Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

В работе предоставлена характеристика здоровьесберегающих технологий в обучении дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин

Консультация на тему

 «Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель Ловыгина Н.В.

                                                             Ядрин 2019г.

«Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста».

Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным движениям и развитие физических качеств, но и овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Решение этой задачи требует взаимодействия воспитателей и родителей в разных видах деятельности.

В работе с детьми используются такие формы физического развития и оздоровления детей в ДОУ, как физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, подвижные игры и различные виды гимнастики.

Что же такое гимнастика? Гимнастика – это метод физического развития, способствующий укреплению детского организма.

В дошкольном учреждении проводятся разные виды гимнастики с детьми.  Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Основная цель утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня. Существует несколько форм проведения утренней гимнастики:

- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;

–сюжетная гимнастика, в которой упражнения связаны одним сюжетом;

– игровая гимнастика, состоящая из 3-4 подвижных игр;

- ритмическая гимнастика с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.

1. Условия проведения утренней гимнастики

Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом – на участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д), в тёплую погоду – снижает, чтобы избежать перегревания организма.

 Структура утренней гимнастики

Вступительная часть:

- построение;

- два-три вида ходьбы;

- один вид бега.

В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.

Основная часть:

Общеразвивающие упражнения для

- мышц рук и плечевого пояса;

- мышц туловища;

- брюшного пресса и ног.

Заключительная часть:

- подвижные игры, ходьба, упражнения на восстановление дыхания.

 Планирование утренней гимнастики

Оно тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Каждый новый комплекс планируется один на две недели,

в старшем дошкольном возрасте можно планировать новый комплекс каждую неделю. Комплексы составляются из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснение и показ.

Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений.

Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и др.). Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений.

 Расстановка, раздача, сбор предметов

Всё это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие приёмы раздачи предметов:

- воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после построения, стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику;

- воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них;

- воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их;

- дети берут предметы, разложенные на стульчиках или скамейках;

- дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;

- дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток);

- предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.

Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения упражнений.

Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей.

 Возрастные особенности организации утренней гимнастики:

Параметры:

- ранний возраст (длительность 4-5 мин., количество ОРУ 3-4, дозировка 3-4 раза, продолжительность бега без перерыва 10-15 сек.)

- младший дошкольный возраст (длительность 5-6 мин., количество ОРУ 4, дозировка 4-5 раз, продолжительность бега без перерыва 15-20 сек.)

- средний дошкольный возраст ( длительность 6-8мин., количество ОРУ4-5, дозировка 5-6 раз, продолжительность бега без перерыва 20-25 сек.)

- старший дошкольный возраст  (длительность 8-10 мин., количество ОРУ 5-6, дозировка 6-8 раз, продолжительность бега без перерыва 25-30 сек.)

- подготовительная группа (длительность 10-12 мин., количество ОРУ 6-8, дозировка 8-10 раз, продолжительность бега без перерыва 30-40 сек.)

 Моторная плотность на утренней гимнастике достигается:

- специальным подбором упражнений;

- их повтором, дозировкой;

- темпом;

- использованием подвижных игр, бега;

- физкультурных пособий;

- правильной организацией детей;

- местом проведения (на воздухе);

- музыкальным сопровождением.

 Варианты проведения утренней гимнастики

- традиционная гимнастика с ОРУ.

- гимнастика игрового характера.

- с использованием полосы препятствий.

- с использованием простейших тренажёров.

- с включением оздоровительных пробежек.

- ритмическая гимнастика.

 Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально. Ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции.

 Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам

гимнастики и позволяет решать следующие задачи:

- формирование основ культуры движений

- развитие основных физических качеств

- выработка умений владеть телом, укрепление мышц

- совершенствование работы дыхательных органов и органов кровообращения

- повышение физической работоспособности

- формирование красивой осанки

- воспитание стойкого интереса и потребности к занятиям физической культурой

- совершенствование чувства ритма.

 Последовательность разучивания комплекса ритмической гимнастики.

Разучивание комплекса ритмической гимнастики условно можно разделить на три этапа.

