.д.

Осмысление процедуры создания УМК приводит к определенным выводам:

  1. Проектирование УМК – сложное и творческое дело, требующее значительных затрат сил и времени.
  2. Создание собственной методической системы является одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД; означает воспроизведение авторских способов проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе особых подходов к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка».  

Список использованных источников:

  1. Будаева Н.А.  Учебно-методический комплекс  в системе дополнительного образования: методическое пособие.- Усть-Кут, 2015. – 15 с.

  1. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога: Учебно-методическое пособие. –  С-Пб.: [б.и], 2004. – ISBN 5-88594-018-1 – URL: http://na-lenskoy.ru/docs/uchebno-metod_komplex.doc (дата обращения 29.11.2021)

  1. Зернова Н. Л. Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе. – URL: http://ext.spb.ru/index.php/10847 (дата обращения 29.11.2021)

  1. Попова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/602859 (дата обращения 29.11.2021)

Приложение 1

Информационная карта учебно-методического комплекса

к дополнительной общеобразовательной программе

Наименование ДООП: ______________________________________________

Срок реализации ДООП: ____________________________________________

Возраст учащихся: ________________________________________________

Автор, составитель

Год разработки, составления

Учебные пособия

1.

2.

Методические материалы

1.

2.

Дидактические материалы

1.

  

2.

 Электронные ресурсы

1.

2.

Диагностические материалы

1.

2.

Другое (сценарии праздников, фотоальбомы, памятки и пр.)

1.

2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методический комплекс программы дополнительного образования Управление образования администрации Тайшетского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета Районное методическое объединение педагогов дополнительного образования «Инновационная деятельность в дополнительном образовании: проблемы, перспективы, находки» Козуб Татьяна Орестовна , методист МБУДО «ЦДО «Радуга» Март, 2022

Слайд 2

Учебно-методический комплект — совокупность пособий для учителя (педагога) и средств обучения , отвечающих требованиям единого подхода к организации процесса обучения предмету (дисциплине) на основе конкретной учебной программы. Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.

Слайд 3

Пошаговый алгоритм разработки УМК: Подбор и анализ информационного и методического материала. Разработка учебно-тематических планов. Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебно-тематическому плану. Систематизация материала в соответствии с учебно-тематическим планом и формами проведения занятий. Разработка структуры и содержания практических занятий, конспектов, методики и их проведение, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр. Разработка контрольных вопросов, тестовых заданий по каждому тематическому блоку для определения уровня ЗУН обучающихся. Планирование и расстановка точек текущего контроля обучающихся. Апробация и коррекция УМК. Обобщение и создание авторских методических разработок. Создание тематических папок. Оформление документации.

Слайд 4

Структура УМК: 1. Пояснительная записка к УМК (указывается актуальность данного УМК, его концептуальные основы, перечень представленных в УМК материалов (информационная карта УМК), информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях); 2. Дополнительная общеразвивающая программа; 3. Рабочая программа; 4. Индивидуальный учебный план учащегося (составляется при необходимости и не является обязательным элементом в структуре УМК.); 5. Учебно-методический компонент для педагога и учащихся; 6. Воспитательный компонент; 7. Компонент результативности.

Слайд 5

Нормативная документация Учебно-методический компонент (комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками) Воспитательный компонент Компонент результатаивности Перечень и описание инструментов оценивания, способов отслеживания достигнутых результатов, формы фиксирования Учебно-методическая литература Учебно-наглядные пособия Технические средства обучения: Дополнительная общеразвивающая программа, Рабочая программа, календарно-тематический план, документация по ТБ (при необходимости) справочно-информационные материалы; учебные пособия; каталоги, альбомы; частные методики; методические пособия; методические рекомендации; методические разработки; методические указания; планы занятий (технологические карты) демонстрационные пособия: рисунки, фотографии, плакаты, таблицы, схемы, плакаты, видеоматериалы; раздаточный материал: карточки, технологические карты, бланки творческих заданий; приборы, механизмы, муляжи, макеты, модели; электронные пособия: презентации, аудио-видеокниги аудиовизуальные: (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, кодоскоп , телевизор, компьютер, мультимедиасистема , Интернет); технические средства программированного обучения; тренажеры; - сценарии праздников, - летопись объединения, - информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.), - творческие отчеты, - фотоальбомы, - видеоматериалы, - информация о работе объединения в сети Интернет, - материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.), - памятки и т.п тесты, викторины, задания (контрольные, практические, творческие) в т.ч. с использованием цифровых платформ; опросники ; портфолио ; турниры; творческие проекты; просмотры; отчетные концерты и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь. Учебно-методическое пособие к программе педагога дополнительного образования А.А.Волковой "Английский для дошкольников"

Вы держите в руках  Рабочую тетрадь, разработанную специально к курсу А. Волковой « Английск...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Учебно-методическое пособие Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Флорболенок»

Занятия флорболом полезны для дошкольников и школьников - это подвижный вид спорта, он хорошо развивает мышление, физические качества, двигательные умения и навыки физкультурника. Общеобразовател...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...