Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа психотерапевтической направленности «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
рабочая программа

Романова Светлана Владимировна

АДАПТИРОВАННАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_mir_programma.docx63.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

 

«Рекомендовано»                                                           «Утверждаю»

Методическим объединением                                        Директор ЦССВ «Сколковский»

педагогов                                                                          А.С.Комаров __________

Протокол №6                                                                    «08» сентября 2022г.          

«30» августа 2022г.                                                      

АДАПТИРОВАННАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»

                                                                                                    Направленность: коррекционно-развивающая

                                                                                                                              Уровень программы: базовый

          Возраст обучающихся: 4 – 17 лет

                               Срок реализации: 1 год

                                                                                                                                    Разработчик(-и) программы:                                                                                               Романова Светлана Владимировна

Педагог-психолог

                                                                   Г. Москва, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Стр.

I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1

1.1.

Актуальность, целесообразность программы

2

1.2.

Новизна данной программы

3

1.3.

Направленность программы

3

1.4.

Цель  программы

3

1.5.

Задачи  программы

3

1.6

Нормативно-правовые акты и документы  программы

4

1.7.

Планируемый результат

5

1.8.

Краткая характеристика целевой группы

5

1.9.

Срок реализации программы

5

1.10

Режим занятий

5

II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6

2.1.

Учебно тематический план (УТП). Содержание

6

2.2.

Календарно учебный график по программе образования

8

III

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

3.1.

Направление, формы, методы и технологии

15

3.2.

Формы организации деятельности

15

3.3.

Формы подведения итогов реализации программы

17

3.4.

Критерии оценки

17

3.5.

Материально – техническое обеспечение

18

IV

ЛИТЕРАТУРА

4.1

Основная литература

19

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР), в основном дети с умственной отсталостью, имеют значительные нарушения в психоэмоциональном состоянии. Такие дети имеют серьезные изменения в познавательной  и нарушения в психоэмоциональной сфере. Часто дети с основным диагнозом «умственная отсталость» имеют множественный диагноз, например, психоорганические состояния, и психопатоподобные, гипердинамические расстройства, РАС (расстройство аутистического спектра) и т.д. Эмоции таких детей очень изменчивы, в течении дня их эмоциональный фон может превратиться из ровного в нестабильное за короткий промежуток времени. Произвольность и воля у таких детей также нестабильны: низкий уровень устойчивости внимания и концентрации, низкий уровень мотивации в деятельности, крайне низкий уровень запоминания– все это, отчасти, является неспособностью сделать волевое усилие.

Программа по сказкотерапии «Сказочный мир» рассчитана на коррекцию эмоционально - волевой сферы детей с умственной отсталостью – она учит детей переживать эмоции: радоваться, огорчаться, сочувствовать и т.д., кроме того погружение в сказочный мир уменьшает накопленный стресс у ребёнка, помогает расслаблению. Так же, в процессе сказкотерапии идет развитие высших психических функций— для успешной работы в этом направлении, ребенок должен стараться запоминать и размышлять, удерживать свое внимание, а так же развивать воображение. Процесс сказкотерапии побуждает детей к коммуникации, к речевому контакту, она формирует поведенческие стандарты у детей через знаковую систему образа, показа ситуации и построения логики поведения в ней, а также выхода из любого, пусть самого безнадежного тупика зачастую с материальными и личностными успехами, с подъемом на новую, более высокую социальную и личностную ступеньку развития. Поэтому её значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.

1.1 Актуальность Программы

Сказка помогает активизировать процессы мышления, совершенствует эмоционально-волевую сферу, развивает мелкую моторику рук у детей. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Таким образом, Программа «Сказочный мир» решает успешно все эти задачи и помогает гармонично и всесторонне развить ребенка.

Слово «сказка» оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка - это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определяют сказку, как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном. В каждом из нас живет вера в чудо, которое позволяет жить и творить.

Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки и взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Сказки сближают родителей с детьми, сокращая расстояния между их внутренними мирами.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность адаптированной дополнительной образовательной программы состоит в использовании наименее травматичного метода психотерапии, безопасность которого так важна детям с нарушениями психики. Использование метода сказкотерапии позволит детям с особыми потребностями погрузиться в мир волшебства, отдохнуть от режимного распорядка дня, а также отдохнуть от «навязанного общества» других детей и сотрудников учреждения, побыть наедине с самими собой.  Также через сказку ребенок будет ненавязчиво обучаться правильным формам поведения, это очень важно, так как воспитательные беседы в большинстве случаев вызывают у детей сопротивление, чего не может наблюдаться в обучении сказкой.        

1.2 Новизна Программы

Новизна Программы «Сказочный мир» состоит в том, что она составлена так, чтобы детям с различной степенью интеллектуального развития работа со сказкой была понятна, интересна, поучительна. Особое внимание уделяется русским народным сказкам, именно этот блок подходит для работы даже с тяжело умственно отсталыми детьми. На подсознательном уровне ребенок будет воспринимать накопленный опыт народа, менталитет своего, что поможет его скорейшему вхождению в социум.

