Использование современных образовательных технологий воспитателем МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин» Дедущенковой О.Н.
статья

Дедущенкова Оксана Николаевна

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Передо мной, как педагогом стоит задача помочь ребенку адаптироваться в социуме дошкольного образовательного учреждения, применяя в процессе воспитания и образования современные образовательные технологии. Я выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_obrazovatelnyh_tehnologiy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий воспитателем МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин» Дедущенковой О.Н.

       Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Передо мной, как педагогом стоит задача помочь ребенку адаптироваться в социуме дошкольного образовательного учреждения, применяя в процессе воспитания и образования современные образовательные технологии. Я выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов.

     В своей педагогической деятельности я использую следующие современные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Проектные технологии.
  • Развивающие технологии.
  • Личностно – ориентированные технологии взаимодействия педагога с детьми.
  • Игровые технологии.
  • Технология ТРИЗ.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основной задачей является сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. С этой целью в своей работе я широко использую здоровьесберегающие технологии.

В технологии здоровьесберегающего обучения, я решаю следующие задачи:

 Овладеть набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

 Формировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни.

 Закреплять полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.

     В работе по привитию основ здорового образа жизни и физического развития не только использую традиционные формы и методы, но и изготовленное нетрадиционное оборудование под моим руководством совместно с родителями, детьми. С нетрадиционным оборудованием выполняются упражнения по развитию физических качеств, упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.  Во время организованной образовательной деятельности, обязательно используется музыкотерапия.

Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у детей формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности, поэтому я систематически в своей педагогической деятельности использую традиционные и нестандартные средства и методы оздоровления:

  • физкультурные минутки,
  • динамические паузы,
  • упражнения для глаз,
  • упражнения для мышц спины и стоп,
  • пальчиковая гимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • корригирующая гимнастика.

Игровые технологии

Игра — это вид деятельности, где дети в полной мере учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Одним из преимуществ игровых технологий является то, что игра всегда требует активных действий каждого ребёнка, поэтому при проведении образовательной ситуации организую не только умственную, но и двигательную активность детей.

Игровые образовательные технологии помогают моим ребятам легче воспринимать материал, увлекают их во время проведения ООД, а знания, полученные во время игровых ситуаций, хорошо усваиваются детьми.

В своей практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

  • игровые ситуации (во время ООД и в режимные моменты);
  • сюрпризные моменты (во время ООД и в режимные моменты);
  • знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
  • элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время ООД;
  • проведение ООД в форме игр-путешествий, игр-развлечений;
  • совместные сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры.

Я создаю в группе предметно-пространственную  среду, в которой происходит различная игровая деятельность детей.

Технологии ТРИЗ

В настоящее время технология ТРИЗ  Г. С. Альтшуллера с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности,

способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе даёт несомненные преимущества:

• в активизации познавательной деятельности детей;

• в создании мотивационных установок на проявление творчества;

• в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

• развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, я учитываю следующие дидактические принципы:


1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

2. Принцип открытости - нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

3. Принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

4. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Проектные технологии

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.
Долг взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования обучающихся. Одной из новых наиболее эффективных инновационных образовательных технологий стал метод проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также

вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.


I этап разработки проекта:

Ставлю проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.
II этап работы:

Разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводим общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксирую ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использую условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксирую, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

Учитываю обязательно и возрастные особенности детей.
Для детей младшего дошкольного возраста использую подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить

 гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
III этап работы.

Является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Информационно-коммуникационные технологии


В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий.

Использование ИКТ позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на страницах сайта www.maam.ru., социальная сеть работников образования,  информационные технологии применяю в организованной образовательной деятельности с детьми, в реализации образовательных проектов, в форме мультимедийных презентаций, анимаций, голосовых записей и др.

При осуществлении работы с родительской общественностью использование ИКТ способствовало созданию качественной консультативной продукции: буклетов, памяток, информационных листовок. При оформлении документации группы использую программу Microsoft Office Word.

Таким образом, внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Личностно – ориентированные технологии

В своей работе особое внимание я обращаю на личностно – ориентированные технологии в воспитании детей. Эти технологии  ставят в центр личность  ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию природных потенциалов. Личностно – ориентированные технологии реализуются в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. В период адаптации малышей к детскому саду я применяла гуманно – личностные технологии. Я обращаю внимание на развитие индивидуальных качеств каждого ребенка, проявление его творчества, фантазии. Моя профессиональная деятельность направлена на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.

Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребенка, его самобытность. Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным  является личностно – ориентированный подход к обучению, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Использую различные методы и приемы обучения: учитываю возрастные  особенности и интересы детей, организую образовательную деятельность в форме совместной игры, побуждаю, стимулирую деятельность,

задаю наводящие вопросы, осуществляю совместную  деятельность с одним ребенком, небольшой группой, или со всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок.

Развивающие технологии

Технологии развивающего обучения позволяют мне посмотреть на идею обучения, идущую впереди развития и ориентированную деятельность ребенка как основную цель. Знания – это не конечная цель, а всего лишь среда развития детей. На первый план выдвигаю развитие детей в различных видах деятельности, формировании познавательных, интеллектуальных, творческих качеств личности.

    Использование технологии развивающего обучения позволяет перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с воспитателем, родителями. К развивающей технологии я отношу игровую деятельность, которая создаёт доброжелательный настрой на восприятие воспитательно – образовательного материала.

Игра создаёт положительную атмосферу сотрудничества со взрослым. Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в ООД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО ЮЩИНОЙ ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ, ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ ТЕМНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

ПортфолиоЮщиной Людмилы Александровны,воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»...

Отчёт о применении современных образовательных технологий Воспитателя МБДОУ детский сад № 8 «Снеговичок» г.Нижневартовск Полежаевой Юлии Александровны

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых...

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

     «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе ОН МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Белочка» на 2021-2022год.

Цель. Создать в детском саду необходимые условия для развития целостных взаимоотношения с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольников, компетентность родителей в обл...

Методическое пособие "Использование современных образовательных технологий для формирования у детей представлений о видах спорта и опыта участия в спортивных играх"

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Программно - методический материал для организации образовательного процесс «Использование современных образовательных технологий для формирования у детей представлений о видах спорта и опыта участия в спортивных играх» (к ООП ДО для детей старшего

Программно - методическийматериал для организации образовательного процесс«Использование современных образовательных технологийдля  формирования у детей представленийо видах спорт...