Программа практико-ориентированных семинаров для педагогов «Стратегии педагога в нестандартных ситуациях при взаимодействии с детьми и родителями»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Абазян Елена Сарибековна

календарное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vstrech_spedagogami.docx57.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа семинара-практикума для педагогов

«Стратегии педагога в нестандартных ситуациях при взаимодействии с детьми и родителями»

Пояснительная записка

Роль воспитателя детского сада очень часто недооценивается , ведь его влияние на ребенка не всегда легко заметить. На самом деле это первый взрослый человек после родителей, который оказывает очень серьезное влияние на формирование взглядов, мировоззрения. Он оказывается рядом в тот ответственный момент, когда ребенок начинает осознавать себя как личность.

Говорят, что хорошим педагогом не становятся, а рождаются . Однако, это достаточно спорное утверждение. Хороший педагог – это человек, который искренне любит свою профессию, любит детей, стремится все время узнавать все новое и новое в своей профессии. Для того, чтобы стать по-настоящему хорошим педагогом, нужно постоянно учиться и развиваться, анализировать свои промахи и двигаться дальше. Наша программа рассчитана на данную категорию педагогов.  Современный педагог в настоящее время должен не только знать , что делать, если у ребенка поднялась температура  или испортилось настроение, но и выходить более сложных ситуаций, которые могут быть связаны не только с детьми , но и с родителями.

 Данная  программа позволила  изучить  и выявить основные трудности, с которыми сталкивается педагог и разработать рекомендации по их преодолению. Рекомендации представлены в виде познавательного материала, который не только можно изучить, т.е. овладеть этими знаниями, но также приобрести умения и навыки, позволяющие действовать в конкретной ситуации.  

 

Цель программы: формирование и развитие  у педагогов знаний, умений и навыков, позволяющих правильно реагировать в нестандартных ситуациях с детьми и родителями.

Основные задачи программы:

-выявление  нестандартных ситуаций,

-развитие знаний о типах восприятия информации,

-развитие умений действовать в нестандартной ситуации,

-развитие умения осознавать и определять условия для принятия эффективного решения,

-развитие навыков быстрой реакции и принятия профессионального решения,

-развитие знаний о функциях нежелательного поведения,

- формирование умений действовать в ситуации прямой физической агрессии ребенка по отношению к детям и педагогу,

- формирование умений  действовать в ситуации прямой вербальной  (физической) агрессии родителя по отношению к ребенку,

- формирование умений  действовать в ситуации прямой вербальной  (физической) агрессии родителя по отношению к педагогу,

- формирование умений действовать в ситуации ярко выраженной истерики , истерической дуги у ребенка,

-формирование умений действовать в нестандартных  ситуациях с детьми с ОВЗ (ребенок убегает с площадки, находится в аутостимуляции , хлопает дверями, плюется и т.д.),

-формирование  знания и умения взаимодействовать с соц. пед. запущенными семьями.

- формирование умений определение возможных причины нежелательного поведения у детей и родителей,

- развитие знаний о правилах, алгоритме и ошибках  взаимодействия с родителями,

-формирование навыков контроля и регуляции собственным эмоциональным состоянием и поведение в нестандартных ситуациях,

-формирование знания и умения действовать в конфликтной ситуации между детьми или родителями

-формирование знаний о важности здоровых  взаимоотношений педагогов группы, как условия положительных отношений с родителями

-формирование знаний и умений выхода из актуальных нестандартных ситуаций

Содержание программы  определяют гуманистические, личностно-ориентированные, индивидуально-дифференцированные, дидактические принципы.

Целевая группа и лица, непосредственно получающие помощь педагоги дошкольных подразделений.

Направления работы:

-изучение  и выявление проблем и нестандартных ситуаций, с которыми сталкивается педагог в детском саду, взаимодействую с остальными субъектами образовательного процесса ;

-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в нестандартных ситуациях, возникающих в детском саду;

-консультативная работа предполагает подготовку рекомендаций, по оказанию  помощи себе, детям и родителями в нестандартных ситуациях, возникающих в детском саду.

 Формы работы. Программа реализуется при активном взаимодействии целевой группы с организаторами программы.

Организация работы рассчитана на 1,5 месяца, по 6 встреч, в виде семинаров-практикумов, 3 встречи  о особенностях взаимодействия с детьми, 3 встречи о особенностях взаимодействия с родителями . Форма проведения  встречи групповая, продолжительность встречи 1 час 20 мин., периодичность встреч -1 раз в неделю. Встречи предполагают передачу специально разработанного раздаточного материала; презентации, памятки, распечатки.

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап:

-проведение предварительной беседы, с целью уточнения и выявления круга проблем и нестандартных ситуаций для каждого педагога и для всей группы в целом, в которых максимально проявлены затруднения

  1. Основной этап:

-реализация программы (согласование графика работы педагогов),

-консультативное сопровождение

  1. Заключительный этап:

- проведение анкетирования  с целью выявления уровня освоения программы.