1.3 Направленность Программы

Адаптированная дополнительная образовательная программа «Сказочный мир» имеет психотерапевтическую направленность. Настоящая Программа направлена на коррекцию эмоционального фона, стабилизацию психоэмоционального состояния детей и снижение аффективных реакций. Попутно Программа направлена на развитие высших психических функций, развитие речевых навыков и адаптацию особенных детей в обществе.

1.4 Цель Программы

Целью Программы «Сказочный мир» являются - предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
1.5 Задачи Программы

Коррекционно-развивающие:

  • расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция отклоняющегося поведения;
  • развитие эмоциональной и моторной адекватности.

Воспитательные:

развитие   чувства   коллективизма,  ответственности   друг   за друга, формирование опыта нравственного поведения; развитие    самостоятельности, самоконтроля.

1.6 Нормативно-правовые документы

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

        от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20  "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ №35850 от 3 февраля 2015 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  •  ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
  • ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»;
  •  Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298);
  •  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции Приказа Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533;
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.№ 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074, от 30 августа 2016 г. № 1035 и от 31 января 2017 г. № 30;
  • Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

1.7. Планируемый  результат:

В ходе реализации адаптированной дополнительной программы «Сказочный мир» у обучающихся по Программе будут заметны улучшения в:

- росте эмоционального интеллекта;

- психоэмоциональном состоянии;

- развитии речевых навыков и коммуникации;

- развитии внимания, памяти и мышления;

- развитии мелкой моторики;

- взаимодействии с коллективом.

    1.8. Участники программы: дети 4-17 лет, дети-сироты, оставшиеся  без попечения родителей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

     1.9 Срок реализации программы -1год

 Занятия проводятся с детьми – сиротами, оставшиеся без попечения родителей (ТМНР). Длительность занятия подбирается в соответствии с возрастом детей, а также их психофизическими и индивидуальными особенностями.  Продолжительность учебного года с 15 сентября по 31 мая. Формы обучения – очная форма.

1.10 Режим занятий: 4  занятия в неделю, продолжительность одного занятия (30) минут в не зависимости от возраста воспитанников)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Темы

Количество часов

1

Психолого-педагогическая диагностика. Формирование подгрупп.

36

2

Русские

народные

сказки

Тема: «Колобок»

1

3

Тема: «Репка»

2

4

Тема: «Лиса, заяц и петух»

2

5

Тема: «Кто, петух и лиса»

1

6

Тема: «Журавль и цапля»

1

7

Тема: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

8

Тема: «Гуси-лебеди»

1

9

Тема: «Перышко Финиста ясна сокола»

1

10

Тема: «Летучий корабль»

1

11

Тема: «Царевна-лягушка»

1

12

Тема: «Крошечка - Хаврошечка»

1

13

Тема: «Три медведя»

1

14

Тема: «Теремок»

1

15

Тема: «Зайкина избушка»

2

16

Тема: «Сивка-Бурка»

1

17

Тема: «По щучьему веленью»

1

18

Тема: «Петушок — Золотой гребешок»

1

19

Тема:  «Волк и семеро козлят»

1

20

Тема: «Маша и медведь»

1

21

Тема: «Курочка Ряба»

2

22

Авторские сказки

русских писателей

Тема: «Аленький цветочек»

1

23

Тема: «Серебряное копытце»

1

24

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

25

Тема: «Цветик-семицветик»

1

26

Тема: «Приключения Незнайки»

1

27

Тема: «Сказка о потерянном времени»

1

28

Тема: «Приключения Буратино»

2

29

Тема: «Королевство кривых зеркал»

1

30

Тема: «Волшебник Изумрудного города»

1

31

Тема: «Двенадцать месяцев»

1

2.2 Календарно - тематический график

Цели

Упражнения

Тема: «Колобок»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Колобок».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Ролевая игра с применением кукольного театра.

Тема: «Репка»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Репка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

Тема: «Лиса, заяц и петух»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Лиса, заяц и петух».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

Тема: «Кто, петух и лиса»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Кот, лиса и петух»

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

Тема: «Журавль и цапля»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Журавль и цапля».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Сюжетно-ролевая игра с персонажами.

Тема: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Гуси-лебеди»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Гуси-лебеди».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Перышко Финиста ясна сокола»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Гуси-лебеди».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Летучий корабль»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Летучий корабль».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Полёт фантазии»

Тема: «Царевна-лягушка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Царевна-лягушка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Крошечка - Хаврошечка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Попробуй разукрась».

Тема: «Три медведя»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Три медведя».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Теремок»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Теремок».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Зайкина избушка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Соломинка, уголек и боб».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

Тема: «Сивка-Бурка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Сивка-Бурка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «По щучьему веленью»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «По щучьему веленью».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Петушок — Золотой гребешок»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Петушок — Золотой гребешок»

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема:  «Волк и семеро козлят»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки  «Волк и семеро козлят».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание соломенного домика и героев сказки из пластилина.

Тема: «Маша и медведь»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Маша и медведь»

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Курочка Ряба»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Курочка Ряба».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Аленький цветочек»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Полёт фантазии».

Тема: «Серебряное копытце»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Серебряное копытце».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Сундук с драгоценными камнями».

