Принципы воспитания без наказаний и крика
консультация (средняя группа)

Озеркевич Татьяна Валериевна

"Как наблюдать время"

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!
Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило. В глазах – обречённость: когда – когда заберёшь?

Слова "минута", «час» для вашего пятилетнего ребёнка ещё пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные «метки», размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т.п. Он живёт в ДРУГОЙ системе измерения времени. Быть может это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни.

Но время всё-таки существует для ребёнка. Как мы помним, в сказках оно играет очень важную роль. То здесь то там раздаётся бой ЧАСОВ, означающий НАЧАЛО или КОНЕЦ какого-то события. Поэтому к пяти годам ребёнок внутренне уже вполне готов к тому чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные часы и минуты станут для него осознаваемой МЕРКОЙ жизни.

Первый вид таких упражнений связан с ОГРАНИЧЕНИЯМИ в продолжительности действий. Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы. Купить их можно в магазинах медицинского оборудования, и обладают они замечательными свойствами. Время в них перестаёт быть абстрактным понятием и «материализуется» в виде песчинок. Видно как оно наглядно, зримо «течёт» по стеклянным трубочкам и как «иссякает». Я полагаю, что без волшебства тут не обошлось. Может быть, какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом зачерпнула из неё чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым – превратилось в песок. Невидимое время – могущественная, неостановимая, неподвластная людям сила. А вот заколдованное время – песок, заключённое в колбочку ,послушно даже ребёнку. Оно начинает «двигаться» только тогда, когда этого захочет человек.

А практические действия могут быть следующими. Вы ставите песочные часы на стол и говорите: «Как бы нам съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза? Ну-ка, попробуем. Начали! Интересно, а, сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?»

Чтобы не тревожить гигиенистов и избежать соревновательности во время еды, одно из игровых условий может гласить: кашу нельзя есть не только медленнее отпущенного времени, но и быстрее. Согласитесь: это очень важное умение - укладываться точно в срок.

Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на прогулку. А вы можете всё время сравнивать, сколько времени (сколько «песочных пробегов») потребовалось вам и ребёнку на разные виды занятий. Можете даже завести специальную ведомость на стене (лучше – большую, величиной с ватманский лист) и заполнять её условными значками.

В какой-то момент вы почувствуете, что воспитательная сила песочных часов, связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен. Тогда можно двигаться дальше. Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной стрелкой, а именно настоящий секундомер - с крупной стрелкой на крупном циферблате. Это – всем игрушкам игрушка!

С появление секундомера начинается новый период экспериментов, замеров и сопоставлений – ПЕРИОД ИМЕННОВАНОГО ВРЕМЕНИ.

Во – первых, путём наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время может не только «течь», как в песочных часах, но и «прыгать», «скакать», «бежать».

Во-вторых, выясняется (с авторитетных слов папы или дедушки), что пробег стрелки по кругу (от отметки О) – Это МИНУТА, а прыжок с чёрточки на чёрточку – СЕКУНДА. Отрезки времени приобретают имена.

Теперь можно выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах пересыпается песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой, подвесить над кастрюлькой донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, за какое время вода перельётся из бутылки в кастрюльку. Вот вам и «водяные часы» собственной конструкции. Ну а дальше можно мерить всё подряд: за какое время пробегаем расстояние в 30м, за какое время пешком взбегаем на третий этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т.д. и т.п.

Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка секундомера отмеряет свой бег по кругу. Оказывается, минутная стрелка перемещается с одного маленького деления на другое. И ,когда она отсчитает все деления, большие часы покажут: миновал час! Теперь можно пересчитывать деления, считать пятёрками, учиться определять, который час. Время в ваших руках! За ним можно постоянно наблюдать, и важным этапом в этих наблюдениях становится приобретение отрывного календаря к Новому году.

Каждый вечер вы вместе с ребёнком будете торжественно произносить:
СЕКУНДЫ СЛОЖИЛИСЬ В МИНУТКИ
МИНУТКИ СЛОЖИЛИСЬ В ЧАСЫ,
И ТАК ПРОБЕЖАЛИ СУТКИ,
ВРЕМЯ ВПЕРЁД СПЕШИТ.

