Рабочая учебная программа дополнительной платной образовательной услуги проведение занятий в сенсорной комнате «Маленькие волшебники» во второй младшей группе
рабочая программа (младшая группа)

охотникова людмила анатольевна

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkie_volshebniki.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолетик»

                                                 

Рабочая учебная программа дополнительной платной

образовательной услуги проведение занятий в сенсорной комнате «Маленькие волшебники»

во второй младшей группе

                                                                                            Воспитатель:

Охотникова Л.А.

г. Нижневартовск

2022 г.

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Кружок работает в течение учебного года (октябрь – май - включительно, один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Возраст детей: от 3 до 4лет.

Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года два раза в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Продолжительность занятий до 15 минут.

1.1.1. Цели и задачи.

Цель:

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

• Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.

• Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).

• Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.

• Научить правильно, понимать слова: «форма»«цвет»«такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

1.1.2. Основные принципы программы:

• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

• Принцип системности коррекционных и развивающих задач;

• Принцип единства диагностики и коррекции;

• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком;

• Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

Планируемые результаты.

• обогащение активного и пассивного словаря детей;

• познавательный интерес к НОД кружка;

• подготовка атрибутов для игр, НОД.

• ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

• ориентироваться в трех и более контрастных величинах

• собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

• сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

• составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

• различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

• ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

II. Содержательный раздел.

2.1. Направления программы:

1) Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

2) Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

3) Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

2.2. Методическое обеспечение программы.

Методы обучения:

• Игровой метод (дидактические игры).

• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

• Словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение).

• Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример). Формы работы:

• Игры (дидактические, развивающие, словесные).

• Использование мелких игрушек.

• Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.

• Использование рассказов, стихов, загадок.

• Задания для развития мелкой моторики.

2.3. Этапы реализации программы.

Подготовительный этап:

1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.

2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.

Основной этап:

Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе

Заключительный этап:

1. Диагностика детей по сенсорному развитию во 2 младшей группе на окончание учебного года 2022 -2023г.

2. Подведение итогов проекта (работы кружка).

3. Подготовка презентации по фотографиям

ПЛАН РАБОТЫ

Октябрь.

1. Диагностика детей

2. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

     3. «Цветные камешки».

4. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

5. «Грузовик построим сами» (аппликация).

6. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек».

7. «Назови геометрическую фигуру». Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

8. «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Ноябрь.

1. Окраска воды – цвет.

2. Какой формы предметы в нашей группе.

3. Построим башню.

4. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.

     5. «Шнуровки».

     6. «Большой - маленький».

     7. «Угости маленького и большого зайца морковкой».

     8. «Цветы для мамы» (аппликация).

Декабрь.

  1. «Украшение для ёлочки» - цвет.
  2. «Поможем курочки найти своих цыплят» (аппликация).
  3. «Лучики для солнышка» (с прищепками).

4.  «Новогодние елочки» - величина.

5.  «Составные картинки» – форма.

6.  Лото «цвет и форма».

     7.   «Парные картинки» (игрушки)

8.   «Елочка – зеленые иголочки» (аппликация).

Январь.

  1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.
  2. «Цветная посуда».

3. Дидактическая игра «Магазин» - форма.

4. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

     5. «Лепим снеговика» (лепка).

6.  «Снег идет» (рисование).

 

Февраль.

1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.

2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.

3. «Построим башню» - величина.

4. Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.

     5. «Рыбалка».

     6. «Знакомство с водой. Вылавливание шариков из воды».

     7. «Галстук для папы» (аппликация).

     8. «Волшебные макароны».

Март.

  1. Игровые поручения – цвет и величина.
  2. «Гусеница».

3. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

     4. «Волшебное ситечко» (просеивание круп через сито).

5. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.

6. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.

     7.  «Ловкие ручки».

       8. «Угощение для мишки (печенки и пряники)» (лепка)

Апрель.

1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.

2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.

4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».

5. Дидактическое упражнение «Завяжи воздушный шар ниточкой»

6. Дидактическое упражнение «Подбери блюдце к чашке».

     7.  «Положи шарик в свой домик».

     8. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.

Май.

1. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».

2. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.

3, 4. «Отпустим рыбок в аквариум» (коллективная работа – аппликация).

     5,6. «В гости к игрушкам».

2.5. Работа с родителями

В зону сенсорного развития за планировано совместно с родителями изготовить дидактические игры:

- «Разложи орешки по цветам»

- «Разноцветная коробочка»

- «Украсим бабочек»

- «Застегни пуговицы»

- «Веселые карандаши»

- «Собери хвост петушку»

Совместно с родителями оформить: «Центр активности», «Центр спокойных игр»,

Провести консультации с родителями на темы:

«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,

«Я учусь действовать с предметами»,

«Массаж рук»,

«Игра – спутник детства».

III. Организационный раздел

3.1 Материально техническое обеспечение программы.

1. Комната светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиНА.

2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт.

3. Аудио колонка.

4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.

5.Дидактические пособия: дидактические игры, комплект упражнений на проверку и закрепление знаний по методике Г. В. Бурменской

3.2.Список литературы:

1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

3. Интернет ресурсы.

4. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с. 81-82,162-163.

