Рабочая программа воспитателя старшая группа №14 "Ландыши"
рабочая программа (старшая группа)

Покацкая Туяна Юрьевна

Цель рабочей программы: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Программа направлена на реализацию следующих задач:

1. Обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

2. Приобщение детей через соответствующие их индивидуально -возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;

3. Развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

4. Реализация вариативных образовательных программ;

5. Соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса;

6. Разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;

7. Возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_starshaya_gruppa_no14.docx75.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95 «Рябинушка» г. Улан-Удэ» общеразвивающего вида (МБДОУ № 95)

ПРИНЯТО:

педагогическим советом

протокол №____

от «___»_________202__г

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 95 «Рябинушка»

_______________Т.Н. Мошкина

Приказ № _____ от «___»_________202__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

старшая группа №14

«Ландыши»

                                                                      Составитель: воспитатель Покацкая Т.Ю.

                       

Улан-Удэ, 2022г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Целевой раздел образовательной программы.

  1. 1 Пояснительная записка.

  1.2. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста.

   1.3 Цели и задачи реализации программы.

   1.4.Принципы и подходы к формированию программы.

   1.5.Проектирование образовательного процесса

2.Содержательный раздел

      2.1. Основные задачи образовательных областей

      2.2. Лексические темы недели на 2022-2023 учебный год

      2.3. Взаимодействие с семьей

3. Планируемые результаты освоения программы.

      3.1 Планируемые показатели развития детей

 4.  Организационный раздел    

     4.1.Учебно-методическое оборудование (Предметно-развивающая среда)

     4.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ

     4.3. Перспективный план по взаимодействию с родителями

5. Список литературы.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

         Рабочая программа старшей группы №14 «Ландыши» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, Уставом МБДОУ «Детский сад №95 «Рябинушка» города Улан-Удэ», Образовательной Программой дошкольного образования «МБДОУ Детский сад № 95 города Улан-Удэ», Годовым планом воспитательно-образовательной работы МБДОУ «Детский сад  № 95 города Улан-Удэ»  на 2022-2023 учебный год,

 разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкиной.

    Программа «Мозаика» включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Цель рабочей программы: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Программа направлена на реализацию следующих задач:

1. Обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

2. Приобщение детей через соответствующие их индивидуально -возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;

3. Развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

4. Реализация вариативных образовательных программ;

5. Соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса;

6. Разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;

7. Возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

Программа направлена:

- на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Внедрение деятельностного подхода к оценке качества системы дошкольного образования. Через умения педагога создать условия для раскрытия потенциала ребёнка в разных видах деятельности, реализовать целевые ориентиры.

Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие:

1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

6. Вариативность организации дошкольного образования.

Программа разработана на основе культурно - исторического и системно - деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.

Основная цель работы с детьми в старшей группе:

- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

- создание комфортных условий пребывания в детском саду каждого ребенка и детского коллектива в целом.

1.2. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. 

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведении. Этот этап благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.

В старшем дошкольном возрасте в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.

Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Мышление

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. К шести годам ребёнок в состоянии не просто обобщить животных, но и подразделить их на домашних и диких, способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство. В связи с тем что ребёнок осознал себя как личность и может это выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает. Ребёнок способен сочинять не только сказки. Он пересказывает книги и фильмы, причём отражает всё то, что видит и знает. Это является качественно иной ступенью в его развитии. Ребёнок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «Я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинноследственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.

Речь

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности. К шести годам ребёнок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребёнок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребёнок способен оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у других, чуть позже — у себя.

Воображение

В этот период ребёнок имеет представление не только о названии и назначении тех или иных предметов, но и о том, из чего они сделаны (мяч из резины, кукла из пластмассы). Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Физическое развитие

С пяти до шести лет у ребёнка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация. Ребёнок уже может выполнять одновременно два-три вида двигательных навыков: бежать, подбрасывая мяч; ловить мяч, сев на корточки и пританцовывая… Ребёнок любит бегать, соревнуясь, учиться плавать, кататься на коньках, осваивает лыжи. Различая у себя правую и левую руку, он не может определить их у других, что иногда мешает чётко выполнять спортивные задания.

Отношения со сверстниками

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. После пяти лет отношения со сверстниками нередко переходят в дружеские. Появляются друзья обычно его пола, с которыми он проводит большую часть времени.

Отношения со взрослыми

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверие взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Всё больший интерес ребёнка пяти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более чётко.

С пяти лет дети твёрдо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят её менять. В этот период в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки — матери. Роль другого пола ребёнок в основном осознаёт в семье, у близких. В этот период появляется интерес к тайне рождения человека на свет.

Отношения партнёрства между родителями и детьми сменяется взаимным отдалением. Ребёнок уже может безболезненно перенести недолгую разлуку с даже стать близкими и инициатором её.

Игровая деятельность

Свои познания ребёнок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. Детям доступно распределение ролей до начала игры, включение в ролевые диалоги. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

Дошкольники осваивают сложные конструктивные игрушки, вплоть до компьютеров. На улице отдаётся предпочтение спортивным играм.

К шести годам ребёнок практически осваивает большинство необходимых ему навыков: он аккуратен, следит за своим внешним видом, причёской, обувью, одеждой, обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству.

Старшую группу №14 «Ландыши» посещают 26 детей, из них: девочек –14 , мальчиков – 12.

Социальный состав группы представлен различными категориями:

Полная семья

22

Многодетная семья

9

Семья с опекуном

-

Неполная семья

4

Проблемная семья

-

1.3. Цели и задачи реализации программы

Целью программы является расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста.

