Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа психотерапевтической направленности «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
рабочая программа
АДАПТИРОВАННАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnyy_mir_programma.docx | 63.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»
(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Методическим объединением Директор ЦССВ «Сколковский»
педагогов А.С.Комаров __________
Протокол №6 «08» сентября 2022г.
«30» августа 2022г.
АДАПТИРОВАННАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
Направленность: коррекционно-развивающая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 4 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик(-и) программы: Романова Светлана Владимировна
Педагог-психолог
Г. Москва, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | Стр. | ||
I | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 1 | ||
1.1. | Актуальность, целесообразность программы | 2 | ||
1.2. | Новизна данной программы | 3 | ||
1.3. | Направленность программы | 3 | ||
1.4. | Цель программы | 3 | ||
1.5. | Задачи программы | 3 | ||
1.6 | Нормативно-правовые акты и документы программы | 4 | ||
1.7. | Планируемый результат | 5 | ||
1.8. | Краткая характеристика целевой группы | 5 | ||
1.9. | Срок реализации программы | 5 | ||
1.10 | Режим занятий | 5 | ||
II | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 6 | ||
2.1. | Учебно тематический план (УТП). Содержание | 6 | ||
2.2. | Календарно учебный график по программе образования | 8 | ||
III | МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. | |||
3.1. | Направление, формы, методы и технологии | 15 | ||
3.2. | Формы организации деятельности | 15 | ||
3.3. | Формы подведения итогов реализации программы | 17 | ||
3.4. | Критерии оценки | 17 | ||
3.5. | Материально – техническое обеспечение | 18 | ||
IV | ЛИТЕРАТУРА | |||
4.1 | Основная литература | 19 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР), в основном дети с умственной отсталостью, имеют значительные нарушения в психоэмоциональном состоянии. Такие дети имеют серьезные изменения в познавательной и нарушения в психоэмоциональной сфере. Часто дети с основным диагнозом «умственная отсталость» имеют множественный диагноз, например, психоорганические состояния, и психопатоподобные, гипердинамические расстройства, РАС (расстройство аутистического спектра) и т.д. Эмоции таких детей очень изменчивы, в течении дня их эмоциональный фон может превратиться из ровного в нестабильное за короткий промежуток времени. Произвольность и воля у таких детей также нестабильны: низкий уровень устойчивости внимания и концентрации, низкий уровень мотивации в деятельности, крайне низкий уровень запоминания– все это, отчасти, является неспособностью сделать волевое усилие.
Программа по сказкотерапии «Сказочный мир» рассчитана на коррекцию эмоционально - волевой сферы детей с умственной отсталостью – она учит детей переживать эмоции: радоваться, огорчаться, сочувствовать и т.д., кроме того погружение в сказочный мир уменьшает накопленный стресс у ребёнка, помогает расслаблению. Так же, в процессе сказкотерапии идет развитие высших психических функций— для успешной работы в этом направлении, ребенок должен стараться запоминать и размышлять, удерживать свое внимание, а так же развивать воображение. Процесс сказкотерапии побуждает детей к коммуникации, к речевому контакту, она формирует поведенческие стандарты у детей через знаковую систему образа, показа ситуации и построения логики поведения в ней, а также выхода из любого, пусть самого безнадежного тупика зачастую с материальными и личностными успехами, с подъемом на новую, более высокую социальную и личностную ступеньку развития. Поэтому её значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.
1.1 Актуальность Программы
Сказка помогает активизировать процессы мышления, совершенствует эмоционально-волевую сферу, развивает мелкую моторику рук у детей. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Таким образом, Программа «Сказочный мир» решает успешно все эти задачи и помогает гармонично и всесторонне развить ребенка.
Слово «сказка» оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка - это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определяют сказку, как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном. В каждом из нас живет вера в чудо, которое позволяет жить и творить.
Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки и взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Сказки сближают родителей с детьми, сокращая расстояния между их внутренними мирами.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность адаптированной дополнительной образовательной программы состоит в использовании наименее травматичного метода психотерапии, безопасность которого так важна детям с нарушениями психики. Использование метода сказкотерапии позволит детям с особыми потребностями погрузиться в мир волшебства, отдохнуть от режимного распорядка дня, а также отдохнуть от «навязанного общества» других детей и сотрудников учреждения, побыть наедине с самими собой. Также через сказку ребенок будет ненавязчиво обучаться правильным формам поведения, это очень важно, так как воспитательные беседы в большинстве случаев вызывают у детей сопротивление, чего не может наблюдаться в обучении сказкой.
1.2 Новизна Программы
Новизна Программы «Сказочный мир» состоит в том, что она составлена так, чтобы детям с различной степенью интеллектуального развития работа со сказкой была понятна, интересна, поучительна. Особое внимание уделяется русским народным сказкам, именно этот блок подходит для работы даже с тяжело умственно отсталыми детьми. На подсознательном уровне ребенок будет воспринимать накопленный опыт народа, менталитет своего, что поможет его скорейшему вхождению в социум.