Планируемые результаты по итогам освоения педагогами и реализации программы:

-сформированные  знания  педагогов о нестандартных ситуациях,

-сформированные знания о типах восприятия информации,

-сформированные  умения действовать в нестандартной ситуации,

-Сформированные умения осознавать и определять условия для принятия эффективного решения,

-сформированные  навыки быстрой реакции и принятия профессионального решения,

-Сформированные знания о функциях нежелательного поведения,

- сформированные умения действовать в ситуации прямой физической агрессии ребенка по отношению к детям и педагогу,

- сформированные умения  действовать в ситуации прямой вербальной  (физической) агрессии родителя по отношению к ребенку,

- сформирование умения  действовать в ситуации прямой вербальной  (физической) агрессии родителя по отношению к педагогу,

- сформированные умения действовать в ситуации ярко выраженной истерики , истерической дуги у ребенка,

-сформированные умения действовать в нестандартных  ситуациях с детьми с ОВЗ (ребенок убегает с площадки, находится в аутостимуляции , хлопает дверями, плюется и т.д.),

-сформированные знания и умения взаимодействовать с соц. пед. запущенными семьями.

- сформированные умения определение возможных причины нежелательного поведения у детей и родителей,

- сформированные  знания о правилах, алгоритме и ошибках  взаимодействия с родителями,

-сформированные навыки контроля и регуляции собственным эмоциональным состоянием и поведение в нестандартных ситуациях.

-сформированные знания и умения действовать в конфликтной ситуации между детьми или родителями

-сформированные знания о важности здоровых  взаимоотношений педагогов группы, как условия положительных отношений с родителями

- сформированные знания и умения выхода из актуальных нестандартных ситуаций.

Календарно-тематическое  планирование

Тема, содержание

Количество встреч

1.

1.Нестандартные ситуации с детьми и родителями (агрессия, истерики и т.д.) Определение и выявление.

2. Обсуждение актуальных ситуаций.

1

2.

1.Типы восприятия информации.  Функции поведения. Как понять причину нежелательного поведения и устранить, используя типы восприятия.

2.Рекомендации по актуальным ситуациям.

1

3.

1.Образ педагога. Эффективные формы взаимодействия с родителями.

2. Рекомендации по актуальным ситуациям.

1

4.

1. Предупреждение и преодоление деструктивного поведения субъектов образовательных отношений (агрессивное поведение ребенок-педагог, родитель-педагог, родитель-родитель). Предоставление чек-листов по ситуациям.

2. Рекомендации по актуальным ситуациям.

1

5.

1.Действия педагога в нестандартных ситуациях с детьми с ОВЗ. Действия педагога с соц.пед. запущенными семьями

2. Рекомендации по актуальным ситуациям.

1

6.

1.Обсуждение ситуаций из опыта педагогов, анализ чек- листов, рефлексия.

2.Анкетирование педагогов на предмет освоения материала.

1

Тема №1 Нестандартные ситуации с детьми и родителями. Определение и выявление

На данной встрече с педагогами обсуждается вопрос о том, кто как понимает понятие «нестандартная ситуация», попадали ли они в такие ситуации и какие ситуации хотели бы обсудить  на ближайших встречах. Дается возможность каждому педагогу высказать свое мнение по данным вопросом. Ведущий в свою очередь записывает те вопросы , «нестандартные ситуации», которые озвучивают педагоги.

Педагоги в основном выделяют следующие темы:

1.Что делать, если невозможно успокоить агрессивного ребенка, который кидается на детей и даже на взрослых?

2.  Как остановить истерическую дугу у ребенка?

3. Что делать, если ребенок не спит в саду?

4. Как   вести себя педагогу  если ребенок убегает с площадки, при этом не оставляя остальных детей без присмотра?

5. Как реагировать, если педагогу нагрубил родитель?

6. Что делать, если педагога обвиняют в непедагогическом отношении к ребенку?

7. Что делать, если педагог и дети в группе стали свидетелями конфликта между двумя родителями?

8.Что делать, если ребенка приводит и забирает родитель в алкогольном ил наркотическом опьянении?

9.Что делать, если  родитель не выполняет рекомендации педагога по вопросам гигиены, режима пребывания в саду,  воспитании и развития ребенка?

10.Что делать, если родитель не принимает ограниченные возможности  своего ребенка и предъявляет постоянные претензии к педагогу?

Данные темы самые распространенные в кругу педагогов. Очень часто они могут озвучить крайне индивидуальные ситуации, которые могут проявиться единожды, в настоящий момент времени. Ответы на данные ситуации также требует внимания. Их можно обсуждать после каждой встречи, планируя по 3-4 ситуации в конце каждой из них.

Обсуждение ситуаций из опыта педагогов

Тема № 2.Типы восприятия информации.  Функции поведения. Как понять причину нежелательного поведения и устранить, используя типы восприятия.