Программа направлена на реализацию следующих задач:

  • Обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
  • Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;
  • Развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
  • Реализация вариативных образовательных программ;
  • Соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.

   1.4. Принципы и подходы к формированию программы.

Ребенок осваивает сведения социального характера, входит в современный мир, овладевает способами деятельности, включается в разнообразные формы сотрудничества, с учетом следующих принципов:

1.Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2.Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3.Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4.Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

5.Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

6.Вариативность организации дошкольного образования.

Содержание программы рассчитано на детей 5-6 лет. Срок реализации - один  учебный год.

1.5. Проектирование образовательного процесса

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

-Утренняя гимнастика;

-Комплексы закаливающих;

- Гигиенические процедуры;

-Ситуативные беседы при проведении режимных моментов;

-Чтение художественной литературы;

-Прогулки ежедневно;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Игровая деятельность;

           -Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно;

Расписание организованной образовательной деятельности старшей группы № 14 «Ландыши» (2022-2023 учебный год)

день недели

время

вид деятельности

понедельник

9.15 – 9.40

9.50 – 10.15

15.25 – 15.50

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская деятельность

Музыкальная

вторник

9.00 – 9.25

9.35 – 10.00

16.00 – 16.25

Развитие речи

Изобразительная (рисование)

Коммуникативная

Среда

8.45 – 9.10

9.45-10.10

15.25 – 15.50

Коммуникативная

Физкультурно – оздоровительная (в спортзале)

Музыкальная

Четверг

9.00 – 9.25

9.35 – 10.00

16.00 – 16.25

Познавательная (Развитие элементарных математических представлений)

Физкультурно – оздоровительная (на спортплощадке)

Коммуникативная

Пятница

9.00 – 9.25

9.35 – 10.00

10.10- 10.35

Развитие связной речи

Продуктивная (Лепка/аппликация)

Физкультурно – оздоровительная (в спортзале)

2. Содержательный раздел.

2.1 Основные задачи образовательных областей:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными нормами и правилами поведения в социуме.

Задачи возраста:

• формировать уверенность в себе, умение отстаивать собственное мнение, доверять своим чувствам;

• развивать положительное отношение ребёнка к себе, к другим людям и окружающему миру;

• формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (иметь собственное мнение и личные вещи, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности);

• воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола, возраста, уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

• поощрять стремление к совместной работе, оказанию помощи друг другу;

• развивать ответственность за друга, общее дело, данное слово;

• знакомить с различными эмоциональными состояниями других людей, развивать способность понимать эмоциональные состояния по выражению лица, позам, жестам;

• формировать понимание значения собственных усилий для получения качественного результата;

• формировать социальные навыки: различные способы разрешения конфликтных ситуаций, умение договориться, соблюдать очерёдность, умение устанавливать новые контакты;

• содействовать становлению внутренней позиции «Я — будущий школьник»;

• формировать бережное отношение к своей семье, к детскому саду, к родному городу (селу), к родному краю и стране.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью

Задачи возраста:

• продолжать развивать действия по использованию сенсорных эталонов;

• формировать умение выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассмотрения: располагать цвета по степени интенсивности, по их порядку в спектре, комбинировать цвета и создавать новые, находить определённые сочетания цветов для создания выразительного образа, отображать один объект с помощью нескольких цветов или оттенков одного цвета, выбирать цвет материала (краски, карандаша, природного материала) для создания художественного образа;

• развивать способность выделять форму в объектах (конструкциях, деталях строительного материала, геометрических узорах), анализировать форму с разных сторон одного и того же объёмного объекта, подбирать материал определённой формы для создания выразительного образа, преобразовывать плоскостной мате-

риал в объёмные формы (квадрат и прямоугольник — в цилиндр, круг — в конус);

• учить сравнивать предметы по параметрам величины (длине, ширине, высоте) и выстраивать их в ряды, раскладывать предметы (7—15) с небольшой разницей в размере, в возрастающем или убывающем порядке, выстраивать их в ряды;

• содействовать умению проводить анализ объектов: выделение целого, затем его частей, деталей, их пространственного расположения и далее объекта в целом, формировать обобщённые способы обследования;

• закреплять умения группировать объекты по цвету, форме, величине;

• экспериментировать с цветом, формой, величиной.

Познавательно-исследовательская деятельность

Задачи возраста:

• развивать общие познавательные способности (наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы проверки);

• учить находить признаки используемых предметов (острый, тупой, зазубренный, зубчатый), выявлять принадлежность или соотнесённость одних предметов с другими (столяру нужна пила, доски, рубанок, отвёртка, клещи, напильник, гвозди, шурупы, клей);

• формировать умение находить причины и следствия событий, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

• развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами системы составления карт (условными обозначениями), умение создавать систему знаков и применять её, понимать планы-карты, считывать маршруты, придумывать символы или знаки событий или мест (пиктограммы);

• учить классифицировать объекты по характерным признакам.

Природное окружение

Задачи возраста:

• поддерживать и развивать интерес к природе, её живым и неживым объектам и явлениям;

• развивать элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости её компонентов, взаимосвязях живых организмов со средой обитания (особенности внешнего вида, поведения животных, связь растений со средой обитания), взаимосвязи человека и природы;

• развивать обобщённые представления о сезонных изменениях в природе по существенным признакам;

• побуждать к наблюдениям за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления;

• наблюдать за развитием растений, их различиями и особенностями;

• продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры, навыки ресурсосбережения;

• учить бережно относиться к живой и неживой природе;

• приучать экономно расходовать воду, бумагу, продукты.

