Стили педагогического общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников
статья

Данная статья посвящена стилям педагогического общения. Даны определения таким понятиям, как «стиль общения» и «стиль педагогического общения». Выделены и кратко описаны виды отношения педагога к обучающимся. Рассмотрены виды педагогических стилей общения и дана характеристика каждому из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стили педагогического общения

и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников

Цель: повышение  педагогической и  психологической компетентности

педагогов по  взаимодействию  с  детьми в  области взаимоотношений

«взрослый-ребёнок» и их влияние на эмоциональную сферу детей

Задачи:

1.Расширить представление педагогов об особенностях  стиля

педагогического общения и их влияния на эмоциональное развитие детей.

2.Способствовать формированию коммуникативной компетентности

педагогов.

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения.  Педагогическое  общение  представляет  собой  систему  взаимодействия педагога  с  детьми  с  целью  оказания  на  них  воспитательного  воздействия, формирования  педагогически  целесообразных  взаимоотношений  и  самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата. Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников. У  каждого  педагога  есть  своя  воспитательная  стратегия,  а  точнее,  модель

взаимодействия  с  детьми.  Наиболее  содержательные  характеристики  моделей взаимодействия педагога с детьми даются В. А. Петровским:

Модель «Невмешательства» в жизнь ребенка

При такой модели взаимодействия для педагога характерна отстраненность от детей, которую можно выразить словами: «Оставьте меня в покое». Педагог проявляет по отношению к детям безразличие, равнодушие, раздраженное неприятие. Ребенку не оказывается эмоциональная поддержка, не предлагаются альтернативные варианты поведения,  он  остается  наедине  со  своими  трудностями.  Тактика  общения  здесь такова:  «мирное  сосуществование»,  «рядом,  но  не  вместе».  Личностная  позиция

педагога –избегать ответственности. Ребенок воспринимается им как обуза, досадная помеха в решении собственных проблем. Модели «невмешательства» в жизнь ребенка соответствуют объект-субъектные связи. В качестве субъекта фактически выступает ребенок, пассивная роль отводится взрослому. В данном случае задача взрослого это приспосабливаться к желаниям ребенка, т. е. создаются условия и предпосылки для его спонтанного развития. Такой тип связи, как правило, наиболее характерен для семейного воспитания.

Учебно-дисциплинарная модель общения

Основной  целью  этой  модели  выступает  стремление  вооружить  ребенка

знаниями,  умениями  и  навыками.  Ребенок  в  данном  случае  является  объектом воздействия взрослого. Активность педагога преобладает над активностью ребенка, который вынужден подстраиваться под взрослого. Характерные способы общения:

наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание. Личностная позиция педагога: удовлетворять требования ребёнка. Для  учебно-дисциплинарной  модели  взаимодействия  взрослого  с  ребенком,

характерны иные, субъект-объектные связи. Взаимоотношения, построенные на таких связях,  называют  тоталитарными,  при  этом  личность  педагога  является  наиболее значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Он выступает в качестве объекта приложения  педагогических  воздействий,  поэтому  и  находится  в  подчиненном положении  (обязан,  должен).  Основное  противоречие  в  общении  преодолевается

путем явного или неявного принуждения.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия

Целью общения выступает стремление педагога обеспечить ребенку чувство

психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность.

Воспитатель не подгоняет развитие детей под определенные стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учетом индивидуальных

особенностей.  Ребенку  предоставляется  определенная  самостоятельность,  его активность не подавляется. Формирование знаний, умений и навыков выступает не самоцелью, а средством полноценного развития личности.

Способы  общения:  понимание,  приятие  личности  ребёнка,  основанное  на

способности  взрослых  к  децентрации  (умение  становиться  на  позицию  другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции)

Тактика  общения:  сотрудничество,  использование  проблемных  ситуаций,

требующих  от  детей  проявления  интеллектуальной  и  нравственной  активности, гибкость позиций общения при взаимодействии с ребенком. Ребенок воспринимается взрослым как  полноценный  партнер  в условиях  сотрудничества.  Педагогическое воздействие  направлено  на  интересы  ребенка  и  перспективы  его  дальнейшего развития.

