Нестандартные ситуации в ДОУ. Как подготовить педагогов.
консультация

Сафронова Алена Александровна

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют воспитателю или родителю быстро проанализировать действия воспитанников, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать. Нестандартные  педагогические ситуации бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_situatsii_v_dou.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные ситуации в ДОУ. Как подготовить педагогов.

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация». Что же подразумевают под собой данный термин? Педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют воспитателю или родителю быстро проанализировать действия воспитанников, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать. Нестандартные  педагогические ситуации бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

✍🏻1 шаг

Проведите предварительную работу

На предварительной встрече с педагогами обсудить, как они понимают понятие «нестандартная ситуация». Спросить их, попадали ли они в такие ситуации, как они себя вели в них, что вызвало особенные сложности. Опросите педагогов, какие ситуации они считают важным обсудить. Дайте возможность высказаться каждому педагогу.

Зафиксировать  ответы.

✍🏻2 шаг

Составить  план встреч с педагогами

Выбрать  популярные темы и запланировать  консультации раз в две недели из расчета «одна тема – одна встреча».

В первый день запланируйте вводную встречу. Ориентируйтесь на список популярных тем: «агрессивный ребенок кидается на детей и на взрослых», «ребенок в истерической недуге», «ребенок убегает с площадки», «родитель забирает ребенка в алкогольном или наркотическом опьянении», «дети в группе становятся свидетелями конфликта между родителями», «родитель не принимает ограниченные возможности ребенка и предъявляет претензии к педагогу».

Внесите менее популярные темы в отдельный список. Распределите их по степени близости к основным темам встреч. Эти темы можно обсуждать в формате беседы во второй части встреч. Избегайте планировать больше трех дополнительных тем на один день. Сформируйте итоговый план встреч с учетом основных тем и тем из дополнительного списка.

✍🏻3 шаг

Провести вводную встречу с педагогами

Проведите вводную встречу. На ней познакомьте педагогов с видами восприятия информации у людей, рассказать об особенностях каждого из них.

Сказать  им, что сложности во взаимодействии с детьми и взрослыми легче преодолеть, если использовать доминирующий вид восприятия.

Объясните, как определить тип восприятия человека: по разговору с ним, его поведению и внешнему виду в целом.

Приведите пример, как предоставлять информацию в приемлемом для человека виде на основе типа восприятия.

Предлагаю вашему внимаю разобрать на примере детей и родителей конфликтные ситуации.

Ситуация 1

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Решение. гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело;

словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты

сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных)

? Ситуация 2

«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой... Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу

ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»

Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним.

Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.

— А мама тоже ездила с вами к бабушке?

— Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! — сказал он.

Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой?

— Мама осталась дома,— ответил отец,— она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала,— сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.

— Да, она у нас копуша! — подхватил мальчик».

Чем объясняется различное поведение Миши в присутствии отца и в присутствии матери? В чем причина неуважительного отношения Миши к матери

Ситуация 3

Тимур  ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Тимура постоянно недовольна им. Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Тимур то и дело говорит: «Я не умея, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»

? Назовите причины, вызывающие у Тимура  нежелание учиться.

? Какие ошибки часто допускают взрослые?

Решение. Ребёнок 6 лет должен быть уверен в своих силах. Неважно даже, в каком деле он будет добиваться успеха. В этом возрасте дети обобщают удачи и неудачи. Взрослым нужно спокойно относиться

к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребёнка читать, писать можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». И если по настоянию взрослых он перестанет играть, но потребность в этом сохранит, то будет обязательно играть тайком. Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение –таким должно быть отношение взрослых к детям, готовящимся к поступлению в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)

Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ,  а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...

«Формированию навыков безопасного поведения дошкольников в нестандартных ситуациях»

 К словосочетанию «экология детства» прибегают чаще всего тогда, когда речь идет о демографической ситуации в стране, о статусе современной семьи, о состоянии физического, душе...

Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания в семье

ldquo;Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом ...

Педагогический тренинг «Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания детей»

Педагогический тренинг  для родителей  "Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания детей"...

Приемы переключения детей в нестандартных ситуациях

Приемы переключения детей в нестандартных ситуациях (дети перевозбуждены, быстро устают, капризничают)...

Консультация для педагогов: «Центр психологической разгрузки в группе ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Дроздова Н.И.

Консультация для педагогов:«Центр психологической разгрузки в группе ДОУ»Подготовила:педагог-психолог Дроздова Н.И....