Развитие элементарных математических представлений

Задачи возраста:

•формировать интерес детей к знаниям, развивать познавательные способности (в том числе математические);

•прививать интерес к интеллектуальной деятельности (размышлению, рассуждению, поиску различных вариантов решения задачи);

•формировать представления о числах первого десятка и более, различении количественного и порядкового счёта;

•развивать способность использовать символические средства в разных видах деятельности, моделирования окружающего, отражая наиболее общие отношения между предметами и явлениями (части - целое, отношения порядка, последовательности);

•формировать умения измерительной деятельности (измерение предметов с помощью условных и общепринятых мер, измерение жидких и сыпучих тел);

•стимулировать и поддерживать словесные рассуждения детей о результатах собственного опыта.

Количественные представления и счёт

В экспериментировании, игровой деятельности, в условиях созданной проблемной ситуации учить детей:

•создавать множества (группы предметов) из разных по качеству предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений;

•разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью;

•сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или равенство частей.

Образовательная  область «речевое развитие»

Овладение  речью как средством общения и культуры

Задачи возраста:

•совершенствование лексического развития;

•совершенствование звуковой культуры;

•формирование грамматического строя речи;

•поощрение активного использования образных средств выразительности;

•развитие связной речи — монологической и диалогической.

Лексическое развитие

Обогащать словарный запас детей посредством углубления знаний о мире: существительными (бытовые предметы), прилагательными (свойства и качества предметов); наречиями (взаимоотношения людей, их отношение к труду).

Обучать детей в подборе существительных к прилагательному (чёрный — уголь, карандаш, кот).

Обучать подбирать сходные и противоположные по значению слова.

Активизировать словарь с помощью игр и упражнений, в том числе с использованием наглядного материала: «Что лишнее?», «Вершки-корешки», «Что не так?» (картинки-путаницы), «Чем похожи предметы?», «Чем похожи слова?», «Как сказать иначе?». Помогать детям правильно употреблять слова: в соответствии со значением.

Звуковая культура речи

Продолжать закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков.

Учить различать на слух и произносить сходные по артикуляции и значению согласные звуки (с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, ж – з, л – р).

Развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец), выделять в произношении заданный звук, сравнивать (различать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие, шипящие, свистящие, сонорные); замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, стихотворении. Использовать упражнения на дифференциацию наиболее часто смешиваемых звуков.

Тренировать интонационную выразительность речи в играх-драматизациях, при рассказывании и придумывании сказок

Грамматический строй речи

Формировать осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях (существительные с числительными, прилагательные с существительными).

Обращать внимание детей на неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность её исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, маслёнка).

Упражнять в образовании однокоренных слов и слов с приставками (забежал, выбежал, перебежал).

Использовать упражнения на объяснение этимологии слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец), образование слов по аналогии (сахарница – сухарница), употребление несклоняемых имён существительных и прилагательных в сравнительной степени (чистый — чище). В активный словарь вводить слова, помогающие соединять слова в предложении (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (всегда, никогда).

Обучать составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Развивать диалогическую форму речи. Поощрять высказывания своего мнения, согласие или несогласие со сверстниками.

Формировать умение вести диалог.

Обучать пересказыванию по плану (с опорой на схему) сказки.

Обучать творческому рассказыванию на ту или иную тему, придумывать загадки и окончания к незнакомым сказкам.

Развивать монологическую форму речи (рассматривание и рассказывание по картине, составление рассказа по картинкам, пересказы небольших сказок, рассказов, придумывание историй).

Развивать умение рассказывать о событиях своей жизни (такие рассказы можно начинать с простых, близких ребёнку тем (моя мама, мой папа, мои друзья, мой дом и т.п.) с опорой на вопросы воспитателя (Кто это? Что обычно делает? На кого похож?).

Развитие мелкой моторики кисти.

Включение игр на ориентировку:

•самостоятельная ориентировка в назывании рук, действиях к себе и от себя (включение во все виды деятельности оценки выбора партнёром руки);

•ориентировка на плоскости (графические диктанты, серии рисунков, карта города, села, улицы);

•пространственная ориентировка (игра «Разведчики», подвижные игры, хороводы, сговор на перемещение в пространстве);

•согласование действий руки и голоса (считалки в медленном и быстром темпе с движениями руки, пение с дирижированием).

обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора.

Образовательная  область «художественно-эстетическое развитие»

Развитие  детей в процессе овладения изобразительной деятельностью

В старшей группе продолжается формирование у детей эстетического мировидения, созерцательного сопереживания. Художественная деятельность развивается на основе эстетического опыта создания художественных образов. Педагог обращает внимание детей на образную выразительность созданных образов, поощряет воплощение в художественной форме своих представлений, переживаний, чувств. Дети проходят путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами.

В старшей группе воспитатель ставит перед собой и творчески реализует комплекс взаимосвязанных задач:

•продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы;

•развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление, устанавливать сходство и различие предметов и их частей;

•способствовать развитию образного мышления и творческого воображения;

•развивать способность к эстетическому мировосприятию, замечать изменения в окружающей природе и мире;

•знакомить детей с произведениями разных видов искусств (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

•формировать простейшие обобщённые способы построения образа: пространственное изменение деталей, целостной основы будущей конструкции или отдельных частей по отношению друг к другу;

•знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, ювелирное искусство);

•формировать умение организовывать своё рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы;

•развивать у детей замысел, умение действовать в соответствии с ним, определяя последовательность изодеятельности, композицию. Учить детей различным способам изображения одних и тех же предметов;

•продолжать учить детей широко использовать не только основные, но и разнообразные дополнительные цвета; помочь детям в освоении основных свойств цвета: цветового тона, насыщенности и светлоты;

•побуждать детей проявлять инициативу в выборе цвета;

•развивать декоративный вкус, желание не только изображать, но и украшать, понимать символику узора;

•продолжать совершенствовать умения детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.