На данной встрече мы знакомим педагогов с типами восприятия информации, и то как можно преодолеть ту или иную сложность у взрослого или ребенка, в зависимости от типа восприятия информации.

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Особенности каждого типа восприятия

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета.  Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей.

То  какой  тип восприятия  человека  можно понять по его разговору, поведению и внешнему виду в целом. А зная это, мы можем предоставить информацию в приемлемом для человека виде, особенно в тот момент, когда он находится в нежелательном для нас поведении. Речь идет как о детях, так и о родителях.

Пример, если у нас ребенок визуал , который только стал посещать детский сад, не может спать, плачет и не реагирует на наши методы успокоения, мы можем  приучить его ко сну, используя в первое время , детские картинки, изображения , фото ,предположим, в телефоне. Это ребенка может сразу успокоить и даже настроить на сон. Данную процедуру можно использовать в начале обучения ребенка спать в детском саду, далее, когда он привыкает и плача не наблюдается , визуальные образы , в виде картинок, фото не предъявляются.

Функции поведения. Как понять причину нежелательного поведения и устранить, используя типы восприятия.

Зная способы воздействия на ребенка или взрослого в момент нежелательного поведения,  мы  должны определить его причины, знание которых,  в свою очередь поможет разработать тактику предотвращающую появление нежелательного поведения вообще.  Что это значит? Любое нежелательное поведение может иметь одну из 4 причин:

  1. Привлечение внимание
  2. Доступ к желаемому
  3. Избегание
  4. Аутостимуляция (действия,с получение определенных ощущений , связанных с эмоциями , переживаниями; самоуспокоение, самовозбуждение и т.д.)

Например, девочка  6 лет , начинает кричать , бросать игрушки, бегать по игровой, в момент, когда воспитатель начинает  работать с другим  ребенком, обучая его вырезать ножницами формочки  и приклеивать их. Нежелательное поведение данной девочки – крик, бросание игрушек, бег  в игровой. Его причина- привлечение внимания. Задача педагога обеспечить данную девочку тем объемом внимания, которое поможет ей не проявлять нежелательного для нас поведения.  В данном случае это может быть, помощь ребенка  педагогу в раздаче дидактического материала  для занятия, помощь в собирании работ, включение в роль главного по дежурствам и т.д.

Обсуждение ситуаций из опыта педагогов

Тема №3 Эффективные формы взаимодействия с родителями. Образ педагога. Действия педагога при агрессии, грубости и хамстве родителя.

Эффективные способы взаимодействия с родителями

Алгоритм взаимодействия с родителями

Для того, что взаимоотношения педагога и родителя оставались позитивные и приводили к конфликту, начиная общение с родителем важно учитывать следующие шаги:

1.Знакомство, установление визуального контакта;

2.Установление пространства и положения в процессе общения

3. Установление эмоционального контакта, формирование доверительных отношений, накопление согласий.

4.Принятие свойств и принципов личности и действия по правилу «Относится к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам».

5. Умение прогнозировать и управлять поведением партнера, подстраиваться под него.

6. Формирование у собеседника чувство уважения к себе и своей личности

7. «Коррекция» поведения родителя, связанная с е его особенностями или особенностям ребенка, педагогические советы и рекомендации по вопросам развития и воспитания ребенка и взаимодействия семьи с детским садом.

Для того, чтобы отношения с родителем продолжались в положительном русле важно придерживаться следующих правил:

  • всегда улыбаться
  • уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации, причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;
  • избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;
  •  уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег. Правильно взвешивать их обоснованность;
  • избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;
  • начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору, т.е. использовать технику «сэндвич».

«ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ»

Иногда, придерживаться алгоритма  и правил общения с родителем недостаточно, чтобы избежать конфликта, так как мы можем иметь дело с «трудными родителями». Знание, какие родители относятся к трудным, дает возможность увеличить наше усилие в направлении использования алгоритма и правил. Итак, кто это -«трудные родители»?

  • Имеют негативный опыт из жизни, склонны фантазировать в негативном ключе о любой «подозрительной» для них ситуации.
  • Переживают «кризис личного успеха», потому неустойчивы к критике и стремятся выставить себя лучше, чем есть.
  • Находятся под «бременем высокого статуса» (реальный, мнимый), потому не позволяют себе просить о помощи.
  • Активны, но неэффективны, справляются как могут, потому остро реагируют на критику или  недовольство.
  • Привыкли жить «иждивенцами», не умеют управлять ситуациями жизни, поэтому перекладывают ответственность на других.
  • Одиноки в трудностях своей жизни, потому убеждены, что только личным участием, контролем и поучением других могут предотвратить трудности.

Образ педагога.