1.3 Направленность Программы
Адаптированная дополнительная образовательная программа «Сказочный мир» имеет психотерапевтическую направленность. Настоящая Программа направлена на коррекцию эмоционального фона, стабилизацию психоэмоционального состояния детей и снижение аффективных реакций. Попутно Программа направлена на развитие высших психических функций, развитие речевых навыков и адаптацию особенных детей в обществе.
1.4 Цель Программы
Целью Программы «Сказочный мир» являются - предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
1.5 Задачи Программы
Коррекционно-развивающие:
- расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов;
- развитие высших психических функций;
- коррекция отклоняющегося поведения;
- развитие эмоциональной и моторной адекватности.
Воспитательные:
развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения; развитие самостоятельности, самоконтроля.
1.6 Нормативно-правовые документы
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ №35850 от 3 февраля 2015 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
- ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»;
- Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции Приказа Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.№ 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074, от 30 августа 2016 г. № 1035 и от 31 января 2017 г. № 30;
- Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).
1.7. Планируемый результат:
В ходе реализации адаптированной дополнительной программы «Сказочный мир» у обучающихся по Программе будут заметны улучшения в:
- росте эмоционального интеллекта;
- психоэмоциональном состоянии;
- развитии речевых навыков и коммуникации;
- развитии внимания, памяти и мышления;
- развитии мелкой моторики;
- взаимодействии с коллективом.
1.8. Участники программы: дети 4-17 лет, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
1.9 Срок реализации программы -1год
Занятия проводятся с детьми – сиротами, оставшиеся без попечения родителей (ТМНР). Длительность занятия подбирается в соответствии с возрастом детей, а также их психофизическими и индивидуальными особенностями. Продолжительность учебного года с 15 сентября по 31 мая. Формы обучения – очная форма.
1.10 Режим занятий: 4 занятия в неделю, продолжительность одного занятия (30) минут в не зависимости от возраста воспитанников)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Темы | Количество часов |
1 | Психолого-педагогическая диагностика. Формирование подгрупп. | 36 | |
2 | Русские народные сказки | Тема: «Колобок» | 1 |
3 | Тема: «Репка» | 2 | |
4 | Тема: «Лиса, заяц и петух» | 2 | |
5 | Тема: «Кто, петух и лиса» | 1 | |
6 | Тема: «Журавль и цапля» | 1 | |
7 | Тема: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | |
8 | Тема: «Гуси-лебеди» | 1 | |
9 | Тема: «Перышко Финиста ясна сокола» | 1 | |
10 | Тема: «Летучий корабль» | 1 | |
11 | Тема: «Царевна-лягушка» | 1 | |
12 | Тема: «Крошечка - Хаврошечка» | 1 | |
13 | Тема: «Три медведя» | 1 | |
14 | Тема: «Теремок» | 1 | |
15 | Тема: «Зайкина избушка» | 2 | |
16 | Тема: «Сивка-Бурка» | 1 | |
17 | Тема: «По щучьему веленью» | 1 | |
18 | Тема: «Петушок — Золотой гребешок» | 1 | |
19 | Тема: «Волк и семеро козлят» | 1 | |
20 | Тема: «Маша и медведь» | 1 | |
21 | Тема: «Курочка Ряба» | 2 | |
22 | Авторские сказки русских писателей | Тема: «Аленький цветочек» | 1 |
23 | Тема: «Серебряное копытце» | 1 | |
24 | Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |
25 | Тема: «Цветик-семицветик» | 1 | |
26 | Тема: «Приключения Незнайки» | 1 | |
27 | Тема: «Сказка о потерянном времени» | 1 | |
28 | Тема: «Приключения Буратино» | 2 | |
29 | Тема: «Королевство кривых зеркал» | 1 | |
30 | Тема: «Волшебник Изумрудного города» | 1 | |
31 | Тема: «Двенадцать месяцев» | 1 |
2.2 Календарно - тематический график
№ | Цели | Упражнения | |
Тема: «Колобок» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Колобок». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Ролевая игра с применением кукольного театра. | |
Тема: «Репка» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Репка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Лиса, заяц и петух» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Лиса, заяц и петух». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Кто, петух и лиса» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Кот, лиса и петух» 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Журавль и цапля» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Журавль и цапля». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Сюжетно-ролевая игра с персонажами. | |
Тема: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Гуси-лебеди» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Гуси-лебеди». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Перышко Финиста ясна сокола» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Гуси-лебеди». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Летучий корабль» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Летучий корабль». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Полёт фантазии» | |
Тема: «Царевна-лягушка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Царевна-лягушка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Крошечка - Хаврошечка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Попробуй разукрась». | |
Тема: «Три медведя» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Три медведя». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Теремок» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Теремок». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Зайкина избушка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Соломинка, уголек и боб». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Сивка-Бурка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Сивка-Бурка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «По щучьему веленью» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «По щучьему веленью». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Петушок — Золотой гребешок» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Петушок — Золотой гребешок» 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Волк и семеро козлят» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Волк и семеро козлят». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание соломенного домика и героев сказки из пластилина. | |
Тема: «Маша и медведь» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Маша и медведь» 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Курочка Ряба» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Курочка Ряба». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Аленький цветочек» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Полёт фантазии». | |
Тема: «Серебряное копытце» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Серебряное копытце». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Сундук с драгоценными камнями». | |
Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Цветик-семицветик» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Цветик-семицветик». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Цветик-семицветик». | |
Тема: «Приключения Незнайки» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Приключения Незнайки». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «На луну». | |
Тема: «Сказка о потерянном времени» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Сказка о потерянном времени». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Мои часы». | |
Тема: «Приключения Буратино» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Приключения Буратино». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Королевство кривых зеркал» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Королевство кривых зеркал». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Разбей кривые зеркала». | |
Тема: «Волшебник Изумрудного города» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Волшебник Изумрудного города». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Загадай желание Гудвину». | |
Тема: «Двенадцать месяцев» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Двенадцать месяцев». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
3.1Принципы работы по Программе
Доступность – программа доступна для каждого ребенка вне зависимости от его интеллектуального развития;
Учета возрастных и психологических особенностей – ребенок проходит те блоки Программы и выполняет те формы заданий, которые доступны его развитию;
Комплексность – Программа предполагает слуховой, речевой, зрительный и тактильный методы воздействия на ребенка во время обучения;
Заинтересованность – занятия проводятся только в случае заинтересованности ребенка в работе по Программе;
Стабильности состояния – занятия не проводятся в случае, если ребенок находится в состоянии психомоторного возбуждения.
