Аналитический отчет по адаптации детей
консультация (младшая группа)

Болотенкова Ольга Егоровна

Аналитический отчет по адаптации детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_po_adaptatsii_detey_1.docx49.18 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет по адаптации детей

 группы № 7 (группы раннего возраста)

за 2021/2022 учебный год

Воспитатель: Болотенкова О.Е 

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Особенно это актуально для детей раннего возраста, от  2 до 3 лет. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и  отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Группа раннего возраста в детском дошкольном учреждении – это первое социальное учреждение, в которое попадает ребенок и при этом осваивает социальные нормы поведения.

 

Информация о группе

 

Возраст детей группы: с 2 до 3 лет (ранний возраст, 1-я младшая группа).

Направленность группы: общеразвивающая.

Программа учебно-образовательной деятельности:  основной общеобразовательной программой реализуемой в 2021- 2022 учебном году и обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, является примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
в соответствии ФГОС ДО. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 2 до 3 лет.

Предметно-развивающая среда: Для удобства и рациональности использования группового помещения использовано зонирование его пространства. Каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

В помещении нашей группы использовано зонирование пространства, имеются следующие зоны предметно-развивающей среды:

- физического развития;

- центр сенсорного развития

- центр изодеятельности

строительных игр;

- сюжетных игр;

-  игр с транспортом;

- чтения и рассматривания иллюстраций;

- музыкальный центр

- центр театрализованных игр

-  центр релаксации (уголок отдыха и уединения).

К 01.09.2021 г. все игровые зоны и предметно-развивающая среда группы были подготовлены к приему детей. Предметно-развивающая среда рассчитана на возрастные особенности детей, группа укомплектована мебелью, игровыми и дидактическими материалами, все создано для интересного времяпрепровождения детей.

 

Цели и задачи на период адаптации:

Ведущей целью является помощь детям в приспособлении (адаптации) к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 Для достижения поставленной цели, решались следующие основные задачи:

- определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации в детском дошкольном учреждении;

- проведение диагностического исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения;

- анализ результатов адаптации;

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому дошкольному учреждению;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Так же решались задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков социализации (взаимодействия детей друг с другом);

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения

Обязательными условиями  решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья детей раннего возраста, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Результатом в раннем возрасте является успешная адаптация детей к детскому саду, максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, проявление интереса и желание взаимодействовать и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами двигательной и гигиенической культуры, навыками самообслуживания.

 

Формы работы с родителями: 

На первой беседе каждому родителю рассказывались:

- особенности работы с детьми в группе;

- особенности периода адаптации детей данного возраста (поэтапность приема детей, поэтапность увеличения времени пребывания ребенка в детском саду);

- особенности работы с детьми в период адаптации (индивидуальный подход при определении длительности периодов адаптации);

- особенности внутреннего распорядка детского сада и группы (прием/забор детей, оплата, одежда и пр.).

Были проведены консультации относительно режимных моментов дошкольного учреждения, анкетирование, с целью выявления особенности каждого ребенка: физического здоровья, наличие различных умений и навыков, в том числе гигиенических, уровня развития, интересов и привычек детей.

В группе организован «Уголок информации для родителей», где располагаются папки с информацией об адаптации детей с советами специалистов, информация по антитеррористической деятельности, безопасности жизнедеятельности в различные периоды года, пожарной безопасности, правил дорожного движения  и другая полезная информация.

 

Формы работы с детьми 

В период адаптации дети принимаются поэтапно. Начиная с нескольких человек, полный состав группы сформировался в течение 3-х месяцев. Длительность пребывания каждого ребенка определяется индивидуально, в зависимости от степени его адаптации.  В первые дни происходило знакомство воспитателей с детьми и родителями, в группе находились оба педагога.

Для того, чтобы облегчить период адаптации, сделать его менее стрессовым для ребенка, вновь прибывающие дети находились в группе по 2 часа, вторую неделю  - по четыре часа, с третьей недели дети оставлялись на сон.

        В работе мы использовали  парциальную программу «Расти, малыш! Вместе весело играть» Учебная программа психологического сопровождения детей от 2 до 4 лет. Пазухиной И. А.

        Целью программы является обеспечение условий для успешной адаптации детей в ДОУ с помощью формирования и развития у них навыков общения и взаимодействия. В ходе занятий постепенно снижаются эмоциональное и мышечное напряжение, импульсивность, у детей развиваются навыки взаимодействия друг с другом, внимание, речь, общая и мелкая моторика, игровые навыки и произвольное поведение.

        Занятия строятся в форме игротренинга. Дети овладевают навыками самовыражения и самообучения, а также расширяют поведенческий репертуар. Особая роль отводится включению разнообразного речевого материала для формирования навыков речевого общения с детьми и взрослыми.

        С детьми мы проводили целый ряд дидактических игр, игры- упражнения, игры-инсценировки, игры ребенка по показу воспитателя, использование игрушек – забав, пальчиковые игры «Домик», «Ладушки», «Семья» и др., также проводился комплекс оздоровительных мероприятий: зарядка; пальчиковая гимнастика; гимнастика после дневного сна;

        Во время прогулок наблюдали за облаками, солнышком, цветами, тем самым формируя интерес к новому, неизвестному в окружающем мире.