Развитие  детей в процессе овладения музыкальной деятельностью

Задачи возраста:

•продолжать развивать певческие, слушательские навыки;

•обогащать накопленные музыкальные впечатления;

•продолжать развивать импровизационные проявления детей, опираясь на их самостоятельность и помощь взрослых в совместной творческой деятельности;

•продолжать формировать нравственные поведенческие мотивы с помощью русского фольклора для детей;

•продолжать развивать и воспитывать у детей любовь к ритмичной музыке и умениям передавать её в движениях.

Развитие детей в театрализованной деятельности

Задачи возраста:

•включать ребёнка в систему «человек — образ — спектакль», что предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие её постижения;

•продолжать тренировать навыки и умения, связанные с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие».

Овладение двигательной деятельностью

Задачи возраста:

•формировать у детей устойчивые привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, упражнениями по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки, утренней и дыхательной гимнастикой; потребность в ежедневной двигательной деятельности;

•содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов, физиологических систем организма;

•целенаправленно развивать физические качества и координационные способности;

•содействовать постепенному освоению техники движений;

формировать представления о разнообразных способах выполнения физических упражнений;

•контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учётом проявляемой ими индивидуальности;

•воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие);

•содействовать разностороннему развитию личности ребёнка, формированию физических, умственных, нравственных, эстетических, духовных качеств;

•формировать умение устанавливать связь между сезонными явлениями природы и спортивно-игровой деятельностью;

•поддерживать интерес детей к различным видам физкультурно-спортивной деятельности, знакомить с ведущими спортивными направлениями и видами спорта региона, сообщать им о событиях спортивной жизни региона, города (посёлка) и страны;

•продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры с правилами, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения, проводить экспериментально-исследовательскую работу по двигательным навыкам и умениям.

Овладение  элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Задачи возраста:

способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека;

•формировать позитивное отношение к гигиеническим навыкам, соотносить знания детей о культуре тела и психогигиене с реальными действиями в повседневной жизни;

•способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека;

•стимулировать ребёнка активно включаться в процесс физического развития.

2.2. Лексические темы недели на 2022 – 2023 уч. год

Месяц

Неделя

Старшая группа

Сентябрь

1неделя

1,2.09

5-9.09

Я в детском саду (интересные занятия)

Мониторинг

2 неделя

12-16.09

Я вырасту здоровым (ЗОЖ и безопасность)

Мониторинг

3 неделя

19-23.09

Ранняя осень. (осенние природные явления, деревья осенью)

4 неделя

26.-30.09

Детский сад. Профессии в детском саду.

Октябрь

1 неделя

3-7.10

Во саду ли в огороде. Труд взрослых на полях и огородах.

2 неделя

10-14.10

Во саду ли, в огороде. Труд взрослых в садах.

3 неделя

17-21.10

На лесной опушке Лес. Грибы.  Лесные ягоды.

4 неделя

24-28.10

Поздняя осень. Перелетные птицы.

Ноябрь

1 неделя

31.10-3.11

Наша  Родина - Россия.

Флаг. Герб. Гимн. Государственные праздники

2 неделя

7-11.11

Столица России – Москва.

3 неделя

14-18.11

Что мы носим осенью? (Сезонная одежда, обувь, головные уборы.)

4 неделя

21-25.11

Моя семья. День матери

Декабрь

1 неделя

28.11-2.12

Что подарит нам зима? (Зимние  природные явления)

2 неделя

5-9.12

Животные и птицы зимой.

Зимующие птицы. Дикие животные зимой. Помощь животным и птицам зимой.

3 неделя

12-16.12

На чем можно путешествовать?

Транспорт. Виды транспорта (наземный, воздушный, водный). Профессии на транспорте.

4 неделя

19-23.12

Волшебство, которое помогает: Добрые дела и волшебные слова

5 неделя

26-30.12

Новогодний праздник.

Игрушки и украшения для ёлочки, подарки для всех, время желаний

Январь

1 неделя

КАНИКУЛЫ

2 неделя

09-13.01

Зимние забавы.

3 неделя

16-20.01

Что мы носим зимой? (Зимняя одежда, обувь, головные уборы.)

4 неделя

23-27.01

Мы путешественники. Дикие животные жарких стран

Февраль

1 неделя

30.01-03.02

Край, в котором я живу: Наш край.  Наш город.

2 неделя

06-10.02

Знакомство с народной культурой и традициями.

Сагаалган. Народные игры. Народные музыкальные инструменты

3 неделя

13-17.02

Наша армия. День Защитника Отечества.

4 неделя

20-24.02

Профессии взрослых.

Март

1 неделя

27.02-03.03

Женский день - 8 Марта.

2 неделя

6-10.03

Весна-красна

(Ранняя весна. Приход весны. Первые весенние цветы.)

3 неделя

13-17.03

В мире доброй сказки

(театрализация сказок)

4 неделя

20-24.03

Неделя детской книги.

Творчество детских писателей и поэтов.

5 неделя

27.03-31.04

Из чего сделаны предметы.

Характеристика свойств предметов

Апрель

1 неделя

3-7.04

Животные и птицы весной

(Перелетные птицы весной. Животные весной.)

2 неделя

10-14.04

Такой загадочный космос

3 неделя

17-21.04

Мы – маленькие исследователи.

(опыты и эксперименты с воздухом, водой и песком, металлическими и деревянными предметами)

4 неделя

24-28.04

Поздняя весна. Весенние работы в саду и в огороде.

Май

1 неделя

1-.12.05

День победы. 9 Мая.