3.1 Формы организации деятельности
Программа предполагает индивидуальные формы проведения занятий (или не более двух человек). Каждое занятие представляет собой блок из комплекса сказок и арт-терапевтических занятий.
Методы
Основным методом работы по Программе является активное слушание. После совместного прочтения сказки педагог с обучаемым переходят к анализу произведения.
Также дополнительно используются методы арт-терапии (лепка, рисование пальчиками, трафаретами, закрашивание) и метод ролевой игры.
3.1. Формы, методы и технологии
- формы организации деятельности на занятиях – индивидуальная и под-групповая
- формы занятий:
- Тематическое занятие–детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребенка.
- Занятие по памяти–проводится после усвоения детьми полученных знаний,
оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную и слуховую
память.
- Комбинированное занятие–проводится для решения нескольких
образовательных задач. Комбинированное занятие состоит из
подготовительной, вводной, основной и заключительной частей: –
теоретические и практические занятия, пр.;
- Проверочное занятие–(на закрепление) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
3.1. В коррекционно-развивающей работе с воспитанниками широко используются следующие методы обучения:
наглядный;
- информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда, дидактических игр;
- наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а также для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;
- показ способов и действий выполнения заданий, последовательности выполнения задания - направлены на приобретение детьми умений и способов выполнения упражнений;
словесный;
- слушание музыки, разучивание стихов, артикуляционных гимнастик - направлен на совершенствование речевых умений, и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
- беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а также используется для сравнения, обобщения знаний;
- исследование предметов, материалов, явлений;
практический:
- экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретение новых способов выполнения заданий;
- сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие
педагога и ребенка, ребенка и ребенка.
3.2 Формы контроля
Формы занятий | Сентябрь | Декабрь | Май |
Индивидуальная | Первичная психолого-педагогическая диагностика | Промежуточная психолого-педагогическая диагностика | Итоговая психолого-педагогическая диагностика |
Подгрупповая | Первичная психолого-педагогическая диагностика. Распределение в подгруппы. | Промежуточная психолого-педагогическая диагностика. Проверка целесообразности групповых занятий. | Итоговая психолого-педагогическая диагностика |
3.3 Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие
3.4. Критерии оценки
Система оценки результатов освоения обучения о данной программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков развития воспитанников, включающий индивидуальные качества и личностный рост.
Промежуточная аттестация проводится в конце января, итоговая – в конце мая – это оценка уровня достижения воспитанников по завершению обучения.
Критерии для определения уровней овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками:
3 балла - самостоятельное выполнение задания;
2 балла - задание выполняется с помощью взрослого;
1балла – задание выполняет частично;
0 баллов – задание не выполняет.
3.5. Материально – техническое обеспечение
Успешная реализация программы и достижения, воспитанников во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в кабинете.
Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью. Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены наглядным материалом. В кабинете необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства;
- стол;
- стул (для ребенка);
- карандаши
- альбом
- компьютер;
- колонки;
Наглядный, демонстрационный материал:
- Подборка демонстрационного материала;
- Раздаточный материал;
- Дидактические игры;
- Настольно-печатный материал;
Данная программа является вариативной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Она содержит методические рекомендации к коррекционно-развивающей работе специалиста в виде тематического планирования, диагностического инструментария, подбора
игровых упражнений.
Список литературы
- Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.
- Введение в психологию сказки.
- Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки
- Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии
- Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказочный квиллинг» филигранное бумагокручение
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» (начальный уровень) технической направленности
Программа «Робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культ...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Музейная педагогика»
Программа "Музейная педагогика" предназначена для работы с детьми 4-5 лет по Дополнитеьной образовательной деятельности социально-гуманитарной направленности "Музейная педагогика"....