Путешествие в музей народных промыслов
методическая разработка (подготовительная группа)

Кулиш Мария Вячеславовна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_kulish_2022_1.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад   № 4 «Солнышко» городского округа ЗАТО Светлый   

Открытое педагогическое занятие

по теме музейная педагогика:

«Путешествие в музей народного творчества»

Выполнила: воспитатель

Кулиш М.В.

п. Светлый

Программа: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

Возрастная группа: подготовительная

Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие

Тема: Путешествие в музей народных промыслов

Форма организации занятия: экскурсия

Цель:  ознакомление с русским народным творчеством, декоративное рисование хохломских ложек

Задачи:

1. Образовательные:

- уточнить представления детей о музее;

- познакомить детей с понятием «реставрационная мастерская»;

- продолжать учить создавать узоры на посуде (ложки);

- закрепить технику рисования элементов, характерных для хохломской росписи

( листья, ягодки, завитки);

- добиваться разнообразия используемых элементов;

- учить передавать цветовую гамму хохломских изделий.

2. Развивающие:

- развивать творческие способности, внимание, воображение.

Развивающая:

-  продолжать воспитывать интерес к русскому народно- декоративному искусству.

3. Воспитательные:

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная.

 Формы организации: фронтальная

Формы реализации детских видов деятельности: игры с правилами, дидактические игры, рассматривание предметов, экскурсия, рисование в мастерской.

Технологии: здоровье-сберегающие технологии; технологии проектной деятельности, игровая технология.

Предварительная работа:

 - беседа на тему: « Народные промыслы», рассматривание иллюстраций, изделий хохломских;  заучивание стихотворений, русских хороводных игр.

 Оборудование: 

- заготовки форм народных изделий; карточки для игры.

- гуашь, палитра, кисточки, ватные палочки, подставка для кисти, салфетка

- стакан для воды;

- образцы рисования элементов хохломской росписи;

- изделия хохломских мастеров.

 

Ход занятия

1. Мотивационный этап 

Воспитатель.

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки...

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в ... (музей).

Воспитатель. Ребята! Приглашаю Вас посетить  музей. А что такое музей? 

Примерные ответы детей: Музей – это красивое, учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов 

2. Содержательный этап

Воспитатель.

- Как называются предметы в музее? (экспонаты)

- Как называют человека, который проводит экскурсию? (экскурсовод)

А в какой музей мы отправляемся, мы сейчас узнаем. Выберите по одной карточке и посмотрите к какой картинке она относится.

Воспитатель.Что у тебя изображено на карточке?

Примерные ответы детей: На карточке изображены дымковские игрушки

Воспитатель. Как ты догадался, что это дымковские игрушки?

Примерные ответы детей: Я догадался по узорам.

Воспитатель. Какие узоры украшают дымковскую игрушку?

Примерные ответы детей: Дымковскую игрушку украшают красные, синие, жёлтые, зелёные кружёчки, точки, полоски, волнистые линии.

Воспитатель.А что у тебя изображено на карточке?

Примерные ответы детей: Изображены изделия из Гжели.

Воспитатель. Объясни, как выглядят работы гжельских мастеров?

Примерные ответы детей: Они красивые. На белом фоне синие цветы, травка, птицы.

Воспитатель.Назови народный промысел, изделия которого изображены у тебя на карточках?

Примерные ответы детей:У меня на карточках изображена хохлома.

Воспитатель.Какие изделия делают хохломские мастера?

Примерные ответы детей: Хохломские мастера делают посуду.

Воспитатель.Как ты понимаешь выражение «огненная хохлома»?

Примерные ответы детей:Хохломская роспись яркая, используются красные, жёлтые, золотистые краски, как огнь.

Догадались, в какой музей нас приглашают?

Примерные ответы детей: Да! Нас приглашают в музей народных промыслов.

 Хотите отправиться в музей? Да! Тогда мы отправляемся. Но сначала мы должны вспомнить правила поведения в музее.(Показ карточек)

Воспитатель. Какой народный промысел находится в этом зале?

Примерные ответы детей:Дымковские игрушки.

Воспитатель. Кто желает быть экскурсоводом этого выставочного зала? Ребёнок-экскурсовод :

Примерные ответы детей: «Дымковские игрушки удивляют необычными по яркости узорами. По белому фону рассыпаны они цветными кружочками – большими и маленькими, кольцами, точками, линиями – прямыми и волнистыми. Все изделия дымковских мастеров жизнерадостные. Используются красный, синий, оранжевый, жёлтый цвета и остаётся много белого пространства. Узор кажется лёгким, светлым, нарядным. Элементы росписи несут символическое содержание - синяя волнистая полоса- вода, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг с серединкой - солнце. Такие игрушки украсят любой дом».

Воспитатель. Мы переходим в новый зал. Как называется этот промысел?

Примерные ответы детей:Это - Гжель!

