Главные вкладки

    Музей в группах дошкольного образования. "Музей народных промыслов"
    материал

    Косинова Наталья Николаевна

    Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dobavit_pro_muzey_na_sayt.odt30.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ « Косиновская СОШ»

    группы дошкольного образовании

    Название проекта:

                                                  «Музей народного творчества»

    Паспорт проекта:

    Название проекта: «Музей народного творчества».

    Вид проекта: творческий,ролево-игровой.

    Девиз проекта: «Мы не просто потомки, мы наследники лучшего прошлого».

    Продолжительность (сроки реализации): 11 мес.

    Автор проекта: Косинова Н.Н.

    Место проведения проекта: МБДОУ « Косиновская СОШ»

    группы дошкольная ступень

    Участники проекта: дети средней и старшей группы, воспитатели и родители.

    Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста и их родители.

    Охватываемые образовательные области:

    • «Познание»,
    • «Коммуникация»,
    • «Чтение художественной литературы»,
    • «Художественное творчество».

    Структура проекта:

    Актуальность:

    Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

    Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Музей народного творчества».

    Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с народными промыслами.
    2. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности; навыки художественного творчества детей.
    3. Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие личности ребенка.
    4. Воспитывать любовь к своей стране, нашему талантливому народу, эстетический вкус.

    Ожидаемые конечные результаты: обогащение знаниями и развитие личности ребенка с помощью приобщения к народной культуре.

    Ресурсное обеспечение проекта.

    Материально-техническое обеспечение:

    Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, кабинет педагога-психолога, творческая мастерская, музыкальный зал, спортивный зал, познавательно-игровой зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения и раздевалки, оборудованные с учетом возраста детей. В связи с выше перечисленным есть возможность где, планировать и размещать музейные выставки. Минимально приобретён необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества; предметы, литература, открытки, альбомы по краеведению)

    Данный музей реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей. Одной из ведущих задач программы является формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

    Этапы реализации проекта:

    1 этап Подготовительный.

    Срок реализации: январь-ноябрь 2017г.

    Задачи: исследовать условия для реализации проекта.

    Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта.

    2 этап - Практический.

    Срок реализации: январьрь-ноябрь 2017г.

    Задачи: реализация проекта по всем направлениям.

    Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: изготовление дымковских игрушек и гжельской посуды для выставки.

    Выставка детских творческих работ по росписям. Организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного творчества».

    1. Работа с детьми.

    Мероприятия по реализации проекта.

    Познавательное и речевое развитие:

    1. Тематические НОД:
    • развитие речи (с использованием театрализации) «Приглашение на ярмарку»;
    • формирование целостной картины мира: «Из чего же, из чего же»;
    • ФЭМП «Веселые матрешки».

    2. Беседы на темы: «Веселые матрешки», «Филимоновские игрушки – свистульки», «Дымковские мастера», «Поднос черный с цветами», «Что такое Хохлома», «Гжель», «Куклы наших прабабушек» «Деревянная игрушка», « Плетене из лозы».

    3. Чтение, разучивание произведений фольклора на тему народных промыслов, русских народных сказок.

    4. Викторина «Матрешкины загадки».

    5. Разучивание ролей экскурсоводов мини-музея народных промыслов.

    Художественно- эстетическое развитие:

    1. Тематическое НОД «Ах вы гусли, мои гусли».
    2. Рассматривание альбомов и наглядно – демонстрационного материала.
    3. Лепка из соленого теста «Филимоновские игрушки».
    4. Лепка из пластилина«Дымковские игрушки».
    5. Рисование матрешек (восковые карандаши + акварель).
    6. Аппликация «Деревенский коврик» .
    7. Рисование «Укрась тарелочку. Гжель» (гуашь)
    8. Рисование « Павлопасадский платок» (гуашь с использованием ватных палочек). Знакомство с декоративными приемами рисования.
    9. Конструирование из ткани. Народная кукла «Пеленашка».
    10. Конструирование из ниток. Народная кукла «Десятиручка».
    11. Изготовление шумовых матрешек.
    12. Создание музея народных промыслов.
    13. Рисование «Жостовский поднос».
    14. Прослушивание русских народных песен.

    Социально- коммуникативное и физическое развитие:

    1. Использование матрешек для сюжетно-ролевой игры «Угостим матрешек чаем».
    2. Музыкально- дидактическая игра «Угадай инструмент»
    3. Хороводные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Каравай», «Заря – заряница»,
    4. Подвижные русские народные игры: «Гуси», «Горелки», «Краски», «Салочки», «Волк во рву», «Наседка и коршун».
    5. Картотека народных подвижных игр.
    6. Раскрашивание ледяных горок с помощью подкрашенной воды и разноцветных льдинок.
    7. Дидактические игры: «Найди отличия», «Угадай сказку», «Собери картинку», «Составь узор».
    8. Настольная игра «Народные промыслы».
    1. Работа с родителями.
    1. Провести мини-собрание с целью: Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать и предложить принять активное участие в проекте.
    2. Консультация для родителей: «Воспитание детей на традициях народной культуры».
    3. Мастер-класс «Изготовление народной тряпичной куклы «Ангел» (совместная деятельность воспитателя, детей и родителей).
    4. Папка- раскладушка «Ах, какая красота! (народные промыслы)».

    Родителям предлагается:

    1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.
    2. Активно интересоваться действиями ребенка в группе.
    3. Помочь детям разучить стихи и загадки.
    4. Изготовить книжки- малышки («Любимые потешки», «Народные промыслы»).

    3. этап Заключительный

    Срок реализации: декабрь 2017 г.

    Задачи: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов,

    планирование.

    Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов. Постановка новой проблемы, вовлечение в новый проект.

    Досуговое мероприятие – праздник ЯРМАРКА «Русские чудеса»

    1. Продукт проекта
    • Поделки детей и их родителей.
    • Презентация.

    Результат. Работа в проекте всех участников привела к расширению кругозора и умений не только детей, но и воспитателей. Дети узнали больше об истории своей страны, о талантах русского народа. А значит, в процессе участия в проекте, дети стали добрее, мудрее, нравственнее; у ребят формируются такие качества, как гордость за своих предков, любовь к своей Родине. А это и есть – развитие личности.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

    Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

    «МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

    Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

    Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).

    Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей....

    Методические рекомендации по знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами

    На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узна...

    Отчет по самообразованию "Ознакомление детей дошкольного возраста с народными промыслами".

    Работа с детьми дошкольного возраста по овладению декоративным рисованием....

    Ознакомление детей дошкольного возраста с народным промыслом Гжель

    Данная презентация предназначена для ознакомления детей дошкольнного возраста с народным промыслом "Гжель"....

    Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность

    Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....