Метод: изучение продуктов детской деятельности. Цель, организация и анализ результатов.
тест (подготовительная группа)

Браун Юлия Григорьевна

Метод: изучение продуктов детской деятельности. Цель, организация и анализ результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hfey.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Метод: изучение продуктов детской деятельности. Цель, организация и анализ результатов.

Содержание

Введение……………………………………………………………................3

Изучение продуктов детской деятельности……………...............................5

Цель и организация анализа продуктов деятельности…..............................6

Критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений…….............7

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы …..……………………………………………………..11

Введение

Методы психологии – это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формировании практических рекомендаций.

Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента, -в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению и эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, важны только для разрешения отдельных вопросов. К вспомогательным методам относятся изучение результатов (продуктов) деятельности детей, опрос (беседа), метод тестов и социометрический метод-.

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники)

Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ - метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

1) слово (термин, символ);

2) суждение или законченная мысль;

3) тема;

4) персонаж;

5) автор;

6) целостное сообщение.

Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники - книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т.п.

Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Метод изучения человека через анализ продуктов его деятельности широко используется и в детской психологии — изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.

Анализ продуктов деятельности ребенка - метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т.д.).

Анализ продуктов детской деятельности направлен на реконструкцию исследователем процесса деятельности ребенка, на выявление слабо развитых качеств ребенка, узловых проблем ее развития;

Анализ продуктов детской деятельности проводится по схеме, включающей основные критерии анализа системы психических качеств ребенка, обеспечивающих получение соответствующих результатов деятельности.

Изучение продуктов детской деятельности

Информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики дает анализ продуктов деятельности детей. Использование этого метода основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.

Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. Особенно продуктивно используются детские рисунки

Деятельность ребенкапо прямым указаниям взрослых, помогает выявить имеющиеся у него возможности понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и т. п. Гораздо более важны результаты самостоятельной деятельности; особенно рисунки, созданные ребенком по замыслу,которые помогают изучать познавательные процессы – ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, творческие способности ребенка, его личность в целом. Особенно важным диагностическим показателем следует считать цвет, который используется ребенком не столько как изобразительное средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.
При изучении детских рисунков анализируется их сюжет, содержание, манера изображения, сам процесс рисования (время, затраченное на рисунок, степень увлеченности) и т.д. В них выражаются особенности восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемых предметах. Например, по рисункам можно видеть, какую роль в образовании представлений о предметах играют собственные действия ребенка с этими предметами: обычно в рисунках подчеркиваются те особенности, с которыми ребенок познакомился в процессе действия. Детские рисунки дают возможность в известной мере судить и об уровне умственного развития их авторов.

Ярко проявляется в детском рисовании и отношение к окружающему. Оно влияет и на выбор сюжета, и на способ изображения, в частности на окраску предметов и персонажей (нередко дети закрашивают изображение «плохих» людей и животных черной краской).

Изучение результатов деятельности не показывает, как ребенок работал над получением того или иного продукта. Этот метод потому и является вспомогательным. Следовательно, продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.

Изучение рисунков, аппликаций, конструкций, созданных детьми, нередко применяется и в сочетании с разными видами эксперимента. В этих случаях по особенностям продуктов деятельности можно судить о том влиянии, которое оказывают на деятельность условия, созданные в эксперименте.

Цель и организация анализа продуктов деятельности

Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

 2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например, краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

 5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например, о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например, оценка выбора цвета, композиции рисунка.

Критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений

Очень важно, чтобы педагог мог разработать или выбрать критериальный аппарат. В работе по анализу продуктов детской деятельности можно использовать данную схему (критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений):

1.  Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, аппликации, в лепке.). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2.  Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).

3.  Строение предмета: части предмета расположены верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4.  Передача пропорций предмета в изображении.

5.  Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6.  Передача движения. Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.

7.  Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8.  Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или ВЫХОДИТ за линии контура).

9.  Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10.  Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

11.  Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес; б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей; в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение; г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12.  Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13.  Творчество. Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Заключение

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства.

 К ним относятся:

 • возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

• при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

• возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

 • сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что,

 во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности.

Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например, при оценке степени оригинальности рисунка.

Список литературы

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:  Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  2. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд.,перераб.- СПб.: Питер, 2009. — 304 с
  3. Мухина, В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
  4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] :учеб.пособие для вузов / В.И. Загвязинский ; Р.А Атаханов, – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2008.- 208 с.
  5. Крутова, В.И. и Попова. В.В. Основы научных исследований. - М., 1989.- с. 252-258).

        

        

Тест по изучению продуктов детской деятельности:

1. Какой из методов не является основным для педагогической диагностики

А) Беседа

Б) Эксперимент

В) Наблюдение

Г) Изучение продуктов деятельности

2. Какой из методов не относится к анализу продуктов деятельности

А) Контент-анализ

Б) Биографическое исследование

В) Социометрицеское исследование

Г) Графололгия

Ключ к тесту:

  1. - Б
  2. -  Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ продуктов детской деятельности как способ исследования детского развития.

Использование анализа продуктов детской деятельности для индивидуализации дошкольного образования....

Конспект-интеграция образовательных областей и видов детской деятельности при организации музыкального развлечения" В гости к Матрёшки"

Разработка для детей старшей группы. В данном мероприятии подобраны стихи, , песни, танцы, который будет интересен....

«Развивающая предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию с использованием продуктов детской деятельности»

Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды....

Развивающая предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию с использованием продуктов детской деятельности

Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, спос...

Изучение продуктов детской деятельности

Анализ продуктов детской деятельности направлен на реконструкцию исследователем процесса деятельности ребенка, на выявление слабо развитых качеств ребенка, узловых проблем ее развития...

Метод изучение продуктов детской деятельности

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники)...