5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. –Волгоград:

9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:

10. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

12. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М.:Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М

14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М.

Приложение 1

Содержание пальчиковых игр

1. «Пальчики – братики»

Этот пальчик хотел спать (загнуть мизинчик),

Этот пальчик шмыг в кровать (загнуть безымянный пальчик),

Этот пальчик лишь вздремнул (загнуть средний),

Этот пальчик в раз уснул (загнуть указательный),

Этот пальчик крепко спит (загнуть большой),

Никто больше не шумит!

Поочередно загибая пальчики, можно делать им легкий массаж, немного поглаживать, что станет хорошим сопровождением основного действия.

2. «Зайчик»

Зайчик-зайчик, где твой хвостик? (прыгать)

Здесь! (руки за спину)

Зайчик-зайчик, где твой носик? (прыгать)

Здесь! (показать нос)

Зайчик-зайчик, лапки где? (прыгать)

Здесь! (показать руки)

Зайчик-зайчик, а ушки где? (прыгать)

Здесь! (показать ушки)

3. «Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

(дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра

(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

А для волка - кожура.

(сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас - беда;

Разбегайтесь!

(резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Кто куда!

4. «Капуста»

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трем,

(трём кулаком о кулак)

Мы капусту солим,

(движения пальцев, имитирующие посыпание солью)

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

5. «Замок»

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

покрутили, (движения сцепленными пальцами от себя к себе)

потянули (пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны)

и открыли. (расцепить пальцы)

6. «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

(руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

(энергично сжать руку в кулак несколько раз и разжать)

7. «Прыг-прыг»

Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

Прыг-прыг-прыг.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко:

Топ-топ-топ.

8. «Мышонок»

Этот мышонок в норке сидит,

Этот мышонок в поле бежит,

Этот мышонок колосья считает,

Этот мышонок зерно собирает,

Этот мышонок кричит: "Ура!

(руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого)

Все собирайтесь, обедать пора!

(энергично сжать руку в кулак)

9. «Машина»

Би - би - би - гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит. (ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат. (потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат. (делают ритмичную «вертушку» руками)

10. «Кошки - мышки»

Кошка мышку цап - царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

11. «Елочка»

Перед нами елочка, (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

Шишечки, (показывают кулачки)

Иголочки, (показывают указательные пальцы)

Шарики, (пальцы сжимают в круг)

Фонарики, (показывают «фонарики»)

Зайчики, (показывают «ушки зайца»)

И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки. (ставят средний и указательный пальцы на колени)

12. «Кот»

«Кот на печи (стучат кулачком о кулачок)

Сухари толчет,

Кошка в окошке (показывают, как шьют иголкой)

Полотенце шьет.

Маленькие котята (поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)

На печке сидят, (и качают головой вправо-влево)

На печке сидят

Да на котика глядят.( показывают руками «очки»)

Все на котика глядят

И сухарики едят». (щелкают зубками)

13. «Курочка»

«Курочка - рябушечка

(не спеша «проходятся» указательным и средним)

По двору гуляла,

( пальцем по бедрам)

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!

(загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять.

(грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!»

(загибают пальчики на другой руке)

Посчитаю их опять.

(грозят указательным пальцем)

14. «Пирог»

Падал снег на порог

(дети плавно опускают руки сверху вниз)

Кот слепил себе пирог

(показывают, как пекут пирог)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек

(делают волнообразные движения руками)

Пирожки себе пеки!

(грозят указательным пальцем)

Не из снега – из муки!

(покачивают пальцем из стороны в сторону)

15. «Сорока»

Сорока – белобока (дети на ладошке «варят» кашу)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала (поочередно загибают пальцы)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! (показывают большой палец)

Ты воды не носил (грозят указательным пальцем большому пальцу)

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего! (разводят обе руки в стороны)

Вот тебе горшок пустой (сжимают пальцы в кулак)

Иди в угол и постой! (указательным пальцем показывают на угол)

16. «Зайки»

На лесной лужайке

(показываем «ушки зайчика»)

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, (хлопки)

Ножками топали, (топают ногами)

Ушками махали, (делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук)

Выше всех скакали, (прыжки на двух ногах)

Глазками глядели, (руки к глазам «хлопаем глазками»)

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! (болтаем руками)

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!

17. «Киска»

Есть у киски глазки, (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки, (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись, (грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!» (хлопок в ладоши)

18. «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.(«идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепим комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем указательным пальчиком правой руки по ладошке левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать пошли. (выполняем движения воображаемой ложкой, а затем кладем ручку под щечку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей» «Театральный салон»

Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде....

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Путешествие в страну Хореография» 2016-2017

       Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный с...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Путешествие в страну Хореография» 2017-2018

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух, и двигательные способности, а...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...

Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности «Уроки логопеда»

Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи» или«произношение» охватывает фонетическое оформлен...

Рабочая учебная программа дополнительной платной образовательной услуги проведение занятий в сенсорной комнате «Маленькие волшебники» во второй младшей группе

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о приз...

Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по подготовке детей к обучению в школе 2022 - 2023 учебный год

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федерал...