«ТРУДНЫЕ ПЕДАГОГИ», стили их общения

Часто, препятствием для позитивных отношений между педагогом и родителем могут быть неправильные стили общения педагога. Можно выделить следующие стили общения педагога по отношению к родителям:

  1. Авторитарный тип
  2. Либерально-попустительский тип
  3. Гипервнимательный и гиперопекающий тип
  4. Отчужденный
  5. Демократический

Каждый из данных стилей имеет свои отрицательные особенности и самым максимально приемлемым стилем общения , является демократический.

10 ошибок педагога

№1 Терять самообладание

Потерять самообладание, кричать на детей - это неприемлемо. У всех есть плохие дни, но наша задача сохранить самообладание. Нежелательно, чтоб дети нас запомнили кричащими или плачущими. Так что, если мы чувствуем , что теряем самообладание, нужно выйти из комнаты на минутку, абстрагироваться, сосчитать хотя бы до 50.

№2 Терять контроль

Не позволять детям брать нас под свой контроль.  Иногда, ребенок может громко кричать, истерить, тем самым желая взять нас под контроль. Важно не быть слишком пассивной и постараться установить свои границы. Можно договориться о знаках, по которым группа будет понимать – действуют они или слушают инструкцию или вообще молчат. Например, можно поднять руки, позвонить в колокольчик, призывая к тишине.

№3 Потеряться в кипах бумаги или работать на компьютере

Много бумаг-заданий, планов, табелей – это наша работа, но она не должна нас отвлекать от взаимодействия с детьми. Особенно, когда вас видит родитель , часто сидящей за столом в компьютере, это может стать причиной для конфликта.

№4 Кушать

Угостить детей в группе, когда вы пьете  кофе еще как то «возможно», но кушать в момент, когда дети играют , при этом находясь в их поле зрения или кушать другую еду в момент, когда дети едят что-то садовское, просто недопустимо(им может также хочется вашей еды, поэтому можно и желательно кушать вместе с детьми, при этом они не должны видеть, что вы едите).

 

№5 Не привязываться эмоционально

Важно установить границы для себя и смотреть на ситуацию и ребенка объективно, т.к. жалость по отношению к ребенку, избыточное желание помочь, любовь к нему может ухудшить ваши взаимоотношения с родителем этого ребенка.

№6 Все время сидеть

Если педагог все время сидит за столом это привлекает родителей. Они начинают думать, что имеют дело бездейственным, безынициативным, безразличным педагогом.

№7 Некорректно шутить, говорить что-то о ребенке или его родителе в присутствии самого ребенка

Иногда простая шутка или комментарий в адрес ребенка или родителя может стать причиной увольнения педагога. Часто шутки или просто комментарий в адрес ребенка или его семьи могут услышать случайно зашедшие в группу родители или ребенок может передать по-своему информацию, услышанную о себе или о своих родителях.

№8 Опаздывать

Частые опоздания обязательно станут поводом для конфликта с родителем.

№9  Все время говорить по телефону

Постоянно говорить по телефону  (даже с теми же родителями), отвечать на сообщения - это не только непрофессионально, но и опасно для жизни и здоровья детей, также может быть причиной конфликта с родителем

№ Выбирать любимчика

Важно уделять внимание всем детям и быть честными со всеми. Если вы будите делать поблажки определенным детям, то это будет влиять негативно на других детей. Также не рекомендуется находиться в одной группе со своим личным ребенком. Данная ситуация равносильна ситуации иметь любимчика.

Действия педагога при агрессии, грубости и хамстве  родителя

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

«Профессиональные» скандалисты  могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким необходимо: отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством, и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только человек поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Лучше перенести нормальный диалог на другое время. Можно пригласить на повторную встречу  с вами и заведующей. Важно, чтоб во время конфликта кроме вас присутствовал еще кто-либо.

  • Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу, не обижайтесь: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
  • Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете старшего воспитателя или заведующей.
  • Контролируйте собственную реакцию на ситуацию.
  • Попробуйте понять, почему родители так себя ведут, какая функция поведения затронута, что можно предложить чтоб удовлетворить эту функцию.
  • Мы не можем изменить обстоятельства, но можем изменить свое отношение к ним

Помните: в группе главный — педагог, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Тема №4 Действия педагога при  агрессивном поведение ребенка. Действия педагога в условиях  истерической дуги у ребенка.

