Статья "Важный принцип современной педагогики"
статья

Рышкова Оксана Владимировна

Статья о проблеме индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnyy_printsip.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Важный принцип современной педагогики»

(Размышления о проблеме индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста).

«Помоги мне!», -  с этой фразой обращается ребёнок ко мне, когда испытывает трудности в какой – либо сфере своей деятельности. И это хорошо, поскольку является признаком интересующейся личности. Гораздо хуже, когда ребёнок равнодушен к происходящим вокруг него событиям. Тогда уже я говорю ему: «Помоги мне!». Помоги нарисовать дом, ответить на вопрос, решить задачу и т.д., главное, заинтересовать ребёнка.

Как же подойти к детям, чтобы познать их, как направить наши педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как найти необходимые в данном случае средства педагогического воздействия. Ответы на эти и другие способности может дать индивидуальный подход, который является одним из важнейших принципов современной педагогики.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании и обучении детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной: Коменский Я.А., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.

Уже в педагогической системе Я.А. Каменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных способностей и выявлять эти способности путём систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек, в том числе и в обучении. В то же время он высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребёнку нельзя давать какие – то определённые рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы, но можно выделить основные моменты: знание и понимание детей, любовь к ним, основательный теоретический багаж, способность педагога размышлять и умение анализировать.

Важно помнить, что ребенок – это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога. Безусловно, индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, способности увидеть потребность ребенка. Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада жизни. «Индивид» есть общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни, - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы». Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

В каждом коллективе можно встретить детей самого различного темперамента, поведения и характера. У одних довольно рано обнаруживаются способности и дарования, другие внешне замкнуты, нерешительны. Некоторые очень обидчивы, некоторые непоседы, некоторые одиночки и все они требуют к себе внимания со стороны воспитателя.

Индивидуальный подход направлен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. Опора на положительное должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Воспитателю необходимо в своём обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Недопустимо в присутствии ребёнка пренебрежительно о нём отзываться.

Примеры индивидуального подхода:

- в отношении детей, неуверенных в себе , требуется уверенный, поощряющий тон;

- для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность, критичность;

- при невнимательной работе, дурном поведении ребёнка тон воспитателя должен быть категорическим;

- ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; • подвижному ребенку.

Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка и его умственное развитие, если он осуществляется в изложенной выше системе.

Литература:

Ковальчук Я.И, Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., Просвещение., 1985 г.

Славина Л.С. Знать ребёнка, чтобы воспитывать. М., 1976 г.

Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. М., Педагогика, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Музыкально тематическое занятие по принципам орфовской педагогики "Ночное приключение"

Музыкальное тематическое занятие по принципам орфовской педагогики«Ночное приключение»  Музыкальный руководитель детского сада № 61 г. Брянска «Золотая рыбка»Матюхина Н.И.  Цель: Р...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...

Принципы Монтессори - педагогики в современном дошкольном образовании

В статье представлены основные принципы Монтессори-педагогики, которые помогут нашим детям успешно развиваться в современном мире....

"Педагогика ненасилия и принцип гуманистической педагогики"

Ненасильственное общение, гуманная педагогика - основные принципы работы в дошкольном образовании....

"Педагогика ненасилия и принцип гуманистической педагогики"

Ненасильственное общение, гуманная педагогика - основные принципы работы в дошкольном образовании....