семинар
материал

Белова Людмила Викторовна

семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников в ДОУ через познавательное развитие».

В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура:  музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.

Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Таким образом, в педагогическом аспекте под  патриотическим воспитанием  понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. При отборе произведений и материалов мы руководствуемся общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. 

 Первоначально идет знакомство с  улицей, где живет ребенок, куда ходит в детский сад. Это способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Стараемся привить любовь и бережное отношение к природе. На прогулке часто напоминаем детям, что всё живое хочет жить, что всё существует во взаимосвязи и ничего не создано «просто так». Этому способствуют и занятия по экологии.

Приоритетным в работе над патриотическим воспитанием считаю:

  1. Все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 
  2. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
  3. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.  
  4. Знакомство с природой родного края. Она не только среда обитания, но и родная сторона, малая Родина.
  5. Первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

 Создаются условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности.

Воспитатели предоставляют условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.

При знакомстве детей с трудом взрослых стараемся выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд пожарного, полицейского, врача, учителя и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей нашего города.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует  большого  такта и терпения,  так как  в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась  рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело ( участие в играх, проектах, конкурсах, мастер-классах). Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок на лучшую игрушку к Новому году, лучшая елочная игрушка,

 « Моя любимая мама»,  «Никто не забыт, ничто не забыто» и т.д. , успешно реализован метод групповых, детских и семейных проектов: «Моя малая Родина». В процессе такого взаимодействия используются следующие виды:
- анкетирование;
- консультации;
-родительские собрания;
- беседы за круглым столом;
- наглядная информация на стендах, папках-передвижках;
- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;
- привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому
воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры
памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов,
посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и
трудовые заслуги и пр.).
В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, оказывать помощь
в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-
культурных и трудовых традиций.

У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу. Они начинают уважать труд своих родителей, стараются беречь то, что сделано близкими людьми. 

 Нам всем известно, что основы
воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека
продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к.
детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что
каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои
права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что усвоено в
дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие
черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом
дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте
интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное
мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям,
сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в
дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа,
использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи,
ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные
результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...