              Действия педагога при  агрессивном поведение ребенка 

Причиной агрессии, как правило, становятся переполняющие ребенка негативные эмоции и гнев, связанные с определенной ситуацией. Разбирая причины возникновения агрессивных проявлений у детей, можно условно выделить несколько групп:

  1. Вина родителей.  Нередко встречаются случаи, когда виновником появления агрессивных действий становятся сами родители, мать или отец. Такой ситуацией может стать жестокость, отчуждение и равнодушие родителя, физические наказания или же издержки воспитания, когда родители стараются не замечать первых звоночков агрессии. Насилие в семье, унижение человеческого достоинства, жесткая авторитарность и деспотичность в воспитании, аморальный образ жизни родителей, агрессия одного родителя по отношению к другому, так же не проходит мимо детской психики.
  2. Заболевания. В эту группу можно отнести соматические и хромосомные заболевания, приводящие к нарушению работы головного мозга, к задержке умственного и психо-моторного развития, нарушению социализации, гиперактивности, повышенной нервной возбудимости, дефициту внимания и интеллекта. Здесь нет вины родителей, все происходит от того, что действия эти неконтролируемы и всегда сопровождаются повышенной нервной возбудимостью, истериками, чрезмерной плаксивостью, подавленным состоянием. Работать здесь нужно опытным врачам, психотерапевтам и психологам
  3. Социальные факторы. В эту группу отнесем просмотр провокационных фильмов и сериалов, игры в жестокие компьютерные игры, агрессию со стороны сверстников.
  4. Возрастные особенности – это как раз то, о чем говорилось выше: кризис 3 и 7 лет, попытка узнать границы дозволенного, способы достижения цели несмотря ни на что.

Способы борьбы с агрессией у ребенка

Конечно, с агрессивными приступами можно и нужно бороться. Самый основной способ устранения агрессивности у ребенка – изменить методы воспитания. Важно дать понять ребенку, что его любят. Разрешением ситуации может станет ограничение просмотра телевизора, игр в гаджетах, проведение  бесед с разъяснением. Но это больше относится к действиям родителей.  Педагогам же в группе для начала стоит разобраться в том, почему именно так ведет себя малыш: ему недостаточно внимания родителей, и он так пытается привлечь к себе внимание? Он ревнует маму или папу к младшему (старшему) брату (сестре)и его поведение дома стало стереотипным для других ситуаций? В лучшем случае определить причину и  функцию агрессивного поведения и действовать исходя из них.

В группе можно использовать следующие методики борьбы с агрессивными проявлениями у детей:

  1. Попросите малыша нарисовать на альбомном листе причину агрессии и предложите порвать листок.
  2. Вдохнуть и досчитать до 10.
  3. Выплеснуть всю злость на подушки, то есть побить ее, как боксерскую грушу.
  4. Покричать в стаканчик.
  5. Переключите внимание на что-то другое.
  6. Занять  ребенка  игрой (гимнастикой, футболом, лепкой, пазлами и т.д.).

Но прежде чем решиться, как бороться в агрессией ребенка, стоит для начала определить ее причину (их 4 как уже было отмечено) и функции (их также 4), так как именно от них зависит методика преодоления агрессии у ребенка в группе .

Что нельзя делать во время агрессии:

-спрашивать и читать нотацию, почему ребенок себя так ведет (это усиливает нежелательное поведение)

-снимать на видео и угрожать, что покажите родителям или авторитетному для ребенка лицу (можно снимать, если ребенок этого не видит)

-угрожать милицией, заведующей детским садом или тем чего или кого ребенок боится

 - доказывать, объяснять, воспитывать ( в этот момент, он неспособен адекватно воспринимать )

-повышать голос, кричать

-применять физическую силу: дергать за руку, трясти ( это только усугубит ситуацию)

Что еще можно сделать?

-не смотреть в глаза ребенка

-не становиться напротив него, тем более держать и брать на себя агрессивные удары

-находиться боком к ребенку или расположиться так, чтоб ребенок находился к вам спиной.

-изолировать от других детей (или детей изолировать от агрессивного ребенка), т.е. убрать аудиторию

- переключить внимание,  используя доминирующий канал восприятия ребенка

-вызвать скорую помощь (если есть договоренность с администрацией  и педагогом-психологом по данному ребенку ).

Действия педагога в условиях  истерической дуги у ребенка

Детская истерика (истерический невроз) — состояние нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением. Чаще всего используется осознанно для достижения желаемого. Однако приступы могут быть также  продиктованы психотравмами или заболеваниями нервной системы. В таких случаях требуется помощь неврологов и психотерапевтов.

Основная причина истерики — столкновение интересов ребёнка и другого объекта (ребенок , педагог, родитель, предмет). Выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих данное состояние. Они могут быть обусловлены психологическими и физиологическими факторами.

Психологические , связанные с  ребёнком:

  • отсутствие возможности вербально высказать недовольство (когда ещё не умеет разговаривать);
  • привлечение к себе внимания, которого не хватает;
  • непреодолимое желание добиться чего-либо;
  • выражение протеста;
  • подражание сверстникам или взрослым;
  • психотравма;
  • слабый, неуравновешенный тип нервной системы.

Психологические , связанные со взрослым  (родитель, бабушка, воспитатель):

  • гиперопека, чрезмерная строгость;
  • неправильная система наказаний и поощрений или её отсутствие;
  • прерывание любимого занятия;
  • нарушение личного пространства;
  • ошибки в воспитании.

