Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)

Бурлакова Елена Николаевна

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_s_blokami_denesha.docx240.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша

Сентябрь

1 - 2 неделя

Дидактическая игра «Найди фигуру»

Задачи: Закрепить название геометрических фигур, понятий «толстый – тонкий». Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Педагог дает детям задания:

Найди все фигуры (блоки)  такого же цвета (размера, формы, толщины).

Найди фигуру другого цвета ( формы, размера, толщины).

Найди фигуры такой же формы и размера.

Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Найди такую же, как эта фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

3– 4 неделя

Дидактическая игра «Запасы на зиму для белочки»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их свойствах.

Материал: набор блоков Дьенеша, игрушка белочка или картинка с изображением белочки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь белочке сделать запасы на зиму.

Но есть условие:

- запасы(орешки) для белочки должны быть маленькие и толстые.

-запасы (грибочки) должны быть большие и жёлтые и т.д.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их размере и толщине,

умение угадывать предметы на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из

мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Октябрь

1 -2 неделя

Дидактическая игра «Найди не такую»

Задачи: Продолжать знакомить с логическими блоками.

Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .

Дидактическая игра «4-й лишний»

Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме,

величине, толщине.

Материал: Набор блоков Дьенеша

Ход игры: Выложить на стол четыре фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

3 - 4 неделя

Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, размере, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно

запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры

меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине.

Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша

Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было

фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

Ноябрь

1 – 2 неделя

Дидактическая игра «Найди пару»

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой-маленький. Например, большой тонкий желтый круг встает в пару с маленьким тонким желтым кругом, большой толстый красный квадрат встанет

в пару с маленьким толстым красным квадратом и т.д.

Знакомство с карточками с изображенными свойствами.

Дидактическая игра «Найди нужный блок»

Задачи: Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства

блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и

предлагается найти блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые

упражнения с двумя и более карточками.

3 – 4 неделя

Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так,

чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета,

размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Необычные фигуры»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением предметов (машины, животные…), состоящие из геометрических фигур.

Ход игры: Ребенок выкладывает фигуры на таблицу-рисунок или на стол, ориентируясь на знаки-указатели.

Декабрь

1 – 2 неделя

Дидактическая игра «Найди клад»

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не

видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.).

Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра « Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества.

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

3 – 4 неделя

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам,

производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области,

определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

Затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри

красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

Январь

2 неделя

Дидактическая игра «Найди нужный блок 2»

Задачи : Развивать логическое мышление , умение кодировать и декодировать

информацию

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки с отрицанием свойств.

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены отрицания

свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые

упражнения с двумя и более карточками.

3 – 4 неделя

Дидактическая игра «Заселим жителей в квартиры»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением многоэтажных домов, где в каждой «квартире» нарисованы знаки-указатели.

Ход игры: Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свою «квартиру», ориентируясь на знаки-указатели.

Февраль

1 – 2 неделя

Дидактическая игра «Угощение для медвежат»

Задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.

Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.

Ход игры: В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши

медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.

Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (некруглое).

Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую

подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Дидактическая игра «Угощение для медвежат 2 »

Задачи: Развитие умения сравнивать фигуры по одному - четырем свойствам.

Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.

Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.

Ход игры: Вариант игры с использованием карточек с символами свойств.

Последовательность действий (алгоритм) игры.

Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит фигуру с таким же свойствами и т.д.

3 – 4 неделя

Дидактическая игра «На свою веточку»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать

фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур

 Ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, жёлтый маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький жёлтый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.

Март

1-2 неделя

Дидактическая игра «Кто хозяин»

Задачи: Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь

3 – 4 неделя

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам,

производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области,

определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри

красного обруча оказались все жёлтые фигуры, а внутри зеленого- все квадратные.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы:

какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча и т.д.

Апрель

1- 2 неделя

Дидактическая игра «Заселим в домики»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по 3 признакам

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и

домиков

Ход игры: Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадал»

Задачи: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать

информацию

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств,

карточки с отрицанием свойств

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок

3 –4 неделя

Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Задачи: Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и умение

выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены

символы фигур – листьев, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо

листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают

геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.

Май

1 -2 неделя

Дидактическая игра «Домино»

Задачи: Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам

Ход игры: в этой игре одновременно может участвовать не более четырёх детей. Фигуры делятся поровну между всеми участниками. Каждый игрок поочерёдно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по разному.

Например:

- фигурами другого цвета (формы, размера)

- фигурами другого цвета и формы

- фигурами другого цвета, формы, размера, толщины и т.д.

3 – 4 неделя

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать,

аргументировать свой выбор

Материал: карточки с изображением свойств фигуры. Блоки - это «игрушки»

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 карточки-«денежки». На одну карточку можно купить только одну

«игрушку».

Правила покупки: свойства «игрушки» должны совпадать со свойствами, изображёнными на карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша....

Планирование занятий по интересам в рамках реализации ООП «Умники и умницы» с логическими блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми игровыми упражнениями, ситуация поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацие...

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, одна...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, одна...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного пособия – помочь педагогу в формировании и развитии у детей предпосылок логического мышления в интересной для детей форме....

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста...

"Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста"

На современном этапе обучения особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам.Одним из таких средств являются логические блоки,разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.Ло...