2 неделя

15-19.05

На реке и у пруда.

3 неделя

22-26.05

Этот загадочный мир растений и насекомых.

4 неделя

29-31.05

Здравствуй лето!

Мониторинг

2.3. Взаимодействие с семьей.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо, научиться видеть друг в друге полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

1. Обучение, развитие детей;

2. Создание условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

3. Борьба с трудностями, возникающими в воспитании дошкольников;

4. Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

5. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях, организуемых в ДОУ, городе.

3. Планируемые результаты освоения программы.

3.1 Планируемые показатели развития детей

Образовательные области и виды деятельности

Показатели развития

Социально-коммуникативное развитие

         Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме

Самопознание:

•        Называет фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, родственные связи и свою социальную роль в них (тётя, дядя, внук, внучка, прабабушка, прадедушка, наш род).

•        Оценивает, сравнивает свои поступки и поступки сверстников, выделяет особенности другого человека и самого себя.

•        Понимает последствия своего поступка, его влияние на эмоциональное состояние других людей. Управляет своими чувствами (сдерживать слёзы, огорчение, гнев).

•        Умеет дружить, оказывать помощь, делиться игрушками.

•        Использует в речи вежливые выражения: «добрый день», «до завтра», «извините», «пожалуйста», «не могли бы вы...», «будьте любезны» и т.д.

•        Внимательно относится к противоположному полу. Мальчики умеют подавать стул, в нужный момент оказывать помощь донести что-нибудь. Девочки умеют оказывать помощь в соблюдении внешнего вида, уборке вещей и т.п., с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания противоположного пола.

•        Понимает, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, взгляды, суждения, чувства.

Мир, в котором я живу:

•        Проявляет интерес к жизни народа в своём городе (селе), к настоящему и будущему.

•        Называет свою страну, её столицу, область, областной центр, город (село), в котором живёт.

•  Рассказывает о своей стране, области, областном центре, городе (селе).

•        Знает стихи, поговорки, пословицы, отражающие любовь и заботу к близким, труд людей.

•        Имеет представления: о человеческом обществе; об эмоциональном состоянии людей, личностных качествах, характере взаимоотношений.

•        Называет наиболее известные достопримечательности города, села, названия нескольких улиц, носящих имена известных людей.

•        Имеет представления о народных и государственных праздниках, государственных символах (флаг, герб, гимн).

•        Выполняет правила поведения в общественных местах.

•        Обогащает игру, используя собственный жизненный опыт, кругозор, знания о мире.

Овладение элементарной трудовой деятельностью

•        Бережёт результаты труда, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

•        Протирает игрушки и учебные пособия, моет игрушки, строительный материал, ремонтирует книги, игрушки.

•        Убирает постель после сна.

•        Выполняет обязанности дежурных.

•        Оценивает результаты своего труда.

•        Планирует трудовую деятельность, отбирает необходимые материалы, делает несложные заготовки.

Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира

•        Проявляет внимательность и наблюдательность к окружающим людям.

•        Может сказать «нет» незнакомому взрослому, который уговаривает ребёнка пойти с ним, а также сверстникам, подросткам, которые пытаются втянуть ребёнка в опасную ситуацию.

•        Понимает, насколько опасны колющие, режущие предметы.

•        Понимает, что электрический ток помогает людям, но он может быть опасен, поэтому детям нельзя самостоятельно включать электроприборы, а также прикасаться к включённым.

•        Понимает, что существуют пожароопасные предметы, неосторожное обращение с которыми может привести к пожару. Знает о последствиях пожара.

•        Понимает, что лекарства, в том числе и витамины, в больших количествах очень опасны, поэтому принимать их самостоятельно нельзя.

•        Соблюдает элементарные правила обращения с водой.

•        Знает, где и как нужно переходить дорогу (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»),

•        Знает дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён».

  • Соблюдает культуру поведения в транспорте.

Познавательное развитие

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью; развитие интересов детей , любознательностью и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе , других людях, объектах окружающего мира;

Сенсорное развитие:

•        Комбинирует цвета, создает новые, находит определенные сочетания цветов для создания выразительного образа.

•        Анализирует форму с разных сторон одного и того же объемного объекта.

•        Сравнивает предметы по параметрам величины.

•        Группирует объекты по цвету, форме, величине.

Познавательно-исследовательская деятельность:

•        Владеет способами достижения цели, самостоятелен в выборе средств и материалов, необходимых для деятельности.

•        Устанавливает причинно–следственные связи, делает первые обобщения своего практического опыта.

•        Задает познавательные вопросы, с помощью взрослого выдвигает предположения, догадки.

•        Ориентируется с помощью детей, взрослого по схеме, плану.

•        Включается в проектно-исследовательскую деятельность; создает постройки и поделки по рисунку, схеме.

•        Выдвигает гипотезы, проводит элементарные исследования.

Конструирование:

•        Конструирует из бумаги, коробочек и другого бросового материала кукольную мебель, транспорт и т.п.

•        Преобразовывает образцы в соответствии с заданными условиями.

Мир живой и неживой природы:

•        Использует наблюдение как способ познания; способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно.

•        Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей.

•        Составляет творческие рассказы, экологические сказки о наблюдаемых явлениях природы.

•        Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение.

•        Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

Развитие элементарных математических представлений:

 •        Считает в пределах 10.

•  Образовывает числа в пределах 5—10 на наглядной основе.

•        Пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?».

•Владеет способом уравнивания неравных групп предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

•        Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине).

•        Размещает предметы различной величины (до 7—10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

•        Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

•        Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

•        Самостоятельно обследует и сравнивает геометрические фигуры, измеряет и сравнивает стороны.

