Семинар для педагогов "Роль народных праздников"
материал

Волкова Наталья Витальевна

Семинар для педагогов "Роль народных праздников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Волкова Наталья Витальевна

воспитатель

МАДОУ «ДС №13 «Родничок»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

Без прошлого — нет будущего,

Без языка — нет нации,

Без нации — нет культуры,

Без культуры — нет народа.

  1. Подготовительная работа
  2. Организационный момент. Педагогам предлагается разделиться на две команды «Теоретики» и «Практики» и из набора предложенных праздников выбрать те, которые, по их мнению, являются народными. Затем обосновывают свой выбор и с точки зрения своей позиции доказывают «за» и «против» использования народных праздников в педагогической практике.
  3. Теоретическая часть. 

Народный праздник — это большое событие, объединяющее людей в радости, мечте, в высоких помыслах. Праздник — это народное творчество в действии. Праздник — это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы.

Организации и проведению народных праздников сегодня уделяется большое внимание. Мы стремимся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций.

С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется непосредственно в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Нужно не забывать, что:

- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма,

- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

- грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка, Большое внимание уделяем традициям и обычаям предков, что ведет к сохранению народных традиций и приобщению к ним детей. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором русского народа.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у всех наших воспитанников радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем. Подготовка к празднику вызывает у детей особенный интерес.

При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей непосредственно в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым.

Очень значимо в процессе праздника оформление, которое, прежде всего, должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться, чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, а так же было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знают своё прошлое, и культуру своего народа.

  1. Практическая часть

Задание №1: работа с целеполаганием: на обороте каждого праздника прописана триединая цель: ваша задача: проверить правильность целей и дать ответ: согласны ли вы с предложенными целями, если да, то их озвучить, если нет, то предложить свои.

Задание №2: перед вами представлены костюмы, маски, предметы для проведения праздника. Ваша задача: продемонстрировать эпизод праздника с использованием элемента народного костюма, красочных масок, озорных шуток-прибауток, напевных песен, озорных игры, величавых хороводы.

  1. Подведение итогов

В заключении хотелось бы отметить, что непосредственно русские народные праздники во все времена играли огромную роль в воспитании детей. Проведение таких мероприятий на сегодняшний день становится особенно актуальным, так как они играют колоссальную роль в приобщении дошкольников к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях. Опыт в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых – важное условие для развития непосредственно личности дошкольника и возрождение народной традиции себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа русского народа.

Коляда

Цели:

- Создать радостное настроение у детей и взрослых.

- Приобщить дошкольников к русской традиционной культуре, через знакомство с народными праздниками.

- воспитывать любовь, уважение и интерес к русским народным праздникам;

- познакомить детей с колядками, увеличить словарный запас (коляда, колядки, колядовщики);

- представить фольклор, как явление, сочетающее музыку, действие и тексты;

- познакомить с обрядом колядования на Руси (познакомить с атрибутами и персонажами обряда колядования.

Осенины

Цели:

- формировать интерес к русской народной культуре,

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине;

- закреплять у детей знания о признаках осени, народном празднике – «Осенины»;

- закреплять знания о традициях русского народа, народных костюмах, атрибутах;

- обогащать словарный запас;

- развивать творческие способности, воображение, наблюдательность;

- развивать умение вырезать по контуру и рисовать одним цветом;

- развивать музыкальные способности детей во всех видах музыкальной деятельности;

- вызвать желание участвовать в празднике;

- способствовать сплоченности детского коллективизма и чувстве ответственности перед предстоящим мероприятием;

Масленица

Цели:

- Дать детям знания о русском народном празднике Масленица.

- Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы (как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины).

- Учить понимать народные потешки, заклички.

- Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.

- Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

- Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам и обычаям.

Яблочный спас

Цели:

- познакомить детей с христианским праздником «Яблочный спас», рассказать о его важности и цели празднования; создание тёплой, душевной, праздничной атмосферы.

- продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями,

- расширять кругозор детей;

- развивать у детей интерес к познавательным развлечениям,

- развивать интерес к русскому народному фольклору,

- развивать у детей умение отгадывать загадки;

- воспитание культуры поведения,

- воспитывать любовь и уважение к традициям своей страны;

- воспитание дружелюбия, уважительного отношения друг к другу.

Ивана Купала

Цель:

- Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

- Закреплять и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.

- Расширять у детей представление о традиционных обрядовых праздниках русского народа

- Совершенствовать двигательные умения и навыки.

- Воспитывать уважение к традициям своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района

ЦЕЛЬ: содействовать формированию  представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ:  1....

реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"

Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...

Выступление на семинаре на тему: «Народные подвижные игры как средство народной педагогики»

В материале раскрывается вопрос значения народных подвижных игр для развития и воспитания детей, виды игр, типы игр,описание  игр народов разных народов....