Современный педагог. Какой он?
материал

Шестерова Кристина Александровна

Материал по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_pedagog.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

«Детский сад №13 комбинированного вида»

 

Материал по самообразованию

 воспитателя высшей квалификационной категории Шестеровой Кристины Александровны

Тема «Современный педагог. Какой он?»

 

г. Новозыбков 2019

Современный педагог. Какой он?

  Современный педагог… Какой он?

 Учитель, воспитатель, педагог – человек высоких нравственных качеств, обладающий терпением, самообладанием, настойчивостью, справедливостью, внимательным отношением к каждому, а главное – любящий детей. 

«Современный» - это шагающий в ногу со временем. Вглядимся в современных людей – у каждого компьютер, планшет, телефон с множеством функций. Педагог должен шагать в ногу со временем. Ведь презентации, работа с интерактивной доской, электронные книги, проектная деятельность делают педагога интереснее.

Интересным он должен быть именно для своих воспитанников, ведь без них он не существует. Педагог - особая профессия.

Современных детей сейчас очень трудно удивить, исходя из этого, современный педагог должен уметь подать себя так, чтобы ребенку захотелось продолжить общение с ним, слушать этого человека. Также нельзя забывать проверенные и эффективные методы, технологии обучения. 

Современный педагог – это еще и чуткий психолог. Он должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка.

Нельзя убирать на второй план и работу педагога с родителями детей.

Они должны тесно сотрудничать между собой. Важно не только учить детей, но и самому учиться и развиваться.

 

Современный педагог должен принимать активное участие в различных мастер – классах, конкурсах, конференциях. Повышать свой профессионализм.

Я попытаюсь нарисовать «портрет» современного педагога – мне представляется человек выдержанный и справедливый, у которого за плечами профессиональный опыт, он в совершенстве знает свой предмет, может выйти из любой педагогической ситуации и преодолеть любую сложность в воспитании дошкольников.

Эссе

«Современный преподаватель – кто он?»

 

Выполнила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Шестерова Кристина Александровна

 

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

 если в это же время усердно не учатся сами»

Али Апшерони

Во все времена человечество стремилось к познанию мира.

Осознав законы природы, люди хотят передать их своим потомкам.

На Земле много профессий, но профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение.

Они работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые направлены на обучение. Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках.

Поэтому вопрос соответствия профессионально значимым качествам всегда остается актуальным.

Дословный перевод слова «педагог» с греческого - «детоводитель», в смысле искусства «вести ребёнка по жизни», то есть обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие.

Ещё в начале нашего века П. Ф. Каптерев подчёркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или иные свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения».

Каким же должен быть педагог профессионал, компетентный педагог, что должен знать и уметь, какими качествами личности, профессионально значимыми качествами должен обладать?

Поставленная перед собой задача: проанализировать позицию педагога как субъекта педагогической деятельности: как педагог решает свои профессиональные задачи, какие решения принимает, насколько эти решения правильны и целесообразны, что считают педагоги приоритетным в своей работе и каковы они сами как личности, дала следующие результаты.

 На основе проделанной работы пришли к выводу, что педагог, прежде всего обязан знать:

  1. Методику преподавания предметов.
  2. Педагогику и психологию (общую и специальную). По словам К. Д. Ушинского, педагог должен « знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности».
  3. Методологию (знание нормативных методов и методик, демонстрация личностно- ориентированных методов образования; знание современных достижений в области методов обучения, в тои числе и использование новых информационных технологий – всё это обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и её развитие).
  4. Возрастную физиологию и гигиену ребёнка.
  5. Конституцию РФ.
  6. Законы РФ.
  7. Закон об образовании.
  8. Конвенцию прав ребёнка (соблюдать права и свободы обучающихся).
  9. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты (в целях обеспечения охраны жизни и здоровья в период образовательного процесса).
  10. Нормативные положения образовательных стандартов и примерных программ, нормы оценивания (знание функций педагогической оценки; владение методами оценивания; знание видов педагогической оценки – всё это обеспечивает процесс стимулирования учебной активности).

«Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» - высказывался выдающийся педагог К. Д. Ушинский.

Мастерство учителя - это творчество, постоянный поиск нестандартных путей решения поставленных задач, нахождение нового, неуспокоенность.