•        Понимает то, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника.

•        Выявляет общие свойства пространственных геометрических фигур.

•        Отражает в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученных групп.

•        Ориентируется во времени (части суток, их смена, текущий день недели).

•        Называет текущий день недели.

•Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность различных событий

Речевое развитие

Овладение речью как средством  общения культуры

  • Участвует в коллективных разговорах, владеет нормами вежливого речевого общения.
  • Пересказывает литературное произведение без существенных пропусков.
  • Понимает авторские средства выразительности, использует их в собственном рассказе.
  • Использует осознанно слова, обозначающие видовые и родовые обобщения.
  • Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом со сходным значением.
  • Имеет чистое и правильное звукопроизношение.
  • Осуществляет звуковой анализ слова (четырёх-, пятизвуковые слова).
  • Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове.
  • Пользуется способами установления речевых контактов со взрослыми и детьми; уместно пользуется интонацией, мимикой, жестами.
  • Использует самостоятельно грамматические формы для точного выражения мыслей.
  • Точно употребляет слово в зависимости от замысла, контекста или речевой ситуации.
  • Понимает значения слов в переносном и иносказательном смысле.
  • Использует средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе, собственном творческом рассказывании

Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы

  • Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2—3 загадки.
  • Называет жанр произведения.
  • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
  • Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
  • Придумывает загадки, сравнения к образам прочитанных произведений.
  • Самостоятельно включается в игру-драматизацию

Художественно-эстетическое развитие

Развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельности

  • Проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративно-прикладное искусство).
  • Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знает особенности изобразительных материалов.

В рисовании:

•        Создаёт изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни,  явлений природы, литературных произведений и т.д.).

•        Использует разнообразные композиционные решения, различные изобразительные материалы.

•        Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

•        Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использует разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

В лепке:

•       Лепит предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.

•        Создаёт небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

•        Создаёт изображения по мотивам народных игрушек.

В аппликации и конструировании:

•        Изображает предметы и создаёт несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, украшения, обрывания, складывания бумаги в разных направлениях

Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью

 •        Называет элементарные музыкальные термины и использует их в собственной самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду и дома.

•        Оценивает, различает и высказывается о жанрах (песня, марш, танец).

•        Определяет тембр музыкальных инструментов, различает их голоса в оркестровом исполнении, узнаёт детские музыкальные инструменты.

•        Ориентируется в сфере спектра немузыкальных звуков, умеет выделять звук из окружающей действительности (голосов природы), анализирует звуковую реальность.

•        Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова, без напряжения. Умеет одновременно начинать и заканчивать пение по сигналу педагога.

•        Поёт без сопровождения «по цепочке» друг за другом пофразно.

•        Владеет основными движениями, следит за положением головы, рук, умеет двигаться соответственно характеру звучащей музыки

Развитие детей в процессе овладения театрализованной  деятельностью

  • Включается в творческий процесс, развивает внимание к особенностям исполнения роли.
  • Погружается в музыкально-двигательную среду с целью развития пластичности и выразительности тела, понимания его возможностей.
  • Сопереживает и подражает образу.
  • Осознаёт себя в мире цвета, звука, движения.

Физическое развитие

Овладение двигательной деятельностью

•        Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп, скорость, направление, координируя движения рук и ног.

•        Прыгает на мягкое покрытие с высоты 20—40 см; мягко приземляется в обозначенное место. Прыгает в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами.

•        Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

•Лазает по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа. Выполняет лазание, висы, упражнения на металлических и пластиковых конструкциях в детских городках.

•        Перебрасывает набивные мячи (вес 1 кг), бросает предметы в цель из разных исходных положений, метает предметы правой и левой рукой, метает предметы в движущуюся цель; владеет школой мяча.

•        Самостоятельно организует знакомые подвижные игры, придумывает с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.

•Знает исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений.

•        Скользит по ледяным дорожкам.

•        Ходит на лыжах попеременным скользящим шагом, умеет подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске, ухаживать за лыжным инвентарем.

•        Знает лыжные ходы и умеет их выполнять

•        Катается на двухколёсном велосипеде и самокате.

•        Ходит в пешеходные походы с преодолением естественных препятствий. Знает правила поведения и безопасности в походе, безопасности в полевых условиях.

•        Знает элементарные правила игры в футбол: одиннадцатиметровый, грубая игра, игра рукой, уход мяча, угловой. Выполняет точный пас. Останавливает мяч стопой ноги.

•        Развиты физические качества (скорость, гибкость, общая выносливость, сила, координация), улучшен индивидуальный результат в конце учебного года.

•        Продолжает развивать творчество в двигательной деятельности.

•        Проявляет настойчивость, оказывает взаимопомощь в играх, соревновательных упражнениях

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

•        Сообщает названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, лёгкие, желудок), объясняет их значимость для работы организма.

•        Знает, что полезно, а что вредно для здоровья (зубов, носа, кожи).

•        Умеет самостоятельно пользоваться зубной щёткой и пастой.

•        Имеет привычку по вечерам ежедневно мыть ноги прохладной водой, тщательно вытирать их специальным индивидуальным полотенцем.

•        Знает, что нижнее белье, носки, гольфы или колготы должны меняться ежедневно.

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    4.1. Учебно-методическое обеспечение:

Образовательное пространство группы поделено на центры и оснащено соответствующими средствами обучения, материалами и оборудованием.

Предметно – развивающая среда.

Оборудование для развивающей предметно-пространственной среды ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» полностью соответствует примерному комплексно-тематическому планированию настоящей Программы, в котором (в графе формы и средства работы) указывается, какое именно оборудование используется при организации образовательной деятельности (для каждой тематической недели как единицы комплексного содержательного планирования).