I этап – подготовительный

На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений. На этом этапе педагог демонстрирует комплекс полностью под музыку перед детьми, обращает внимание детей на связь нового движения, с изученными ранее.

II этап – основной

Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.

III этап - заключительный

Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.

 При разучивании комплекса ритмической гимнастики необходимо

учитывать следующие требования:

-показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;

-наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;

при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;

-во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.

 Методика проведения ритмической гимнастики

младший и средний дошкольный возраст:

-упражнения должны быть доступны детям этого возраста

-музыкально-песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик

-показ движений должен быть зеркальным

-дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы

-в комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.

-постепенно можно вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве

-развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.

 Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:

-движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми

-повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности

-дети уже могут заставить себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве

-в движениях дети познают свое тело, его возможности

-движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.

2.     Артикуляционная гимнастика.

Движения необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки.

В детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

При проведении артикуляционной гимнастики нужно лишь помнить, что движения должны быть четкими, состоять из нескольких повторений и выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится.

Наиболее подвижным речевым органом является язык. Поэтому в детском саду при проведении артикуляционной гимнастики наряду с другими методиками используется методика «Сказки весёлого Язычка».

3.     Дыхательная гимнастика.

На физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней гимнастики, в свободное от занятий время проводится дыхательная гимнастика с детьми с целью

-обучения детей правильному дыханию, в том числе речевому,

-профилактики заболеваний верхних дыхательных путей,

-насыщения головного мозга кислородом и улучшения работоспособности,

-восстановления дыхания после физической нагрузки.

-общего укрепления организма ребенка.

При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, координация движений, мышцы рук и позвоночника, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.

 Существует большое количество методик проведения дыхательной гимнастики. Наиболее распространенными из них являются методы К. П. Бутейко и А. Н. Стрельниковой. Но для детского восприятия они довольно сложны, поэтому в дошкольном учреждении лучше использовать специально составленные комплексы упражнений. Более всего подойдет дошкольникам звуковая дыхательная гимнастика, когда вместе с дыхательными упражнениями происходит произнесение различных звуков. Эти упражнения оказывают положительное воздействие как на весь организм в целом, так и на отдельные его системы.

Так например, произнесение звука «а» стимулирует работу легких, трахеи и гортани, произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы, произнесение звука «э» способствует усвоению железа.

 Основные правила проведения дыхательной гимнастики:

- вдох-носом, рот закрыт.

- дышать медленно для насыщения организма кислородом.

- концентрировать внимание на выполнении упражнения.

- дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе дают значительный оздоровительный эффект.

 Для проведения дыхательной гимнастики возможно использование различных приспособлений: свистков, воздушных шариков, трубочек для коктейля, мыльных пузырей, можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки

Дыхательная гимнастика – это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий особых затрат. Следует помнить лишь, что дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.

Дыхательные упражнения для дошкольников чаще всего проводятся со стихотворным сопровождением.

В домашних условиях можно проводить как игровые упражнения для младших детей, так и использовать различные предметы для детей постарше (трубочки для коктейля, через которые можно выдувать воздух, или комочки ваты, которые нужно сдуть).

4.     Пальчиковая гимнастика.

Развитию и совершенствованию мелкой моторики, развитию речи, подготовке кисти руки к письму, повышению работоспособности коры головного мозга служит еще один вид гимнастики, проводимой в детском саду, - пальчиковая гимнастика.

Исследователями разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует начинать с самого раннего возраста  и проводить на протяжении всего дошкольного детства.

Виды пальчиковых игр:

 - народные игры-потешки «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Этот пальчик» для детей раннего возраста;

- игры с речевым сопровождением (стихами);

- игры с мелкими предметами (перекладывание пальчиками мелких предметов в емкости, нанизывание бусин на шнурок, различные застежки, шнуровки и т.д.);

- пальчиковый театр.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются детьми пассивно, с помощью взрослых, а затем уже самостоятельно. Как правило, детям нравится играть в пальчиковые игры.

5. Гимнастика для глаз.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевизор, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна. Одной из форм работы по профилактике нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз. Если не помочь глазам в борьбе с накопившейся усталостью, постепенно зрение будет ухудшаться. Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления

Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

 Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата

Методов проведения зрительной гимнастики несколько.  Можно выполнять с ребенком такие несложные методы, как

- словесные инструкции. Это комплекс упражнений, основанный на  несложных стишках, которые содержат указания к действиям. В такой игровой форме малыш с удовольствием будет выполнять упражнения.

- зрительный тренажер – яркий крупный предмет, который взрослый передвигает в пространстве, а ребенок одними глазами следит за этими передвижениями. Этот метод используется для детей старшего возраста

- стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

-по использованию дополнительных атрибутов, можно выделить четыре вида:

- с предметами (по просьбе педагога дети выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.)

- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

- с использованием специальных полей или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см (этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте, по просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории, можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие;

- с использованием ИКТ: существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения зрения, но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение

 Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк, а затем переходить к более сложным и длинным.)

6.     Психогимнастика.

Современный мир наполнен стрессами. И больше всего стрессам подвержены дети. В настоящее время нагрузки на детей постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается. Поэтому у детей всё чаще наблюдается утомляемость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. Здесь на помощь приходит психогимнастика.

Психогимнастика представляет собой специальные занятия,  направленные на снижение эмоционального напряжения, коррекцию настроения и поведения детей.

 Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.

Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений и на приобретение навыков в саморасслаблении.

В дошкольном возрасте используются следующие упражнения психогимнастики:

-игры со сменой характера движений (например, игра малой подвижности «Совушка»);

-упражнения на развитие умения чередовать напряжение и расслабление мышц  (например, «Солнце и тучка»)

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и темно.                    (Съёживаемся, обнимая себя за плечи).

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки.       (Расправляем плечи, расслабляемся).

-этюды на имитацию эмоциональных состояний (например, после чтения сказки «Машенька и медведь» взрослый просит ребенка изобразить сердитого медведя, показать, как испугалась Машенька, увидев его, как обрадовались возвращению Машеньки её дедушка и бабушка),

- расслабляющие упражнения (например, «Спящий котенок»: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает),

- сочинительство. Предлагаете ребенку вместе с вами сочинить рассказ, который начинается со слов: «Жила была девочка (мальчик), похожая (ий) на тебя. Она очень любила… Ей было грустно, когда… Ей было весело, когда…».

6.     Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения после дневного сна.

Это комплекс мероприятий,  облегчающих переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка, с этой целью после дневного сна проводится гимнастика пробуждения, гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.

 Методика проведения:

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастика начинает проводиться с проснувшимися детьми, постепенно присоединяются остальные дети по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. В комплекс бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

 Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

 Структура гимнастики пробуждения:

- гимнастика в постели,

- дыхательная гимнастика (важна для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей)

- закаливающие мероприятия с использованием дорожек здоровья, солевых дорожек, водных процедур

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

 В результате организации в режиме дня гимнастики пробуждения:

– пробуждение проходит безболезненно для ребенка;

– дети легко включаются в игровые упражнения;

– малыши получают положительный эмоциональный настрой;

– легко происходит переход ребенка к игровой деятельности

 Корригирующая гимнастика – один из видов специальных гимнастик. Корригирующие упражнения применяются для устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательной системы (деформации позвоночника, грудной клетки, стоп и др.). Такая гимнастика может быть организована только в детских садах компенсирующего или комбинированного вида и проводятся она специалистами по ЛФК.

Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики (ЛФК) и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, режим, игры, закаливание, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривает решение главных задач:

- укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;

- профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;

- укрепление мышц брюшного пресса;

- предупреждение вторичных отклонений.

Здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья дошкольника становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых- педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль разных видов гимнастик в здоровьесбережении детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль разных видов гимнастик в здоровьесбережении детей дошкольного возраста"...

«Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста».

Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным ...

роль разных видов гимнастик в здоровьесбережении детей дошкольного возраста

      Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделя...

Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.

Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых - педагогов и родителей....

Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.

Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых - педагогов и родителей....