После этого отрываете листочек календаря и подбрасываете в воздух со словами: «ДЕНЬ ПРОЛЕТЕЛ!»

Оказывается, время умеет не только течь и бежать, но и лететь! Это очень нравиться ребёнку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребёнка о времени календарь занял место рядом с секундомером и часами – как ещё одно приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных).

Литература:
1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996г.
2. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. – М.: Книголюб, 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_bbbbbbbbb.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников

«Принципы воспитания без наказаний и крика»

Итак, каковы же принципы, лежащие в основе воспитания?

Требования должны быть конкретными, а не общими.
Ребенок лучше поймет нас, если мы доходчиво объясним, чего конкретно от него мы хотим. К примеру, бесполезно требовать от малыша «быть аккуратным»; лучше сказать, что прежде чем идти на улицу, нужно собрать кубики.

Хвалите поведение, а не ребенка.
Похвала должна быть адресована не самому ребенку, а его действиям, К примеру, вместо того, чтобы сказать: «Ты так тихонечко сидишь. Умница». Похвалите ребенка так: « Я рада, что ты сидишь тихо». То же самое касается и осуждения. Запомните: мы хвалим или осуждаем не ребенка, а его поведение.

Хвалите до тех пор, пока хорошее поведение не станет нормой.
Похвала напоминает ребенку, что он поступает правильно, что вы ждете от него такого поведения, она укрепляет понятие о «хорошем поведении» и поощряет желание и впредь вести себя именно так.

Избегайте конфликтов.
Можно использовать прием «Таймер» для избежания конфликта. «Таймер»- это мотивационный прием, который задействует естественное стремление ребенка быть во всем первым. Заведите часы (будильник, таймер) на то время, к которому нужно выполнить задание, и скажите, что нужно одеться (раздеться, доесть кашу и т.д) до того, как прозвучит сигнал». Дети обожают выигрывать и поэтому будут стараться выполнить задание как можно быстрее. Использование данного приема поможет избежать конфликта, так как ситуацию контролируете не вы, а часы. К примеру, с помощью таймера вы сможете уложить малыша спать быстро, без лишних слез и капризов.

Будьте поблизости.
За детьми нужно тщательно присматривать, поскольку в противном случае можно упустить из виду и не скорректировать важные аспекты поведения.

Не напоминайте ребенку об ошибках.
Не возвращайтесь к обсуждению прошлых ошибок и капризов. Постоянные напоминания вызовут у ребенка только обиду и протест. Что было, то было вспоминая прежние ошибки, малыш сосредоточен на том, как не нужно делать .Нужно помочь ребенку стать лучше, объяснив, что надо делать и как поступать.

Наказания и крик - плохие помощники в воспитании, они оказывают нам медвежью услугу... Они научат малыша прямо противоположному:
- кричать;
- драться;
- быть трусом;
- бояться;
- стыдиться;
- срывать злость на других.

Воспитание должно основываться на вере в то, что в детях изначально заложено стремление к добру, желание быть хорошими и послушными. Мы оцениваем и пытаемся изменить к лучшему не детей, а их поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Воспитание без наказаний и криков возможно?"

Консультация для родителей: "Воспитание без наказаний и криков возможно?"...

Консультация для родителей дошкольников «Принципы воспитания без наказаний и крика»

Консультация для родителей дошкольников «Принципы воспитания без наказаний и крика»Итак, каковы же принципы, лежащие в основе воспитания?Требования должны быть конкретными, а не общими.Реб...

Принципы воспитания без наказаний и крика.

Итак, каковы же принципы, лежащие в основе воспитания?Требования должны быть конкретными, а не общими.Ребенок лучше поймет нас, если мы доходчиво объясним, чего конкретно от него мы хотим. К примеру, ...

Консультация для родителей в детском саду: «Принципы воспитания без наказаний и крика»

Консультация для родителей в детском саду: «Принципы воспитания без наказаний и крика»...

Принципы воспитания без наказаний и крика

quot;Как наблюдать время"- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило. В глазах – обречённость: когда – когда заберёшь?Слова ...

«Принципы воспитания без наказаний и крика»

Каковы же принципы, лежащие в основе воспитания?...