Физиологические:

  • недосыпание;
  • переутомление, чрезмерные физические или эмоциональные нагрузки;
  • голод;
  • заболевания нервной системы;
  • болезнь или реабилитационный период после болезни.

Признаки

Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Воспитатели должны знать как проявляется истерика у ребенка, чтоб быть готовым к ее купированию.

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют следующие признаки

  •  хныканье;
  •  ворчание;
  • поджатые или дрожащие губы;
  • нахмуренный взгляд исподлобья
  • глаза, полные слёз;
  •  раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
  •  резкие движения;
  • красное или бледное лицо.

Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:

  • плачет;
  • громко кричит;
  • размахивает ногами и руками;
  • топает, прыгает;
  • разбрасывает предметы;
  • царапает, кусает самого себя и окружающих;
  • бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
  • бьётся головой об стену или пол;
  • катается по полу;
  • лёжа на полу, выгибает спину дугой (отсюда и название «истерическая дуга»)
  • При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты  плохая», «я тебя ненавижу», «отдай игрушку», «хочу конфету» и т.д.

Что делать?

1. Попытка перехвата

Чтобы избежать истерики, желательно заметить предвестники истерики и если удалось срочно отвлечь, переключить внимание, используя доминирующий  канал восприятия ребенка (любимой книжкой, музыкальной игрушкой, тактильным воздействием и т.д. ) и, не забывая о функции поведения (удовлетворить ее).

2. Игнорирование или ожидание окончания истерики

При истерической дуге часто важно просто находиться поблизости с ребенком (иногда даже вне его поля зрения) и ждать ее окончания. Ребенок начинает понимать, что его истерика не изменила отношение взрослого к ситуации ,и тогда он прекращает ее. Тогда он начинает искать «заменающее» поведение, например агрессию.

3. Сохранение спокойствия

В момент истерики ребенка - не нужно ничего доказывать, не повышать голос, не паниковать, не жалеть ребенка. Ровным тихим голосом  сказать ребенку «Я понимаю, что  ты хочешь эту игрушку, ты обижаешься на меня (другого ребенка), что тебе ее не дают, но……Тем самым показывая ребенку, что вы его понимаете.

4. Вовлечение второго взрослого

 Часто помогает, когда в момент истерики ребенка вмешивается  другой взрослый, который отсутствовал в момент взрыва эмоций ребенка. Второму взрослому легче сохранить спокойствие и осуществить 3 пункт, т.е. показать свое понимание  и заинтересованность помочь ребенку, переключить на что-то другое.

5.Обозначение проблемы

Когда ребенок успокоился, выяснить причину его капризов, как это понимает ребенок, например, «Ты рассердился, потому что … тебе было трудно дождаться …, но у нас по расписанию должно было быть это, это, и это, а потом только то что ты хотел».

6. Вызов скорой помощи (заранее согласовывая с руководством)

При длительном проявлении истерической дуги,  частых приступов истерики, а также бездействии родителей (выполнение рекомендаций педагога, психолога по вопросу истерик), важно вызывать скорую помощь.

Рекомендации по актуальным ситуациям

Тема №5 Действия педагога в нестандартных ситуациях с детьми с ОВЗ. Действия педагога с соц.пед. запущенными семьями

Действия педагога в нестандартных ситуациях с детьми с ОВЗ

Действия и стратегии  педагога в нестандартных ситуациях с детьми с ОВЗ не всегда идентичны тем, которые мы применяем в педагогической практике с остальными детьми. Эти отличия не качественные, а временные и даже количественные. Кроме того, используя ту или иную стратегию выхода из нежелательной ситуации, педагог должен основываться на те «ограниченные особенности», которые проявлены у конкретного ребенка. Так, например, если у ребенка тяжелое нарушение речи (ТНР), то в ситуации, когда он проявляет  такое нежелательное поведение как игнорирование повторяющихся инструкций, непонимание заданий, невыполнение тех или иных действий, то наша задача упростить инструкцию, сделав ее более понятной, многократно повторить и даже продемонстрировать желаемое действие, так как нарушение речи предполагает трудности понимания,  а следовательно, выполнения заданного. Или, если у ребенка расстройство аутистического спектра (РАС) и у него проявляется такое нежелательное поведение как убегание с площадки, двигательная расторможенность, сложности в концентрации внимания,  - педагог использует на прогулке  смену желанных  игр, игрушек, которые помогают удержать  на площадке данного ребенка, дают возможность переключать его внимание, тем самым удержать  его в поле своего зрения. Или , если у ребенка задержка психического развития  (ЗПР),  и он впал с состояние истерической дуги, действия педагога во схеме состоящей из 6 пунктов  упрощаются , особенно в пунктах 3,4,5. Под упрощением мы понимаем - объяснение в более упрощенной форме, с наименьшим количеством слов, но с многократным повторением  как самого состоянии ребенка , так и констатации факта ,приведшего к истерике.