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Цветик-семицветик»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Цветик-семицветик».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Цветик-семицветик».

Тема: «Приключения Незнайки»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Приключения Незнайки».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «На луну».

Тема: «Сказка о потерянном времени»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Сказка о потерянном времени».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Мои часы».

Тема: «Приключения Буратино»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Приключения Буратино».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Королевство кривых зеркал»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Королевство кривых зеркал».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Разбей кривые зеркала».

Тема: «Волшебник Изумрудного города»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Волшебник Изумрудного города».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Загадай желание Гудвину».

Тема: «Двенадцать месяцев»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Двенадцать месяцев».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

3.1Принципы работы по Программе

Доступность – программа доступна для каждого ребенка вне зависимости от его интеллектуального развития;

Учета возрастных и психологических особенностей – ребенок проходит те блоки Программы и выполняет те формы заданий, которые доступны его развитию;

Комплексность – Программа предполагает слуховой, речевой, зрительный и тактильный методы воздействия на ребенка во время обучения;

Заинтересованность – занятия проводятся только в случае заинтересованности ребенка в работе по Программе;

Стабильности состояния – занятия не проводятся в случае, если ребенок находится в состоянии психомоторного возбуждения.

 3.1 Формы организации деятельности

Программа предполагает индивидуальные формы проведения занятий (или не более двух человек). Каждое занятие представляет собой блок из комплекса сказок и арт-терапевтических занятий.

Методы

Основным методом работы по Программе является активное слушание. После совместного прочтения сказки педагог с обучаемым переходят к анализу произведения.

Также дополнительно используются методы арт-терапии (лепка, рисование пальчиками, трафаретами, закрашивание) и метод ролевой игры.

3.1. Формы, методы и технологии

  • формы организации деятельности на занятиях – индивидуальная и под-групповая
  • формы занятий:
  • Тематическое занятие–детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребенка. 
  • Занятие по памяти–проводится после усвоения детьми полученных знаний,

        оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную и слуховую

             память.

  • Комбинированное занятие–проводится для решения нескольких

       образовательных задач. Комбинированное занятие состоит из  

      подготовительной, вводной, основной и заключительной частей: –  

          теоретические и практические занятия, пр.;

  •  Проверочное занятие–(на закрепление) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

3.1. В коррекционно-развивающей работе с воспитанниками широко используются следующие методы обучения:

наглядный;

  •  информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда, дидактических игр;
  •  наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а также для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;
  • показ способов и действий выполнения заданий, последовательности выполнения задания - направлены на приобретение детьми умений и способов выполнения упражнений;

словесный;

  • слушание музыки, разучивание стихов, артикуляционных гимнастик - направлен на совершенствование речевых умений, и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
  • беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а также используется для сравнения, обобщения знаний;
  • исследование предметов, материалов, явлений;

практический: 

  • экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретение новых способов выполнения заданий;
  • сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие

            педагога и ребенка, ребенка и ребенка.

3.2 Формы контроля

Формы занятий

Сентябрь

Декабрь

Май

Индивидуальная

Первичная психолого-педагогическая диагностика

Промежуточная психолого-педагогическая диагностика

Итоговая психолого-педагогическая диагностика

Подгрупповая

Первичная психолого-педагогическая диагностика. Распределение в подгруппы.

Промежуточная психолого-педагогическая диагностика. Проверка целесообразности групповых занятий.

Итоговая психолого-педагогическая диагностика

3.3 Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие

3.4. Критерии оценки

           Система оценки результатов освоения обучения о данной программе включает  в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков развития воспитанников, включающий индивидуальные качества и личностный рост.

Промежуточная аттестация проводится в конце января, итоговая – в конце мая – это оценка уровня достижения воспитанников по завершению обучения.

Критерии для определения уровней овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками:

3 балла -  самостоятельное выполнение задания;

2 балла - задание выполняется с помощью взрослого;

1балла – задание выполняет частично;

0 баллов – задание не выполняет.

3.5. Материально – техническое обеспечение

Успешная реализация программы и достижения, воспитанников во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в кабинете.

       Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью. Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены наглядным материалом.   В кабинете необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства;

  • стол;
  • стул (для ребенка);
  • карандаши
  • альбом
  • компьютер;
  • колонки;

Наглядный, демонстрационный материал:

  • Подборка демонстрационного материала;
  • Раздаточный материал;
  • Дидактические игры;
  • Настольно-печатный материал;

Данная программа является вариативной, то есть при возникновении

необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Она содержит методические рекомендации к  коррекционно-развивающей работе специалиста в виде тематического планирования, диагностического инструментария, подбора

игровых упражнений.

Список литературы

  1. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.
  3. Введение в психологию сказки.
  4. Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки
  5. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию
  6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии
  8. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.
  9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной.
  10. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.
  11. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» (начальный уровень) технической направленности

Программа «Робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культ...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Музейная педагогика»

Программа "Музейная педагогика" предназначена для работы с детьми 4-5 лет по Дополнитеьной образовательной деятельности социально-гуманитарной направленности "Музейная педагогика"....