Исходя из этого, педагог должен уметь:

1.Организовывать продуктивную коллективную деятельность на уроке, уметь использовать средства и методы обучения адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности детей, их индивидуальным характеристикам.

2. Сочетать теоретические знания с практическими умениями, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.

3.Правильно воспринимать те процессы, которые происходят с учеником, уметь находить положительные стороны у каждого ребёнка, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития, уметь создавать ситуацию успеха для ученика

4. Устанавливать отношения сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности детей, вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.

5.Использовать многообразие форм, методов, средств, наиболее существенных и эффективных для конкретной ситуации.

6. Определять характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях, сохранять спокойствие, объективность оценки учащихся, владеть классом.

7. Играть с детьми, наблюдать, требовать и доверять, составить устную и письменную характеристику ребёнка, отражающие разные аспекты его внутреннего мира.

8. Принимать открыто другую точку зрения, позицию, не считая свою единственно правильной, интересоваться мнением других и поддерживать в случаях достаточной аргументации.

9. Владеть методами диагностики индивидуальных особенностей, учитывать их в педагогическом процессе.

10.Обеспечивать постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. По словам выдающегося педагога Гельвеция, педагог должен быть носителем глубоких и всесторонних знаний: «Человек, взявший на себя труд обучения других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно».

11. Владеть и пользоваться приёмами саморегуляции.

12. Принимать решения в различных педагогических ситуациях (как установить дисциплину, мотивировать активность, вызвать интерес у конкретного ученика, обеспечить понимание материала).

13. Уметь ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Какие же качества остаются незыблемыми и вечными для педагога? Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями.

Например: Платон – учитель Аристотеля, Аристотель – учитель Александра Македонского, Цицерон – учитель Аврелия Августина, Антисфен – учитель Диогена.

Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант.

Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике.

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным», – писал Л.Н. Толстой.

 Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение.

Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять доброе, разумное, вечное. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны.

Современный педагог должен оставаться верным другом для учеников.

Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место.

Что же потребует будущее?

 На мой взгляд, современный педагог должен быть гибким, мобильным, потому что с каждым днем скорость нашей жизни увеличивается, поток информации растет. Именно поэтому  должен уметь хорошо ориентироваться в жизни.

Я бы сказала так: «Педагог будущего должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед». Может быть, это его главная черта.

«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником», – считал М. Горький.

Это качество напрямую относится и к учителю будущего.

Потому что развитие нашего мира и общества так стремительно, что невозможно оставаться в курсе всех событий без внимательности и постоянного усовершенствования себя и своих знаний.

Творчество – обязательная составляющая жизни учителя будущего.

На мой взгляд, творчество делает его свет дарящим.

Поэтому, возможно, необходимо внедрение дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе творческой основы.

  Уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей педагога становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования.

А теперь попробуем представить, что вместо учителей в школах преподают механизированные роботы, ведь уже сегодня почти во всех областях начата компьютеризация.

Эти «железки» – учителя не обладают ни сердцем, ни чувствами, ни эмоциями.

Словом, ничем человеческим.

Они просто воспроизводят вложенную в них информацию.

Каким же ущербным вырастет поколение, выученное роботами!

Важно, что именно младшие школьники и осознают, что учителем должен быть живой человек, наделенный душой.

Вместе с учащимися начальной школы выделили следующие профессионально значимые качества личности педагога, которые чаще чем другие были озвучены детьми: доброта, сердечность, отзывчивость, любовь , честность, справедливость.

А так же добавлю такие качества как

-эмпатия, выражающая в эмоциональной отзывчивости на переживания ребёнка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

-педагогический такт, проявляющий в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, коллег по работе;

-педагогическая зоркость, предполагающая умения фиксировать существенное в развитии ребёнка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника;

педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы ребёнка, в результативность образовательной работы;

-культура профессионального общения, предполагающая организацию правильных взаимоотношений в системе «педагог-ребёнок», «педагог-коллеги»;

-педагогическая рефлексия, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной цель;

-справедливость-способность действовать беспристрастно;

-толерантность-терпеливость в работе с детьми;

-современность- осознание учителем собственной принадлежности к данной эпохе с учениками;