        В течение всего адаптационного периода с детьми проводились игровые занятия: «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков» и т.д., основными задачами которых было преодоление стрессовых состояний, снижение излишней двигательной активности, тревоги, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, речевой активности, внимания, а также развитие игровых умений и навыков. Все это делалось для того чтобы заинтересовать детей, сделать их пребывание в группе более интересным и запоминающим, радостным.

      Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени уделялось чтению художественной литературы: знакомили с русскими народными сказками «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Репка» и др.. Театральная деятельность в группе также очень заинтересовала детей.

В период адаптации приветствовался приход ребенка в детский сад со своей любимой игрушкой. В первой половине дня проводятся адаптационные игры с детьми:

- развивающие игры-упражнения;

- игры-инсценировки;

- игры ребенка по показу педагога;

- использование игрушек-забав;

- элементы театрализованной деятельности.

- динамические паузы по Железновой О.

- артикуляционная гимнастика.

 

Помогала процессу адаптации и программа по самообразованию, выбранная мною на этот учебный год. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста  через  игры для развития мелкой моторики рук. Использование нестандартного оборудования, пальчиковой гимнастики и дыхательной гимнастики »

Основная цель: развитие речи детей через развитие координации движений мелкой моторики рук и речевого дыхания.

Задачи:

  •  Развивать мелкую моторику рук, с использованием нестандартного оборудования, сопровождая стихотворным текстом
  • Развивать чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительность речи
  • Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
  • Развитие правильного речевого дыхания.
  • Совершенствование двигательной памяти.

Работа с нестандартным оборудованием, упражнения для развития артикуляционного аппарата и речевого дыхания также позволило детям в игровой форме активизировать свой пассивный словарь, способствовало снятию психологической зажатости детей, воспитало позитивное отношение к детскому саду в целом и другим детям в частности.

Так же учитывались домашние привычки и стереотипы детей. Разрешено нахождение игрушки с ребенком в тихий час. При укладывании детей использовались колыбельные песенки, чтение сказок.

Прием детей каждое утро начинался с медицинского осмотра.

Все наблюдения за каждым ребенком оформлялись педагогами на листах адаптации, где отмечался аппетит, настроение, сон, общение со сверстниками, индивидуальные особенности:

Лист адаптации

Ф. И. ребенка ___________________________________

Дата в поступления в д/с ___________________________

Адаптационные данные

Дни наблюдений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настроение

Плохое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неустойчивое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздражительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппетит

Плохой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хороший

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избирательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон

Поверхностный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глубокий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активность

в игре

Контактен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доброжелателен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активность

в речи

Активен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассивен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные потребности

Любознателен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не любознателен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптация завершена _____________________________________________________

Степень адаптации _______________________________________________________

Индивидуальные особенности ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степени тяжести прохождения адаптационного периода:

 

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

-                глубокий сон;

-                хороший аппетит;

-                бодрое эмоциональное состояние;

-                полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

-                соответствующая возрасту прибавка в весе. 

 

Результаты адаптации детей раннего возраста

за 2021/2022 учебный год

 

Списочный состав – 17 ребенка (из них 8 девочек и 9 мальчиков).

 

В ходе проведения педагогической диагностики детей, адаптация которых проходила в 2021/2022 уч. г., была выявлена степень адаптации:

         - легкая – 12 детей (70%);

         - средняя – 4 детей (25%);

         - тяжелая – 1 детей (5%).

Родители группы очень положительно оценивают то, как дети группы прошли адаптацию. Они отмечают, что дети с радостью идут в сад, т.к. в  группе сложилась комфортная теплая обстановка, забота, внимание, доброта и теплота, индивидуальный подход к каждому ребенку. Воспитательный процесс организован таким образом, что учитываются все мелочи повседневной жизни в социуме, в семье и в коллективе. Дети учатся дружить и уважать друг друга, творить быть честными, добрыми, заботливыми; учатся быть самостоятельными и активными. Поэтому и родители эмоционально отзываются на все просьбы и предложения педагогов, активно участвуют в жизни сада и группы.

        

Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям адаптация детей в группе № 7 прошла относительно успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по адаптации детей

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста...

Аналитический отчет по адаптации детей к условиям ДОУ

Составлен аналитический отчет по адаптации детей к условиям ДОУ...

Аналитическая справка по адаптации детей 1 младшей группы к ДОУ

Аналитическая справка по адаптации детей 1 младшей группы к ДОУ...

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важ...

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2020-2021 учебный год

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ2020-2021 учебный год...

аналитическая справка по адаптации детей на 2021г.

аналитическая справка по адаптации детей на 2021г....

Аналитический отчет общеразвивающей программы детей группы "Затейники" 20-21г.

Затейники Аналитический отчет общеразвивающей программы детей 20-21г....