Перечень оборудования, обеспечивающего реализацию Программы «Мозаика».

Предлагаемое оборудование соответствует требованиям к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.3), а именно:

• отвечают особенностям каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;

• обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

• являются содержательно насыщенными, трансформируемыми, полифункциональными, вариативными, доступными и безопасными;

• обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• обеспечивают двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• обеспечивают эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• обеспечивают возможность самовыражения детей;

• соответствуют требованиям надёжности и безопасности при использовании.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

Важным условием организации жизни детей является создание и гибкое проектирование развивающей среды детского сада и каждой дошкольной группы.

Требования к организации предметно-развивающей среды:

• обеспечение безопасности и соответствия физиологическим потребностям ребёнка в движении;

• соответствие мебели физическим параметрам развития детей (росту, возможностям здоровья и т.п.);

• наличие разнообразного игрового оборудования, соответствующего возрасту детей и образовательным задачам;

• использование компактной, легко трансформируемой детской мебели (выдвижные и раскладные кровати, складные и сдвигающиеся столы и стулья, мягкие модули и др.) в целях обеспечения оптимальной двигательной активности детей в течение дня, высвобождения дополнительных площадей для полноценной игровой деятельности, а также гибкого моделирования образовательного пространства в зависимости от образовательных задач;

• наличие различного «неоформленного», «бросового» материала для организации творческого ручного труда, проведения опытов и экспериментирования (шишки, пуговицы, бусины, кусочки кожи и ткани, камешки, брусочки, нитки, солома и др.);

• наличие оборудования для зонирования и гибкого проектирования пространства (ширмы, перегородки, игровые модули и др.);

• изменение предметно-развивающей среды помещения в соответствии с образовательными акцентами, но не реже одного раза в неделю (в соответствии с темой недели);

• доступность игрового оборудования, материалов для творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, танцевальной, театральной и др.), игрушек, дидактических материалов, размещение их в поле зрения ребёнка и обеспечение возможности свободного использования;

• обеспечение эстетического оформления пространства в группе и других помещениях, ориентированного на психологический комфорт ребёнка (цветовая гамма, удобство, комфорт, эстетика и т.д.);

• совместное с детьми изменение и проектирование образовательного пространства. Необходимо уделять особое внимание созданию развивающей речевой среды как фактору развития речи и общения. Среда общения строится всеми участниками образовательного процесса: педагог — ребёнок, ребёнок — ребёнок, педагог — родитель, ребёнок — родитель.

4.2.Организация режима пребывания детей в ДОУ 

С целью охраны физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия важно, с одной стороны, поддерживать определённый ритм детской жизни, используя стабильные её компоненты (утренняя гимнастика, систематические занятия, сон, питание, прогулка, игры и т.д.), а с другой — вносить элементы сюрпризности, импровизации, поддерживать детские интересы. В таком случае каждый ребёнок чувствует себя комфортно, готов включаться в индивидуальную и коллективную деятельность.

Примерные режимы дня представлены для каждой возрастной группы с учётом наиболее часто встречающегося режима работы дошкольной организации — 12-часового. Составляющие компоненты примерного режима дня не имеют конечных временных границ, что ориентирует детский сад на организацию гибкого режима пребывания детей в соответствии с физиологическими особенностями ребёнка, режимом прогулок, соблюдением двигательного режима, обеспечением баланса между разными видами активности детей (умственной, физической, эмоциональной).

При организации режима жизни, системы физического воспитания дошкольников необходимо учитывать климатические и экологические особенности местности, национальный состав участников образовательного процесса. Важно, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам культуры родного края. При отборе дополнительного содержания образования в область познавательно-речевого развития необходимо включать ознакомление с природой родного края, его историей. В содержание образовательной деятельности рекомендуется вводить знакомство с национальной народной культурой, с художественными произведениями авторов региона. Формы работы с детьми должны учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, сезонные условия и носить событийный характер.

4.3.Перспективный план по взаимодействию с родителями

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

1. Родительское собрание «Начало учебного года. Воспитательно- образовательный процесс в старшей группе»

2. Консультации для родителей «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Все о детском питании»

3. Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5-6 лет»

4. Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году»

5. Беседа с родителями «Этика поведения ребёнка в детском саду»

 Октябрь

1. Консультации для родителей «Речевое развитие ребенка 5-6 лет»

2. Буклет «Речевые игры для детей 5-6 лет»

3. Памятка для родителей «Семь правил, как чистить зубы"

4. Конкурс поделок «Осенняя фантазия»

5. Праздник «Осенняя ярмарка»

6. Индивидуальные беседы с родителями «Чем занять ребенка дома в выходные дни»

Ноябрь

1. Родительское собрание «Ребенок и правила дорожного движения».

2. Консультации для родителей «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города», «Здоровые дети в здоровой семье».

3. Анкетирование  родителей "Я и мой ребенок на улицах города»

4. Совместный досуг с родителями «Мама – счастье мое!»

5. Выставка детских рисунков «Моя мама»

6. Индивидуальные беседы с родителями «Пример родителей в воспитании детей»

Декабрь

1. Конкурс на лучшую кормушку

2. Памятка для родителей «Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной»

3. Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье».

4. Буклет по противопожарной безопасности во время Нового года

5. Украшение группы к празднику Нового года. Пошив костюмов к утреннику.

6. Конкурс творческих работ «Елочная игрушка», «Новогодняя елка»

7. Новогодний утренник

Январь

1. Папка - передвижка  «Январь – наблюдаем, играем, читаем»

2. Консультации для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста», «Закаливание – одна из форм профилактики заболевания детей»

3. Памятка для родителей « Кодекс здоровья»

4. Индивидуальные беседы «Как помочь детям с нарушениями в общении»

Февраль

1. Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребенка»

2. Буклет «Народные традиции. Масленица»

3. Анкетирование «Какова роль отца в семье?»