Личностно-ориентированная  модель  взаимодействия  является  наиболее

эффективной  для  полноценного  общения  детей  и  педагога.  В  данном  случае  и взрослый,  и  ребенок  в  равной  мере  являются  субъектами  взаимодействия. Возникающие  противоречия  разрешаются  посредством  сотрудничества.  Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и  воспитателя,  что  диктуется  и  направляется  отличительной  характеристикой взаимодействия: субъект -субъектными отношениями двух сторон, педагога и детей.

Из  трех  приведенных  и  подробно  описанных  моделей взаимодействия

взрослого с ребёнком оптимальной является личностно-ориентированная, построенная на  субъект-субъектных  связях.  Обзор  психолого-педагогической  литературы  по проблеме  дает  возможность  считать  личностно-ориентированную  модель взаимодействия в группе ДОУ наиболее значимой, и не только для усвоения детьми опыта человеческих отношений, но и для переноса усвоенных образцов в общение со

сверстниками.

Каждый педагог имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего,  транслировать  своим  собственным  поведением  личностное  отношение  к другому человеку. Реальное  педагогическое  общение  предполагает  субъектные  отношения: партнеры  по  общению  строят  свое  взаимодействие  так,  чтобы  учитывать психологические  особенности  друг  друга:  интересы,  мотивы,  цели,  темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребенку, предполагает определенное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности,  т.  е.  дети  выступают  только  объектом  воздействия,  то  нельзя говорить о полноценном общении. В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей  педагога,  сложившийся  характер  взаимоотношений  его  и воспитанников,  творческая  индивидуальность  педагога,  а  также  индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм. Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения,  присущий  воспитателю.  Стиль  педагогического  руководства  можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе  требований  и  ожиданий  соответствующего  поведения  воспитанников.  Он

воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Что  такое  стиль  общения?  Чтобы  ответить  на  этот  вопрос,  обратимся  к

наиболее общему толкованию понятия "стиль".

Стиль - это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения  человека.  По  определению  психолога  А.  А.  Бодалева,  стиль-это индивидуально-своеобразная манера действования. Стиль  общения  педагога  с  детьми - категория  социально  и  нравственно насыщенная. Исходя из этого, В. А. Кан-Калик писал: "Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся".

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный.

Ведущий предлагает  разделиться педагогам на три группы,

выбрав один кружочек (кружки разного цвета: жёлтый, синий, красный; с одной стороны они цветные, с другой –нет). Педагогам предлагается выбрать один из трёх  названных стилей  общения  и  заполнить  таблицу  со  своей  группой.  После  работы в каждой группе данные анализируются.

Авторитарный стиль педагогического общения

Педагог  занимает  доминирующую  позицию,  не  позволяет  детям  проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

Дети  при  таких  способах  взаимодействия  будут,  скорее  всего,  прекрасно

Вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка,  а  необходимостью  реализовывать  желательное  поведение  в  присутствии воспитателя.  Данная  модель  не  способствует  развитию  самостоятельности  и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

Педагоги  с  авторитарным  стилем  общения,  напротив,  проявляют  ярко

выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще  используют  запреты  и  ограничения  в  отношении  детей,  злоупотребляют отрицательными  оценками;  строгость  и  наказание основные  педагогические средства.  Авторитарный  воспитатель  ожидает  только  послушания;  его  отличает большое  количество  воспитательных воздействий  при  их  однообразии.  Общение педагога   с   авторитарными   тенденциями   ведет   к   конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия  для  воспитания  дошкольников.  Авторитарность  педагога  часто  является

следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям-с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убежденыв том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов  здесь  и  сейчас,  скорее  можно  достигнуть  желаемых  целей.  Ярко выраженный  авторитарный  стиль  ставит  педагога  в  позицию  отчуждения  от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая  развитие  у  детей  таких  качеств,  как  инициативность  и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Демократический стиль педагогического общения

Наиболее  эффективным  и  оптимальным  считается  демократический  стиль

взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки.

