Нестандартные ситуации в ДОУ. Как подготовить педагогов.
консультация
Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют воспитателю или родителю быстро проанализировать действия воспитанников, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать. Нестандартные педагогические ситуации бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_situatsii_v_dou.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные ситуации в ДОУ. Как подготовить педагогов.
С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация». Что же подразумевают под собой данный термин? Педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.
Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют воспитателю или родителю быстро проанализировать действия воспитанников, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать. Нестандартные педагогические ситуации бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.
✍🏻1 шаг
Проведите предварительную работу
На предварительной встрече с педагогами обсудить, как они понимают понятие «нестандартная ситуация». Спросить их, попадали ли они в такие ситуации, как они себя вели в них, что вызвало особенные сложности. Опросите педагогов, какие ситуации они считают важным обсудить. Дайте возможность высказаться каждому педагогу.
Зафиксировать ответы.
✍🏻2 шаг
Составить план встреч с педагогами
Выбрать популярные темы и запланировать консультации раз в две недели из расчета «одна тема – одна встреча».
В первый день запланируйте вводную встречу. Ориентируйтесь на список популярных тем: «агрессивный ребенок кидается на детей и на взрослых», «ребенок в истерической недуге», «ребенок убегает с площадки», «родитель забирает ребенка в алкогольном или наркотическом опьянении», «дети в группе становятся свидетелями конфликта между родителями», «родитель не принимает ограниченные возможности ребенка и предъявляет претензии к педагогу».
Внесите менее популярные темы в отдельный список. Распределите их по степени близости к основным темам встреч. Эти темы можно обсуждать в формате беседы во второй части встреч. Избегайте планировать больше трех дополнительных тем на один день. Сформируйте итоговый план встреч с учетом основных тем и тем из дополнительного списка.
✍🏻3 шаг
Провести вводную встречу с педагогами
Проведите вводную встречу. На ней познакомьте педагогов с видами восприятия информации у людей, рассказать об особенностях каждого из них.
Сказать им, что сложности во взаимодействии с детьми и взрослыми легче преодолеть, если использовать доминирующий вид восприятия.
Объясните, как определить тип восприятия человека: по разговору с ним, его поведению и внешнему виду в целом.
Приведите пример, как предоставлять информацию в приемлемом для человека виде на основе типа восприятия.
Предлагаю вашему внимаю разобрать на примере детей и родителей конфликтные ситуации.
Ситуация 1
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Решение. гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело;
словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты
сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных)
? Ситуация 2
«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой... Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу
ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»
Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним.
Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.
— А мама тоже ездила с вами к бабушке?
— Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! — сказал он.
Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой?
— Мама осталась дома,— ответил отец,— она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала,— сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.
— Да, она у нас копуша! — подхватил мальчик».
Чем объясняется различное поведение Миши в присутствии отца и в присутствии матери? В чем причина неуважительного отношения Миши к матери
Ситуация 3
Тимур ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Тимура постоянно недовольна им. Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Тимур то и дело говорит: «Я не умея, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»
? Назовите причины, вызывающие у Тимура нежелание учиться.
? Какие ошибки часто допускают взрослые?
Решение. Ребёнок 6 лет должен быть уверен в своих силах. Неважно даже, в каком деле он будет добиваться успеха. В этом возрасте дети обобщают удачи и неудачи. Взрослым нужно спокойно относиться
к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребёнка читать, писать можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». И если по настоянию взрослых он перестанет играть, но потребность в этом сохранит, то будет обязательно играть тайком. Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение –таким должно быть отношение взрослых к детям, готовящимся к поступлению в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)
Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ, а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...
«Формированию навыков безопасного поведения дошкольников в нестандартных ситуациях»
К словосочетанию «экология детства» прибегают чаще всего тогда, когда речь идет о демографической ситуации в стране, о статусе современной семьи, о состоянии физического, душе...
Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания в семье
ldquo;Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом ...
Педагогический тренинг «Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания детей»
Педагогический тренинг для родителей "Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания детей"...
Программа практико-ориентированных семинаров для педагогов «Стратегии педагога в нестандартных ситуациях при взаимодействии с детьми и родителями»
календарное планирование...
Приемы переключения детей в нестандартных ситуациях
Приемы переключения детей в нестандартных ситуациях (дети перевозбуждены, быстро устают, капризничают)...
Консультация для педагогов: «Центр психологической разгрузки в группе ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Дроздова Н.И.
Консультация для педагогов:«Центр психологической разгрузки в группе ДОУ»Подготовила:педагог-психолог Дроздова Н.И....