4. Праздник для пап и дедушек к 23 февраля

5. Фотовыставка «Мой папа-супергерой»

6. Выставка детских рисунков «Мой папа»

7. Беседы с папами «Кого вы считаете главным в воспитании  ребенка?»

Март

1. Консультации для родителей «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через любовь к маме»

2. Фотовыставка «Мамочка милая моя»

3. Утренник «8 марта»

4. Буклет «Осторожно, гололед»

5. Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

3. Советы психолога «Развиваем мелкую моторику рук»

Апрель

1. Консультации для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью», «ИКТ как средство формирования ЗОЖ  у дошкольников»

2. Памятка для родителей «Гаджеты – польза или вред»

3. Индивидуальные беседы с родителями  «Как повысить двигательную активность детей»

Май

1. Папка - передвижка  «Май – наблюдаем, играем, читаем»

2. Выставка творческих работ к Дню Победы.

3. Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья!»
4. Консультации для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством »,  «Бережем  здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»

5. Родительское собрание на тему «Вот и стали мы на год взрослее»

  1. Культурно – досуговая деятельность

Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В разделе обозначены задачи педагога по организации досуга детей.

Тематика

Дата проведения

Праздник «День знаний»

Сентябрь

Праздник «Здравствуй, осень золотая!»

Сентябрь

Развлечение «Веселая ярмарка»

Октябрь

Спортивный досуг «День здоровья»

Октябрь

Праздник «День народного единства»

Ноябрь

Праздник «День матери»

Ноябрь

Развлечение «Здравствуй, зимушка-зима»

Декабрь

Праздник «Новый год»

Декабрь

Праздничное развлечение «Колядки»

Январь

Спортивное развлечение «23 февраля»

Февраль

Праздник «Сагаалган»

Февраль

Праздник «Мамочка моя»

Март

Тематическое развлечение «Весна пришла»

Март

Развлечение «День смеха»

Апрель

Спортивный досуг «День космонавтики»

Апрель

Концерт, посвященный Дню Победы»

Май

Военно-спортивная игра «Зарничка»-2023

Май

День защиты детей

Июнь

5.Список литературы:

1.        Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост.Белькович В.Ю., Гребенкина Н.В., Кильдышева И.А. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.- 464 с. – (ФГОС ДО. Программно-методический  комплекс «Мозаичный парк»).

2.        Методические  рекомендации к примерной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: средняя группа/ авт.-сост.Белькович В.Ю., Гребенкина Н.В., Кильдышева И.А. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.- 96 с. – (ФГОС ДО. Программно-методический  комплекс «Мозаичный парк»).

3.        Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ  Сфера, 2010. – 128 с.- (Логопед в ДОУ).

4.        Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию; средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). ( книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96 с.

5.        Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Осень, зима, весна, лето( книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96 с.

6.        Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения:Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика –Синтез, 2009. – 112с.

7.        Развитие речи детей 5-6 лет. 2-е изд., перераб. И доп. /под ред. О.С.Ушаковой. – М.:ТЦ Сфера, 2011. – 192с.

8.        Голицина Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 112с.

9.        Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе /Е.А.Максимова и др./. – М.: Обруч, 2011. – 192 с.

10.        Пензулаева Л.И.  Физкультурные занятия в детском саду.- М.: Мозаика - Синтез, 2009.

11.        Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.-  М.: Мозаика-Синтез, 2000.

12.        Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение. -  М.: Мозаика-Синтез, 2006.

13.        Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения.- С-Пб.: Каро, 2006.

14.        Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики - М.: Детство-пресс, 2008.

15.        Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.

16.        Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. Авт. - сост.  Калашникова О.В.  - Волгоград: Учитель, 2005.

17.        Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М.: Книголюб, 2005.

18.        Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. - Изд-во Скрипторий 2003, 2005.

19.        Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Сост. Н.А. Извенова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н., А.Н. Федотова, под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Мамошкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Рим, 2006.

20.        Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М.: ТЦ Сфера, 2009.

21.        Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.

22.        Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика - Синтез, 2006.

23.        Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика - Синтез, 2006.

24.        Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

25.        Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

26.        Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

27.        Новикова В.П. Математика в детском саду.-  М.: Мозаика - Синтез, 2000.

28.        АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада» - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

29.        Игры и игровые упражнения для развития речи. под ред. В.В. Гербовой .- 2 изд.. испр. - М.: Просвещение,1988.

30.        Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

31.        Комарова Т.С., Савинков А.И.  Коллективное творчество дошкольников.-  Т.С. - М.: 2005.

32.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая  группа. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2008.

33.        Зацепина М.Б., Антонова Т.В.  Праздники и развлечения в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

34.        Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – М., 2004.

35.        Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – 2-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004.

36.         Бьюзен Т. 10 способов развить креативность / Т.Бьюзен. - Минск: «Попури», 2010.

37.         Де Боно Э. Генератор креативных идей. – СПб. : Питер, 2008.

38.        Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984.

39.         Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.

40.        Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. - Ульяновск, 1996.

41.         Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991.

42.        Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа воспитателя старшей группы

Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным обр...

Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"

Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...

Рабочая программа воспитателя старшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Программа по развитию детей старшей  группы  разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией...

Рабочая программа воспитателя старшая группа. Программа "Детство"

Рабочая программа воспитателя. Старшая группа 5-6 лет. Комплексная программа "Детство"...

Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"

Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"...

Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе "от рождения до школы"

Рабочая программа воспитателя старшей группы "от рождения до школы"...