Основная особенность этого стиля –взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению

общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует  развитию  у  ребенка  умения  общаться,  учитывать  интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать  допущенные  ошибки.  В  своей  работе  такой  педагог  стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах  воспитателей,  для  общения  которых  свойственны  демократические тенденции,  создаются  оптимальные  условия  для  формирования  детских взаимоотношений,   положительного   эмоционального   климата   группы. Демократический  стиль  обеспечивает  дружественное  взаимопонимание  между

педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Либеральный стиль педагогического общения

Характеризуется  стремлением  педагога  минимально  включаться  в

деятельность,  формализмом.  Попустительский  стиль  общения  реализует  тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей  взрослых  с  ребенком.  Возможно,  что  ребенок  проявит  раннюю самостоятельность  и  независимость,  но  не  будет  способным  к  участию  и сопереживанию другим людям. Для   либерального   воспитателя   характерны   безынициативность, безответственность,  непоследовательность  в  принимаемых  решениях  и  действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях  и  через  определенное  время  способен  предъявить  полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен  пускать дело на самотёк,  переоценивать  возможности  детей.  Не  проверяет  выполнение  своих требований.  Оценка  детей  либеральным  воспитателем  зависит  от  настроения:  в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом- негативные.

Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель  стремится  ни  с  кем  не  портить  отношений,  в  поведении  ласков  и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых. В  реальной  педагогической  практике  чаще  всего  имеют  место  смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные  приемы  авторитарного  стиля  общения,  которые  порой  оказываются достаточно  эффективными.  Но  и  в  этом  случае  педагог  должен  быть  в  целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так  как  этот  стиль  общения  позволяет  максимально  реализовать  личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

 В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде  встречается  редко.  На  практике  часто  встречается,  что  отдельный  педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль  характеризуется  преобладанием  двух  каких-либо  стилей:  авторитарного  и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным).

Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Первое экспериментальное исследование стилей  общения  было  проведено  в1938 году немецким психологом Куртом Левином.

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью

В основе этого стиля –единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность  совместным  с  детьми творческим поиском – результат не только коммуникативной  деятельности  педагога,  но  в большей  степени  его  отношения  к  педагогической  деятельности  в  целом. Такого стиля общения придерживался В.А.  Сухомлинский. На  этой основе он формировал свою  систему  взаимоотношении  с  детьми. Этот стиль  общения  можно  рассматривать  как  предпосылку  успешной  совместной деятельности.  Говоря   о системе  взаимоотношений   педагога   с   воспитанниками,      А.С.   Макаренко утверждал,  что  педагог,  с  одной  стороны,  должен    быть    старшим  товарищем  и наставником, а с другой –с участником совместной  деятельности.

Подчеркивая    плодотворность    такого    стиля  взаимоотношений  педагога   с воспитанниками на  основе  увлеченности  совместной  творческой деятельностью,  необходимо    отметить,    что    дружественность,    как    и      любое эмоциональное настроение и  педагогическая  установка  в  процессе  общения, должна иметь меру. Зачастую  молодые  педагоги    превращают    дружественность    в панибратские отношения с детьми, а это отрицательно сказывается  на  всем ходе образовательного  процесса. Дружественность  должна  быть  педагогически  целесообразной,    не  противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым, по сути это одно из условий становления стиля общения на основе увлечённости совместной творческой деятельностью. Стиль «дружеское расположение» вплотную примыкает по своим особенностям к предыдущему. В его основе лежит искренний интерес к личности партнёра по общению, к аудитории в целом, уважительное отношение к каждому, открытость контактам. Этот стиль - предпосылка успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Как крайнюю форму «дружеского расположения», несущую отрицательный заряд в отношениях, можно рассматривать стиль «заигрывание».

Общение-дистанция

Суть его заключается  в  том,  что  в  системе  взаимоотношений  педагога  с

детьми в качестве ограничителя  выступает  дистанция.  Но  и  здесь  нужно соблюдать    меру.   Увеличение дистанции  ведет  к формальному  характеру психологического взаимодействия педагога и детей и  не способствует  созданию    творческой  атмосферы.   Дистанция   должна существовать  в  системе взаимоотношений, она  необходима.  Дистанция  выступает  как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение  “дистанционного  показателя”  в  доминанту  педагогического  общения резко  снижает  общий  творческий  уровень  совместной  работы  педагога   и детей.  Это  ведет  к  утверждению  авторитарного  принципа  

в      системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном  счете,  отрицательно сказывается на результатах  деятельности.  В большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет  к педагогическим неудачам.

Авторитет  должен   завоевываться   не   через   механическое   установление

дистанции,  а  через  взаимопонимание,  в  процессе  совместной   творческой

деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль  общения,  так и ситуативный подход к человеку.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к  такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Общение –устрашение

Этот  стиль  общения,  к  которому  также  иногда  обращаются, связан в

основном  с  неумением    организовать    продуктивное общение на    основе  

увлеченности  совместной  деятельностью.  В  творческом  отношении  общение-устрашение   вообще   бесперспективно.   В сущности  своей  оно  не  только  не  создает   коммуникативной   атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но,  наоборот,  регламентирует  ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать,  а  на    то,    чего    делать нельзя,  лишает  педагогическое  общение дружественности,  на    которой   строится взаимопонимание,  так  необходимое  для совместной творческой деятельности.