Методы, с возбуждающие чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

  • метод «радостной перспективы» - радостное событие, которые ждет ребенка в ближайшее время
  • метод «увлечения весельем» - веселая юмористическая вставка педагога, которая может рассмешить ребенка;
  • метод «поощрения и похвалы» - проявлять  чувство радости от сделанного ребенком, посредством  одобрения (мимикой, жестом, словом);
  • метод «самонаблюдения за своими эмоциями» - акцент педагога на положительную эмоцию,  которая возникла у ребенка по той или иной причине.

Методы поддержки психического здоровья ребенка:

  • метод «убирания отрицательных переживаний» - способ изменения отрицательных эмоций на положительные;
  • метод «устранения плохих привычек»;
  • метод «выработки хороших привычек»;
  • метод «расслабления» создание спокойной релаксирующей обстановки

Методы, укрепляющие волю ребенка и предупреждающие капризы:

  • метод «напоминания» - педагог повторяет просьбу и показывает ее значимость;  
  • метод «исправления ошибки» - педагог показывает чувство
  • неудовлетворенности собой у ребенка и направляет на исправление свои ошибки;
  • метод «акцентирования на правильном взаимодействия со сверстниками, взрослыми , а также предметами» - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых окружающим предметам и людям

Методы развития самостоятельности включают методы стимулирования развития личности:

  • поощрения
  •  наказания
  •  предоставление дополнительных заданий;
  • критика
  • смена видов деятельности
  • создание ситуации самостоятельного выбора
  •  создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);

Рекомендации, предупреждающие нежелательное поведение ребенка с ОВЗ

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Нахождение ребенка в ближней зоне, так как контакт глаз усиливает внимание.

4.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

5.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, быть самостоятельным, высказывать свое мнение.

Действия педагога с соц.пед. запущенными семьями

Часто родители не предоставляют надлежащих условий для полноценного развития детей, что может привести  к социально-педагогическую запущенность ребенка.
Педагогическая запущенность – это отклонение от нормы в физическом, интеллектуальном и особенно в психологическом развитии детей. Существует много внешних факторов, которые влекут за собой серьезные отклонения в поведение ребенка. Одним из них является неблагополучная семья, что всячески препятствует нормальному, стабильному развитию ребенка. Неблагополучные семьи – это не всегда пьющие и гулящие родители, зачастую под эту категорию попадают люди, которые забывают о своих прямых обязанностях – воспитании и обучении своих детей. Ученые выделяют следующие типы неблагополучных семей, которые способствуют появлению педагогически запущенных детей:

1.Неполные семьи, отсутствие одного из родителей, что приводит к дефициту времени и сил данного родителя.

2.Конфликтные семьи (конфликт между родителями)

3. Нравственно запущенные семьи (члены семьи ведут нездоровый образ жизни)

4. Педагогически неграмотные семьи (где дети имеют полную свободу действий и лишены контроля)

5.Семьи, где один  ребенок инвалид (в некоторых случаях наличие одного ребенка инвалида влечет за собой невнимание родителей к другому ребенку и как результат, педагогическая запущенность последнего, бывает же с точностью наоборот- гипервнимание ко второму ребенку)

6. Семьи, находящиеся в социально-финансовой неблагоприятной ситуации

Педагогическая запущенность детей проявляют:

  • Замкнутость, тревожность, агрессия, раздражительность, враждебность;
  • Нарушение общения;
  • Безразличие к социуму;
  • Отсутствие желания заниматься, развиваться;
  • Несоблюдения гигиены. 

Стратегии поведения с данной категорией детей ничем не отличаются от стратегий взаимодействия с другими детьми в нестандартных ситуациях ,о которых мы говорили ранее. Необходимо лишь понять функции  нежелательного поведения, а также определить канал восприятия информации, который поможет преодолеть нежелательное поведение. Можно лишь отметить некоторые сложности взаимодействия с родителями в данных семьях. Часто педагог сталкивается с непониманием родителей данной категории семей. Речь идет как о способностях восприятия данной им информации, так и сложностях выполнения рекомендаций по вопросам ухода, воспитания и развития их детей. Если речь идет о сложностях понимания информации, педагог должен, на сколько это возможно, оставаться спокойным и продолжать систематически давать необходимую информацию родителю, при этом сохраняя положительный настрой и упрощая форму, способы подачи информации (более элементарно  и упрощенно). В момент, когда педагог повторяет информацию и начинает раздражаться, что сталкивается с непониманием, родитель реагирует на эмоцию педагога и это может повлечь за собой раздражение и даже  хамство родителя. Кроме того, родители данной категории могут болезненно воспринимать даже небольшой намек на свою несостоятельность или невнимательность по отношению к детям, что также может повлечь за собой их недовольство и конфликт. Поэтому, педагог дипломатично направляет родителя помощь своему ребенку, например, сказав,- « Уважаемая Анастасия Сергеевна, на шкафчике  Никиты ,в пакетике лежат его вещи , которые нужно постирать. Принесите, пожалуйста, их в понедельник. Только не забудьте. Спасибо большое!» Или,- «Александр Николаевич, вы видите как Пете тяжело с вами утром прощаться, вы приходите, а он уже плачет.  Петя говорит, что вы поздно ложитесь спать, а утром он не хочет просыпаться. Хорошо бы, чтоб в 22.00 Петя уже спал. Попробуете это сделать?». Данное обращение делать каждый день, пока вы увидите, что утренние расставания успокоились. Когда все наладиться, обязательно похвалить родителя за помощь своему ребенку и вам.

