Экспериментирование детей начинается с 2 лет
методическая разработка (младшая группа)

Юлия Александровна Воронина

Очень интересная информация для педагогов, которые занимаются самообразованием по экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_14.docx170.05 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе

Реклама

С 2-3 лет воспитанники младшей группы начинают участвовать в опытах и проектах в группе и на прогулке. Вместе с воспитателем они проводят простейшие исследования, которые закладывают основу будущей познавательной деятельности.

Развитие детей важно

Необходимость развития познавательной деятельности у детей 3-4 лет

К 3-4 годам дошколята средней группы чётко ощущают собственную личность. Они хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Самый действенный способ познания – эксперимент. В раннем возрасте он является главным способом понимания жизни.

Важно. Без наглядных опытов абстрактные понятия так и остаются иллюзией. Только практические наблюдения помогают ребёнку смоделировать картинку в своём сознании, установить взаимосвязи и закономерности.  

Формы обучения по ФГОС

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования (ФГОС) педагогам дошкольного учреждения рекомендуется ежедневно моделировать ситуации, стимулирующие познавательную деятельность детсадовцев, изучать информационные карточки.

Формы развития исследовательской активности дошкольников:

  • эксперимент;
  • поисковая деятельность и исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

На грамотном сочетании форм и методов строятся опытно-экспериментальные занятия во второй младшей группе.

На прогулке малыши тоже экспериментируют

Безопасность проведения экспериментов

Экспериментирование в младшей группе проходит под строгим контролем воспитателя. Это необходимое условие безопасности юных исследователей.

К сведению. Ребёнку в этом возрасте свойственна увлечённость. Опыт может захватить его и заставить забыть об осторожности. Поэтому следить за процессом должен взрослый, особенно ранней весной и летом.

Правила безопасного поведения просты:

  • Все манипуляции следует проводить не спеша, не разбрасывать и не разбрызгивать материалы.
  • Ничего не толкать в рот, нос, уши, не тереть глаза грязными руками.
  • Рабочее место должно быть в порядке.
  • С оборудованием для опытов (микроскоп, зеркало, спиртовка, стеклянная посуда) нужно обращаться осторожно и работать только под руководством взрослых.

Регулярные занятия помогут деткам запомнить правила безопасного поведения.

Оформление уголка экспериментирования

РЕКЛАМА

ФГОС рекомендует педагогу поддерживать инициативу дошкольника и поощрять проявление самостоятельного мышления. Большим подспорьем в этом становится правильно организованный уголок для экспериментов.

Центр экспериментирования решает важные задачи:

  • Формирует положительное ориентирование на исследовательскую деятельность.
  • Способствует установлению товарищеских взаимоотношений среди одногруппников.
  • Повышает интерес к коллективной деятельности.
  • Развивает умение слушать, понимать задачу и выполнять поручения.
  • Воспитывает усидчивость, аккуратность и ответственность.

Опыты развивают мышление у детей

Зона экспериментов располагается вдали от мест для шумных активных игр. Здесь должно быть тихо и спокойно. Оформление может быть классическим (столы, стульчики, набор материалов для опытов) или стилизованным под научную лабораторию или исследовательский центр.

  Чтение сказок в средних группах детских садов - список подходящих

Важно. Можно оформить уголок, используя героев любимых мультфильмов и сериалов («Лаборатория Лунтика», «В гостях у Фиксиков» или «Экпериментариум доктора Чудакова»).

Паспорт уголка экспериментирования

Каждый исследовательский уголок должен иметь паспорт. В документе указано, где находится эта мини-лаборатория, какие материалы хранятся, как оформлена и чем декорирована. Обозначаются цели, задачи и формы работы, прописываются игровые эксперименты, исследования и практические упражнения.

Паспорт содержит следующие сведения:

  • название;
  • группа, возраст;
  • цели и задачи;
  • мебель;
  • набор материалов, инструментарий, приборы, их количественные характеристики;
  • дидактический материал (плакаты, дневники наблюдений, таблицы, схемы);
  • картотека опытов.

Что должно быть в уголке

Уголок должен быть удобный, хорошо освещённый, доступный и безопасный для малышей. В детской мини-лаборатории второй младшей группы располагаются:

  • Дидактические материалы (книги с яркими иллюстрациями, справочники, энциклопедии), тематические альбомы, наборы для познавательных игр (большие конструкторы, кубики, комплексы для игр с песком и водой).
  • Природный и подручный материал (шишки, деревяшки, жёлуди, разноцветные крышечки, палочки, большие пуговицы, катушки ниток, ткани), песок, глина, сахар, соль, краска, мыло, ватные диски.
  • Ёмкости (тазики, стаканчики разного размера, формочки для льда) и подручный инструмент (совочки, грабли, ложки, решето, сачки).
  • Приборы (ветряные вертушки, лупы, маленькие зеркальца, теневые фигурки, разноцветные линзы, безмен, бинокль).