Общение-заигрывание

Общение  связано с неумением организовать продуктивное  педагогическое  

общение.  По  существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый  авторитет  у детей, что противоречит требованиям педагогической  этики.  

Появление  этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением быстро установить контакт  с  детьми,  желанием  понравиться, а  с  другой стороны  - отсутствием  необходимой  общепедагогической  и  коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения,  опыта  профессиональной коммуникативной деятельности. А.С. Макаренко резко осуждал  такую  “погоню  за  любовью”.  Он  говорил:  “Я уважал своих помощников,  а  у  меня  были  просто  гении  в  воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть  любимым  воспитателем .Я лично никогда не  добивался  детской  любви  и  считаю,  что  эта  любовь, организуемая   педагогом    для    собственного  удовольствия,    является преступлением. Это  кокетничанье,  эта  погоня  за  любовью,  эта  хвастливость    любовью  приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей,  что этого привеска... не должно быть в нашей жизни... Пусть любовь придёт незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит  цель в любви, то это только вред...” Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в  результате:  

а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических  задач;

б) отсутствия навыков общения;

в) боязни общения с  группой детей и  одновременно желания наладить контакт с детьми

практике стилей общения. В его  спектре  возможны  самые  различные  нюансы,

дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или  разрушающие  взаимодействие партнеров.  Как  правило,  они  находятся  эмпирическим  путем.   При   этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого, так как в стиле  общения  ярко    проявляется  индивидуальность личности.

Заключительная часть.

Педагогам предлагается узнать свой стиль педагогического общения с детьми, ответив на вопросы данного теста.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1) Считаете ли Вы, что ребенок должен:

a) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

b) говорить Вам только то, что сам захочет;

c) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2) Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

a) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение;

b) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

c) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3) Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

a) похвалите и всем детям покажете его работу;

b) проявите заинтересованность, выясните, почему как хорошо получилось сегодня;

c) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4) Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с Вами. Вы:

a) заставите его громко при всех поздороваться;

b) не обратите на это внимание;

c) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5) Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и Вы предпочтете:

a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются;

b) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

c) займетесь своими делами в группе.

6) Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

a) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания;

b) эмоции ребенка, его переживания –это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

c) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7) Ваша исходная позиция в работе с детьми:

a) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его;

b) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

c) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8) Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

a) положительно –без нее невозможно полноценное развитие;

b) отрицательно –она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

c) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом.

9) Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия:

a) сказали бы: «Ну и не надо»;

b) заставили бы выполнить работу;

c) предложили бы другое задание.

10) Какую позицию Вы считаете более правильной:

a) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

b) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-

нибудь пожалеет;

c) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей

Варианты

ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

с

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

25-30 баллов –предпочтение демократического стиля;

20-24 баллов –склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов –выраженность либерального стиля общения.

Литература:

1.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.

-М.: Просвещение, 1992г.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? –Издание 4-е, стереотипное. –М.:

 Сфера, 2005г.

3.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов –на Дону:. "Феникс"., 1997г.

4.Лобанов А.А. Основы профессионально –педагогического общения. -М, Академия., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОБЩЕНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ»

Коррекционо-развивающая программа составлена для детей старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие эмоциональной сферы и формирования навыков общения....

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...

Влияние стилей педагогического общения на психологический комфорт в группе

Если КАЖДЫЙ ребенок, приходя утром в группу, чувствует себя комфортно и свободно, если воспитатель уважает право ребенка оставаться самим собой, то с уверенностью можно утверждать, что воспитатель про...

Памятка для педагогов "Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе"

В данной памятке раскрыты основные характеристики авторитарного, либерального и демократического стиля общения между воспитателем и детьми...

Статья. "Мобильные игры, влияние на эмоциональную сферу дошкольников"

В современном мире мобильные игры занимаю не малое место в формировании эмоциональной сфере ребенка....

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитатель...

«Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе».

Детское учреждение отличается от другого детского учреждения прежде всего своим общим стилем и тоном. А.С. Макаренко...