В семьях, где идут конфронтации между родителями или, тем более ,они находятся в разводе, педагогу необходимо иметь нейтральную позицию, не защищать и не поддерживать кого-либо из родителей. Также важно донести до родителей, чтобы и они старались не настраивать ребенка против другого родителя. Родители должны  больше говорить, что любят ребенка, но вместе не могут находиться, по каким-то объективным причинам, не зависящим от ребенка.

Часто педагог бывает свидетелем неадекватного состояния родителя (наркотическое, алкогольное опьянение). Особенно «страшно», когда родитель в таком состоянии забирает ребенка. Педагог не имеет права не отдавать ребенка родителю, но сообщить о его неадекватном состоянии он обязан администрации. Кроме того, отдавая родителю педагог не должен показывать свою тревогу или тем более недовольство по отношению состояния родителя, так как эти обстоятельства могут стать причиной конфликта, хамства родителя.

Рекомендации по актуальным ситуациям

Тема №6 Действия педагога в конфликтных ситуациях между детьми, родителями. Роль здоровых межличностных взаимоотношений между педагогами группы как условие положительных взаимоотношений с родителями. Анкетирование педагогов на предмет освоения материала.

В любом конфликте, будь то конфликт между детьми, между ребенком и родителем, между двумя родителями, между родителем и педагогом - педагоги группы должны иметь схожие мнения, а также одинаковую степень вовлеченности и форму реагирования. Эти составляющие не только могут урегулировать конфликт, но и предотвратить его появление.  Если один из воспитателей постоянно взаимодействует с родителями, говорит о положительных и отрицательных моментах в поведении детей, а другой старается не сталкиваться с родителями и вообще ничего не говорить о детях, отношения родителей к двум педагоги будут полярными, одного они будут воспринимать как участливого, понимающего, а другого как безразличного. Когда же речь идет о конфликте, то одинаковая  роль каждого педагога и их вовлеченность может остановить конфликт. Часто бывают ситуации, когда происходит конфликт между одним педагогом и родителем. В  такой ситуации, родитель начинает искать поддержки у другого педагога. Роль последнего показать и проявить поддержку по отношению к другому педагогу, поддержать ту же линию, которой придерживался первый педагог, даже если есть внутренние барьеры непонимания или критика. Это, конечно возможно, если между педагогами есть внутренняя совместимость. В других же случаях, один из педагогов начинает проявлять к родителю свое отношение, с преобладанием поддержки, а коллеге показывать, что он на его стороне. Данное положение вещей неприемлемо, но часто наблюдается на практике.

Педагоги должны помнить, что их отношение к детям, родителям должно быть одинаковым, когда речь идет о информировании, подаче рекомендаций родителям, воспитании и развитии детей группы. Понятия  «хороший и плохой полицейский» должны уступить место понятиям «грамотные и участливые педагоги, профессионалы своего дела».

Важным правилом для педагогов является следующее : любая информация, совет, рекомендация, родителям  должна предоставляться в технике «сэндвич».

Анкета для педагогов

  1. Как вы понимаете для себя понятие « нестандартаная ситуация»?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. С какими нестандартными ситуациями вы сталкивались?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие типы восприятия информации вы знаете?_____________________________________________________________________________________________________________________________
  4. С какими функциями поведения вы познакомились_______________________________________________________________________________________________________________________
  5. Каков алгоритм взаимодействия с родителями? (напишите хотя бы 4 пункта из 7)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. С конфликтами,  какого характера вы сталкивались?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Каковы действия педагога при прямой агрессии  родителя в его адрес?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Каковы действия педагога при прямой, ярко выраженной агрессии ребенка?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Каковы действия педагога при ярко выраженной истерике у ребенка?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10.  Чем отличается действия педагога в нестандартных ситуациях с детьми с ОВЗ от действий в подобных ситуациях с остальными  детьми?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Каковы действия педагога с соц.педа. запущенными семьями  (что больше запомнилось по данной теме)________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Какова роль межличностных отношений в группе между педагогами в вопросе предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по актуальным ситуациям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"

Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутре...

Консультация для педагогов "Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями"...

Памятка для педагогов «Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями»

Памятка для педагогов«Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями»...