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/09/4-Ugolok-eksperimentov-v-DOU-ochen-polezen.jpg

Уголок экспериментов в ДОУ очень полезен

Информация размещается на стендах. Эксперименты проводятся на демонстрационном столике или в рабочей зоне. Видео-презентации просматриваются на проекторе.

Открытое занятие

Реклама

Подробнее

Открытые занятия-эксперименты проводятся с целью демонстрации умений и навыков, приобретённых младшими дошкольниками в процессе обучения в детском саду. В игровой форме ребята решают нестандартные задачи, обсуждают проблемные ситуации, наблюдают и делают выводы.

Открытое занятие «Твёрдое – мягкое»

Цель: различать качества предметов.

Задачи:

  • Дать представление о свойствах предметов.
  • Стимулировать наблюдательность, логику.
  • Развивать тактильные ощущения.
  • Обогатить лексикон (твёрдый, крепкий, белый, лёгкий).

Материалы и оборудование:

  • мелкие камни;
  • вата;
  • вода;
  • ложечка.

Ход занятия:

  • Педагог читает письмо от трёх поросят, в котором они спрашивают, из какого материала им стоит построить домики (из ваты или из камней). Предлагается провести эксперимент и выяснить это.
  • Проводятся опыты. Взять камешки, потрогать, помять, сжать в ладони, попробовать разломить на части – не получается (вывод: камень твёрдый, крепкий). Постараться сдуть камешек со стола – не выходит (вывод: он тяжёлый). Взять вату, проделать с ней то же самое (вывод: вата мягкая, воздушная, лёгкая). Взять тарелку с водой, опустить поочерёдно камень и вату (вывод: камень не промокает, вата становится мокрой).
  • Озвучивается вывод: дом нужно строить из камней.
  • Закрепляются знания свойств предметов: опустить руку в шляпу, потрогать предмет, охарактеризовать его наощупь.

  Математические занятия в средних группах детских садов

Важно. Итогом исследовательских работ с детьми станет система дидактических материалов, альбомов и таблиц, где будут отражены основные моменты опытов и выводы, сделанные вместе с малышами.

Картотека опытов и экспериментов в младшей группе

Такая картотека составляется каждым педагогом в процессе работы в дошкольном образовательном учреждении.

Экспериментирование с водой

Вода окружает малышей с первых дней жизни. В первые годы жизни они пускают резиновых уточек в ванне. К 3-4 годам юным исследователям становятся интересны свойства этого вещества.

Таяние снега у батареи важно для наблюдения «экспериментаторов»

Опыты помогают увидеть, ощутить и понять:

  • Сравнить стаканчик с водой и стаканчик с молоком (вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная).
  • Попробовать воду на вкус (вывод: безвкусная).
  • Положить в стакан с водой сахар, соль, размешать, сделать глоток (вывод: приобретает вкус вещества, растворённого в ней).
  • Добавить в воду краску, размешать (вывод: становится цветной).

Опыты со снегом

Все малыши зимой едят снег. Он белый, чистый, пушистый. Стоит провести с ним простой эксперимент. Набрать в ведёрко, принести в группу, поставить к батарее.

Наблюдение приводит к выводам:

  • Снег тает в тёплом месте, а на улице лежит сугробами (на улице холодно, в группе тепло).
  • Талая вода мутная, с грязным осадком на дне ведра (снег на улице грязный, его есть нельзя).

Выводы, сделанные из самостоятельных наблюдений, формируют жизненный опыт и позицию дошколят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей начинается с воспитания родителей

Это небольшая статья о том, что воспитание детей начинается с воспитания родителей. Часто родители не обращают внимание на то, как тонко дети чувствуют состояние родителя, того взрослого, который нахо...

Консультация для родителей: "Когда же дети начинают говорить?"

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не сами только слова,их добавления и видоизменения, но множество понятий, взглядов,на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов ...» К. Д...

Нравственно–патриотическое воспитание детей начинается в семье.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Как воспитать маленького патриота"...

Консультация "Воспитывая детей, начинайте с себя"

Многие родители, которые обращаются ко мне, как специалисту, жалуются на агрессивное поведение детей (он кусается, щипается, кричит, бьет сверстников и взрослых и т.д.). Родители часто просят, Вы сдел...

Консультация для родителей "Воспитывая детей, начинайте с себя"

Консультация для родителей "Воспитывая детей, начинайте с себя"...

Наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования

систематическое наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования и проблемные ситуации...

Наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования

Проведение педагогической диагностики: индивидуальная,  игровая, с помощью созданных ситуаций развития...