Экологическое образование дошкольников в играх
консультация

Шестерова Кристина Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_doshkolnikov_v_igrah.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование дошкольников в играх

Особую роль в экологическом образовании и воспитании детей занимает период дошкольного возраста. Именно в  это время закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.

Мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

В.А. Сухомлинский говорил: «Именно в игре ребёнок обучается легко и с интересом. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Таким образом, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством взрослого овладевают новыми знаниями.

Наша задача – создавать ту самую среду, которая поможет ребенку успешно развиваться: формировать  свои  желания, потребности и интеллектуальные качества в соответствии с возрастом.

Экологические игры – направлены на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережного и ответственного отношения к природе. Чем младше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Поэтому обязательно необходимо учитывать возрастные особенности детей, и, исходя, из этого подбирать соответствующие игры, которые смогут обеспечить развитие личности каждого ребенка, развитие экологического сознания, будут способствовать формированию представлений о живой и неживой природе.

Знания, которые дети получают  сначала в виде игры, позже "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами.

 В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

  Существуют разные виды экологических игр характерных для детского возраста:

- дидактические игры;

- подвижные;

- сюжетно – ролевые,

- творческие;

- интеллектуальные;

- игры – путешествия;

- игры – эксперименты;

- самостоятельные игры.

 Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами: подвижные и дидактические. Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей.

Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

В своей работе я уделяю особое внимание дидактическим играм.

Название, которых говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей.

В ходе дидактических игр используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.  Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его, являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно – печатные и словесные.

Дидактические игры необходимо постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Для повышения интереса детей своей группы к дидактической игре и природным объектам ввожу элементы соревнования или проблемной ситуации.

Игры проводим  на занятиях, прогулках, экскурсиях, в ходе самостоятельной деятельности.

Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах провожу игры, в ходе которых закрепляем знания о животных, учимся подражать их голосам, формируем представления о характерных признаках диких и домашних животных, уточняем представления о сезонных изменениях: «Где спрятался зайчик?», «Кто в домике живет?», «Кто, как кричит?»,  «Когда это бывает?»

В средней группе  учим узнавать по описанию, систематизируем знания о живой и неживой природе, о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа, закрепляем знания о временах года. Для этого используем следующие игры: «Чудесный мешочек», «С какой ветки детки», «Что, где растет?», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Чья тень?», «Назови птицу», «Природа и человек» и др.

После того как у детей накопятся конкретные представления в старшей группе можно даю дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев. В своей работе часто использую такие игры: «Экологический светофор», «Вершки и корешки», «Чьи следы?», «Нарисуй недостающие детали», «Собери картинку», «Пищевые цепочки»

Сегодня существует огромное количество дидактических игр экологического содержания. Многие из них разработаны самими педагогами. Среди них можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: камешков, раковин шишек, песка и т. п. Давно известно, что природный материал способствует развитию мышления ребенка. Очень важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.  

В игровой комнате своей группы я разместила материал для организации детьми самостоятельных  игр экологического содержания (альбомы с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, наборы мелких игрушек – животные, контейнеры с природным материалом, гербарии и т. п.). Это позволяет поддерживать стремление дошкольников отражать экологические представления и игровые навыки, которые они получают в ходе дидактических игр.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д. Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры. Детям очень нравятся такие игры, как «Наседка и цыплята», «Зайка», «Солнышко и дождик», «Поймай комара», «Ходят капельки по кругу» , «Воробышки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «У медведя во бору» и др.

Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые игры. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр следует соблюдать принципы доступности отбора содержания и научности.

Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Сюжетно – ролевые игры характеризуются следующими особенностями:

- игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей;

- игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок;

- игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Сюжетно – ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.

В старшем возрасте  организовываю с детьми следующие сюжетно – ролевые игры: «Зоопарк», «Лес», «Ферма», «На птичьем дворе» и другие.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, которые связаны с природой. Основная их особенность в том, что они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места проведения самой игры.

В ходе игры я провожу беседу с детьми, помогаю им усвоить некоторые свойства материала, в его отборе и использовании. Подобные игры всегда вызывают интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении игр этого вида. Гуляя с детьми, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.  

Также в своей работе периодически провожу интеллектуальные игры, различные конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др. Они стимулируют активность дошкольников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.  

Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. С детьми своей группы  посещаю музей, выставки, зоопарк,  выполняя главную роль – экскурсовода. В процессе игр – путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. 

Кроме того, в процессе наблюдения и изучения явлений природы у детей рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается безразличие и равнодушие возрастает творческое мышление, желание узнать больше нового. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит. Он занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. Так формируется эмоциональная отзывчивость, волнение от встречи с неизвестным в природе, радость предстоящего познания, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Особую радость у детей и у меня вызывают игры - эксперименты. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

В экспериментальной деятельности я использую с детьми различные материалы, обсуждаю и соблюдаю правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Становлюсь равноправным партнером, соучастником деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даю  от имени маленьких сказочных героев – Ежонка, Медвежонка, Цыпленка, Зайчонка. Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значимость, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

 Все прочно усваивается только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

В последние годы, в связи с активным распространением видеотехники, компьютеров дошкольники стали меньше играть самостоятельно. Но  даже в случае вовлечения в такую игру дети редко включают в нее экологическое (природоохранное, о правилах экологической безопасности и т. д.) содержание. Самостоятельная игра детей дошкольного возраста требует особого внимания и создания необходимых условий.

В дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, которые воспитывают ребенка (и педагоги, и родители) сами, обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Мы должны своим поведением быть примером для детей.

  Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.  

 Поэтому я уделяю значительное внимание работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Провожу беседы, консультации. Стараюсь, чтобы родители осознавали, что дорогу в детский сад, в гости  можно превратить в увлекательную игру. 

Каждая прогулка для малыша - открытие мира.  Гуляя по улицам, в скверах и парках, советую прислушиваться, о чем поют птицы, размышлять, о чем думают деревья, на что похожи облака.

Сравнивать стволы деревьев и искать отличия у одинаковых листьев. Очень важно включать в игры все органы чувств ребенка. Пусть ребенок выберет дерево, которое ему наиболее симпатично, подойдет, потрогает его, познакомится. После знакомства, завяжите ребенку глаза и подведите его опять к этому же дереву, либо к соседнему. Сможет ли ребенок узнать своего нового друга по запаху или на ощупь? Чем новое дерево отличается от того, которое он первоначально выбрал. На что, на ощупь, похоже выбранное дерево?

Дайте ребенку в руки пару листиков, или вертолетики от клена или ясеня.

Расскажите ребенку, что каждое дерево, и каждый куст является домом и столовой для многих живых существ, в первую очередь птиц и насекомых. Вы можете познакомиться с ними. Для этого возьмите светлый однотонный зонтик или обычный лист белой бумаги. В ясный солнечный день поместите зонтик, простыню или лист бумаги под куст и аккуратно встряхните ветку куста над ним. При этом на вашей поверхности окажется много мелких насекомых и паучков. Пусть ребенок внимательно их рассмотрит. Можно воспользоваться лупой.

Таким образом, мы видим, что игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.

В своей работе на занятиях мною используется всё многообразие средств экологического воспитания (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые и т. п. игры); создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др.

Можно сделать вывод: игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания»

       Дети любят играть. Они с удовольствием по много раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослог...