Педагогическое наставничество
статья

Наставничество в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

2023 год в России объявлен годом педагога и наставника.

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Наставничество  одна из форм методической работы с молодыми педагогами. Именно наставник отвечает за реализацию информационной, организационной, обучающей  функций. Он  обеспечивает условия для адаптации и непрерывного профессионального образования начинающего педагогического работника.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Поэтому воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью – испытывают шок. 

Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе? Конечно же, наставники – опытные педагоги, готовые прийти на помощь, подсказать, направить, научить. 

Что же включает в себя понятие наставничество?

Педагогическое наставничество - разновидность индивидуальной методической работы с педагогом, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.  Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, такие как: мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», сценическое мастерство, посещение и анализ уроков опытных педагогов, рефлексии собственной педагогической деятельности.

Наставник - опытный педагог или методист, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

Педагогическое наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.

Цель наставничества в образовательном учреждении: оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении; увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии обучающихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.

Как правило, в нашем учреждении наставниками становятся самые

опытные сотрудники. Однако нельзя забывать и том, что наставник должен

не только знать правильные ответы, но и уметь их научно донести, важны

также и коммуникативные навыки. Педагог-наставник выполняет по

отношению к своему подопечному воспитательную функцию, влияет на его

установки и ценности, потому мы серьезно относимся к составлению

портрета наставника и перечню педагогов, которые могли бы ими стать.

Созданная система наставничества доказала, что наставничество как форма индивидуального развития и становления молодого специалиста под руководством более опытного педагога является одной из эффективных форм успешной профессиональной адаптации начинающего педагога.

Целенаправленная и планомерная работа по передаче передового

инновационного педагогического опыта от педагога-наставника к молодому

специалисту является двусторонним процессом: с одной стороны – это деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. В

рамках круглого стола «Наставничество: опыт, проблемы и перспективы»

педагоги учреждения обменялись мнениями по проблемам института

наставничества, определили перспективы развития данной формы работы,

изучили имеющийся опыт и научные методологические подходы.

Актуальность представленной системы наставничества обусловлена

тем, что становление и развитие педагога происходит непосредственно в

педагогическом коллективе и молодой специалист уже несёт ответственность

за результаты своей профессиональной деятельности.

             Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям ДОУ, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наставничество.

В связи с тем, что в последнее время в дошкольные учреждения приходят работать молодые специалисты, которые не имеют опята работы,  нами было разработано Положение о наставничестве....

Педагогическое наставничество

Педагогическое наставничество...

2.12. Педагогическое наставничество.

Приказы от МБДОУ "Хунчугеш" с.Ишкин....

педагогическое наставничество

педагогическое наставничество...

2.12. Педагогическое наставничество

2.12. Педагогическое наставничество...

Педагогическое наставничество, как форма сопровождения молодого педагога.

В презентации представлено задачи решаемые с помощью эффективной модели наставничества, цели и задачи наставничества, этапы становления молодого специалиста, основные направления деяятельности наставн...

Педагогическое наставничество, как форма сопровождения молодого педагога.

В моей презентации представлено зачи решаемые с помощью эффективной модели наставничества, этапы становления молодого специалиста, основные направления деятельности наставника, основная модель обучени...