Кто нам расскажет об этой выставке? 

Ребенок-экскурсовод :

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

«Недалеко от Москвы есть деревня Гжель. Там изготовляют фарфоровую посуду, часы, фигурки людей и животных. Изделия гжельских мастеров отличаются формой и своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий.

Воспитатель.Мы пройдем ещё в один выставочный зал.

Городецкая роспись. Кто нам расскажет об этом удивительном народном промысле? 

Примерные ответы детей: «Городецкая роспись в городе Городец. Это фантастические цветы, птицы, кони. Украшают эти узоры детскую мебель, посуду, кухонные доски. Все элементы выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелёными, чёрными красками на ярко-жёлтом фоне.

Городецкая роспись яркая. Она отличается обводкой чёрной и белой. Предметы с городецкой росписью очень красивые».

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают.

Воспитатель.- Чем вас привлекает городецкая роспись?

А мы переходим в следующий зал. Как называется этот народный промысел? Кто желает рассказать про Хохлому?

Примерные ответы детей: «Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов. Название промысла произошло от названия села Хохлома. Выточенная из дерева посуда расписывалась растительным узором. Затем покрывалась лаком и закалялась в печи. Для изделий хохломы характерно сочетание красного, чёрного и золотистого цвета. Золотая хохлома – это огненные краски, которые складываются из завитков трав, цветов и ягод. Восхищают красотой, богатством фантазии. Хохлома роскошна, наполнена радостным светом, красочна». Спасибо ребята! Молодцы! Вы были хорошими экскурсоводами.

Воспитатель.Ребята! А если изделие состарилось, краска стёрлась или изделие разбилось. Что делать? (Ответы детей.) Чтобы отремонтировать изделие при музее создают реставрационные мастерские. А люди в этих мастерских –реставраторы обновляют изделия: восстанавливают узор. И я предлагаю вам на некоторое время стать реставраторами  и собрать изделия из отдельных частей. (Дети объединяются парами и восстанавливают картинку из отдельных частей.)

Воспитатель. Изделие какого народного промысла вы отреставрировали?  

Молодцы, ребята! Вы успешно собрали картинки и правильно определили, к какому промыслу принадлежит изделие.

 Воспитатель. Чтобы пополнить музей новыми изделиями, их можно делать самим. Ребята представьте, что вы хохломские мастера, и чтобы ваша посуда была красивая, интересная будем с вами расписывать! Но сначала поиграем.

Физминутка:

Птица хохломская крыльями махала

Крыльями махала – злато рассыпала.

Головой качала, в стороны качала

Да, с землицы русской травы            собирала.

Травы собирала, чаши украшала,

Мастерство с любовью нам передавала.

Руки в стороны, махи

Махи, встряхиваем кисти рук

Наклоны голы

Наклоны в пол, собираем

Собираем, обводим руками круг

Руки к сердцу, руки вперед.

Воспитатель.Ребята давайте вспомним, с чего вы будите начинать. ( Стебель – ведущая линия, возьмите кисточку тремя пальцами и в воздухе покажем как будем рисовать кончиком кисти стебель. )

Воспитатель.Какие ягоды изображают в хохломской росписи? ( Ягоды смородины - растут кистью, мы будем рисовать их ватными палочками. Клубнику и крыжовник, они растут по одной) мы будем рисовать их кончиком кисточки.

Воспитатель.Что еще нужно нарисовать? ( листочки, цветы) простой или сложный трилистник. Весь узор дополняем травкой.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы по мере необходимости воспитатель оказывает помощь. Звучит русская народная мелодия.

3. Заключительная часть. Рефлексивный этап.

Воспитатель.Вот и закончили свою роспись юные «хохломские мастера»

Воспитатель.Давайте полюбуемся нашими работами. Какие интересные узоры получились. Все такие красивы, разные. Словно настоящие хохломские мастера расписывали.

Воспитатель. Ребята, в каком музее мы с вами побывали? - Музей народных промыслов.

Воспитатель.В каких мастерских мы побывали?Зачем при музеях реставрационные мастерские?( Ответы детей) А вам понравилось наше путешествие в музей? Что вам больше понравилось и запомнилось? Было ли сегодня задание, с которым было трудно справиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе "В музее народных промыслов"

Открытое занятия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Мини-музей «Народные промыслы» – методическая разработка

Мини-музей.Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городец...

Организация работы в мини-музее"Народные промыслы"

Данный материал предназначен для  организации работы в мини-музее "Народные промыслы"...

Мини-музей народных промыслов

Выставка творческих работ в подготовительной группе с  совместным участием педагогов иродителей....

Мини-музей народных промыслов

Выставка творческих работ нароных умельцев с участием воспитанников подготовительной группы и их семей....

Музей в группах дошкольного образования. "Музей народных промыслов"

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

"Путешествие в музей народных промыслов России"

План - конспект по окружающему миру....