-гуманность-стремление и умение оказать педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии; « Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, что «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце» В. А. Сухомлинский;

-сдержанность;

-патриотизм «Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений» А. С. Макаренко;

-отзывчивость;

-работоспособность;

-дисциплинированность;

-организованность;

-настойчивость;

-высокая нравственность;

-уважение к людям;

-беспристрастность;

-выдержка и стойкость

-адекватность самооценки и уровня притязаний;

-наблюдательность;

-коммуникабельность;

-скромность;

-остроумие;

-ораторские способности;

-элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

-способность организовать коллектив;

-творчество в работе;

-уверенность в себе;

-требовательность;

-научная увлечённость.

На мой взгляд, педагог будущего должен быть непременно творческой личностью, обладающей потребностью, способностью и умениями к поиску, исследованию, творчеству.

По-моему мнению,  педагог работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны.

Тем самым из зерен добра и справедливости выращивает душу детей, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни.

А главное – своим словом преподает самую трудную на свете науку – быть людьми.

Обновление системы дошкольного образования подразумевает под собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства.

Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, где интересы ребенка-дошкольника будут взяты за основу. На данном этапе происходит переоценка ценностей и авторитетов, которая приводит к интенсивному поиску современных образовательных технологий, направленных на развитие и поддержку детской инициативы, на охрану и укрепление здоровья детей. В подтверждение этому новый нормативный документ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в качестве основной цели воспитательно-образовательной работы – развитие каждого ребенка.

Каким же должен быть современный педагог дошкольного учреждения?

Прежде всего, ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель  построения воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги.  Именно рядом с детьми, потому что если ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, то это обеспечивает необходимый для полноценного развития ребенка психологический комфорт.

Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Но очень часто бывает, что процесс воспитания и обучения детей выстраивается в систему, которая зачастую четко спланирована и жестко регламентирована, почти полностью исключая творчество как педагога, так и детей. И как следствие, предложения, вопросы детей, их настроения остаются без должного внимания, так как выходят за рамки спланированной деятельности. Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку. Только реальные изменения в сознании педагога приведут нас к изменениям во всем воспитательно-образовательном процессе.

Обновление педагогического сознания – процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значимость своей миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту.

Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его профессионального пути является непрерывное самообразование. У воспитателя должна быть мотивация и потребность в саморазвитии. В современном образовательном учреждении должны быть созданы условия для изучения передового опыта, актуализации знаний и творческого применения их на практике. Педагог должен быть способным к самоанализу и самооценке, восприятию новой информации и внедрению в свою работу инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Современные информационные и коммуникационные технологии используются во всех областях деятельности современного общества и предъявляют новые требования к качеству образования в соответствии с перспективными и актуальными потребностями личности и общества в целом. Навыки самоорганизации, умение анализировать и применять нужную информацию, навыки эффективной коллективной деятельности – современные требования к качеству образования. Прежде всего, всеми благами информационно-коммуникативных технологий должны владеть педагоги.

Применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе важно для совершенствования образовательной системы. Использование современных технических средств может изменить педагогический процесс, внеся в него новизну и разнообразие. Современный педагог в своей работе должен использовать персональный компьютер со всем его огромным потенциалом – это облегчит некоторые моменты его педагогической деятельности, а также при грамотном использовании и творческом подходе можно добиться ошеломляющих результатов – процесс воспитания и обучения будет интересен всем участникам образовательного процесса.

Становится очевидно, что педагог, который ведет педагогическую деятельность с использованием мультимедийного проектора, компьютера, ориентируется в информационном пространстве, обладает качественным преимуществом перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Одно из главных условий использования информационно-коммуникативных технологий в детском саду – с детьми должны работать грамотные специалисты, не только владеющие навыками работы на компьютере, знающие их технические возможности, но и четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым информационным технологиям. Учитывая это, педагог должен владеть компьютерной грамотностью, осваивать работу с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной информационной сети Интернет для того, чтобы можно было использовать современные компьютерные технологии для взаимодействия с воспитанниками и их родителями на качественно новом уровне.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

Современный педагог – это, прежде всего, самостоятельный, творческий и уверенный в себе человек. К такой роли нужно готовиться, потому что выступать в ней нелегко.

Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

А. С. Макаренко

Кто бы мог поспорить с этим высказыванием! Ведь, на самом деле, ребенка можно научить считать и писать, научить решать сложные задачи и многому другому, но станет ли это гарантией того, что он в дальнейшем будет счастлив! А как воспитать ребенка счастливым! А главное – где найти время? В наше время, когда научный прогресс не стоит на месте, и многим родителям приходится работать, чтобы обеспечить своему ребёнку достойную жизнь? Ответ очевиден! Ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где его радушно встретит детский коллектив и, конечно, воспитатель.

Так какими же качествами должен обладать современный педагог, чтобы воспитать ребенка счастливым? На мой взгляд, качество, которым должен обладать любой педагог – это хорошая память. Да-да! Память о том, что было с тобой в детстве. Все детские ситуации и все детские приключения. Помня свое детство и свои детские переживания, ты сможешь представить себе, что чувствует ребенок в той или иной ситуации, понять его реакцию на те или иные поступки; ты сможешь помочь ребенку, когда ему будет трудно. Лично мне это часто помогает. Я до сих пор помню мою воспитательницу Рязанову Валентину Михайловну и мой любимый детский сад "Малыш", в который я ходила с огромным удовольствием. Сейчас я вспоминаю наши занятия, прогулки, праздники, какие они были интересные! И, наверное, всё это отложилось в моей памяти на долгие годы благодаря нашей воспитательнице, которая научила нас любить мир, радоваться каждому дню, любоваться красотой природы!

Когда происходит что-то неординарное в группе, я сразу пытаюсь вспомнить что-то из своего детства. И решение проблемы приходит само собой. Главное, чтобы малыш увидел перед собой твои глаза и понял, что ты понимаешь его!

По моему мнению воспитатель также должен быть творческой личностью, уметь мыслить оригинально и видеть один и тот же предмет по-разному. Если это качество есть у педагога, у детей оно обязательно проявится! Умение творчески мыслить, творчески подходить к решению любого вопроса, видеть выход из сложившейся ситуации там, где его, казалось бы, нет – вот те качества, которые в будущем помогут ребенку, какую бы профессию он не избрал. Дети должны смотреть на своего воспитателя и хотеть быть похожим на него, хотеть общаться с ним. Как это сделать?

Воспитатель должен постоянно дарить ребенку ощущение радости, уверенности, защищенности. Понятно, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Но, переступив порог дошкольного учреждения, педагогу необходимо оставить за дверью все свои личные переживания, печали, невзгоды. Ребенок хочет увидеть улыбку на лице любимого воспитателя и понять – его здесь ждут, ему здесь рады! И это тоже необходимое качество для воспитателя – уметь быть счастливым самому!

Мне кажется, что не только мы даем что-то детям, мы ведь и сами у них многому учимся. У кого, как не у детей, ты научишься радоваться новому дню, не помнить обид и смотреть на мир широко открытыми глазами? Работая с дошкольниками, я не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные. Каждый ребёнок уникален. Меня часто спрашивают: «Почему ты решила стать воспитателем? Ведь там так сложно! »

Я меня ответ один: «Я просто люблю свою работу, люблю своих ребятишек, люблю заниматься тем делом, которое приносит мне удовлетворение! ». Ну, разве это сложно - любить детей? Быть им другом, наставником? Я думаю – нет! Дети смотрят на нас открытыми, честными, откровенными и любопытными глазками. Дети ждут от нас – чуда, ждут от нас – сказку!

По моему мнению, современный педагог дошкольного образования – это человек широкого кругозора, обладающий необходимыми знаниями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный педагог, – какой он.

Одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится поддержка молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя....

"Современный педагог, какой он?"

Консультация для педагогов...

Эссе на тему:"Современный педагог .Какой он?"

Эссе на тему: Современный педагог. Какой он?Рамазанова Рагимат «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные р...

Мини-сочинение "Современный педагог, каков он?"

...сообщение для педагогического совета........

Современный педагог, какой он?

Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Родители уверены, у воспитателя детского сада должно быть как минимум педагогическое образование. Он должен уметь петь, танцевать, зна...

«Современный педагог, какой он?»

Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности. Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта ...