«Приобщение детей к традициям башкирского народа»
консультация (старшая группа)

«Приобщение детей к традициям башкирского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_traditsiyam_bashkirskogo_naroda_2.docx94.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детского сада

«Приобщение детей к традициям башкирского народа»

В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором, играми, традициями и обычаями башкир.

Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.

Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира

Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказ о курае»«Лиса и волк»«Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю Мустаю Кариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.

Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.

В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «Медведь и пчёлы»«Займи место»«Юрта»,»Курай». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. В группе в свободное время дети играют национальные дидактические игры:«Составь узор»«Назови элемент»«Животный мир Башкортостана»«Растительный мир Башкортостана».

С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, познакомились с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист). Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию при раскрашивании моделей башкирской одежды.

Консультация для родителей детского сада

«Знакомство с традициями и обычаями башкирского народа, как одно из средств воспитания толерантности»

Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.

Основой содержания должно стать следующее:

1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни башкирского народа и т. п.)

4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:

- осознание ребёнком своих потребностей (физических, духовных, выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;

- осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

- осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

- осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других;

- формирования умения отставать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры башкирского народа и др. народов;

- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила»«закон»«норма»«требования»«традиции»);

- углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

- интереса к жизни других людей.

Средства воспитания толерантного поведения:

- всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;

- гармонизация отношений (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, детский сад – семья, семья – ребенок – школа – социум) с целью постижения детьми сложной науки - науки жить среди людей;

- культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;

- концентрация внимания детей на общности культур народов Башкортостана в процессе их знакомства их с художественной литературой, фольклором и искусством Башкортостана;

- использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;

- взаимодействие детского сада с семьей на основе выработки программ помощи каждому ребенку;

- примеры великого братства народов, подвигов во имя людей: сегодняшние войны и их последствия: беженцы, гуманитарная помощь и др. – открывает целые страницы человеческого благородства и межнационального родства, носителями или очевидцами которых являемся мы, педагоги и дети;

- организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.

Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.

Под толерантностью мы понимаем такое свойство личности, в котором выражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и к самому себе. Оно проявляется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, особенностей поведения и т. п. и заключается в понижении сензитивности к объекту взаимодействия за счёт выдержки, самообладания, самоконтроля.

Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, аналогичное взаимной договорённости сторон о границах сосуществования. Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия.

Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным, а также воздержания от причинения вреда, так как вред, наносимый другому, означает вред и для всех, и для самого себя.

Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. Так, в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском – умение «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском – «прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В педагогике и психологии толерантность – это приобщение детей и молодёжи к искусству жить в мире непохожих людей и идей. Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно-воспитательных учреждениях детей приобщают к азамтолерантности как системе определенных ценностей.

Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо, реализовать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности, в процессеознакомления их с культурой народов, проживающих на территории Башкортостана, приобщение к фольклору, народному декоративно-прикладному искусству и родной литературе.

Приобщая детей к культуре башкирского народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представления о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребёнок может только в творческой деятельности, т. к. именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимания добра и зла, справедливость, любви и т. п.

Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для развития.

В укреплении культурных традиций, в привитии детям ценностей и норм поведения, характерных для культуры Башкортостана, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений.

                                     

Консультация для родителей:

«Лучше нет родного края»

Мой край как он велик,

Огромные просторы.

Ты не увидишь все за миг

В нем реки, леса и озера.

В нем птицы рыбы и зверьё,

Так много видов разных.

Здесь детство провожу своё

И много знаний получаю важных.

В краю моём, в краю родном

здесь ханты и манси живут.

Но я уверена в одном,

Что для меня нет края лучше.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной деятельности. Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Так как у детей еще очень мал жизненный опыт, взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром. Он направляет, регулирует его восприятие к окружающему, которое постепенно воспитывает чувства любви к малой Родине у ребенка.

 Важным средством краеведческого воспитания является приобщение детей к традициям народа. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже должен знать основные главные праздники коренных народов населяющих край. Игры, загадки, сказки, названия предметов обихода, основных строений, которые необходимы для таежных жителей. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза«Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни своей малой Родин

Консультация для родителей

 «Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.
В рамках воспитания основ толерантности в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов, населяющих Россию:
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья 
Страны своей прекрасной».
Сегодня мы познакомим вас с башкирскими народными играми. 
Cогласно преданию, Башкорт - имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию - южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи Зауралья. Традиционное башкирское жилище - это войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне - срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).
Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в фольклоре, но особенно в праздничных традициях и обрядах. Основные народные праздники отмечались весной-летом. После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник), участники которого угощали друг друга ритуальной кашей, соревновались, водили хороводы, а остатки каши раскладывали на камнях со словами «Пусть и грачи поедят, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной».
Накануне же пахоты устраивали праздник плуга - сабантуй. Во время этого веселого праздника обязательно забивали корову или баранов, приглашали гостей, устраивали состязания, среди которых непременно были скачки, борьба и бег, что отражало древние традиции военно-физического воспитания молодежи у башкир.
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.
Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению .
Правила для играющих.
1. 
Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.
2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.
5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее придти к победе.
7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы - противники, вне игры - товарищи.
9. Проиграл, - не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.
10.В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11.Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы. 
12.Судьей должны быть довольны и победители и побежденные. 
13.Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.

« Курай (Дудочка)»

Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: 
«Услыхали наш курай, 
Собрались мы все сюда. 
Наигравшись с кураистом, 
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай 
На зеленом, на лугу 
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.

«Муйуш алыш (Уголки)»

По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась
4 играющий отвечает: «Вода кончилась»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

«Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)»

Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?» 
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы». 
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед». 
Первая команда просит: «Дайте нам сахар». 
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь». 
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

«Эна менян еп (Иголка и нитка)»

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми. 
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

«Бесэй менэн сыскан (Кот и мыши)»

Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова: 
«Котик вышел погулять, 
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу» 
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.
Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в доме.

«Буре менэн куян (Волк и зайцы)»

Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
«Белый заяц, мягкий заяц 
В гости к нам пришел. 
Ушки - длинные. 
Короткий хвост».
На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.




           Консультация для родителей

«Азы башкирской культуры»

    Мир человека – это мир культуры. Культура включает в себя  накопленные людьми материальные и духовные ценности, а так же способы их приумножения. Человек только родился, а воспитание культурных навыков уже началось: «Спи, когда все спят, не передвигайся на четырех конечностях, ходи одетым, ешь ложкой, не говори громко, будь вежливым, добрым, честным». Можно подумать, что без этих знаний и умений невозможно стать человеком. Культура человека не растет подобно волосам на голове, по законам биологии. Она вбирается новорожденным из общения с людской средой. Следовательно, культура – это то, что есть в людях человеческого. Именно наличием культуры отличается человек от всех остальных живых существ.

  В культуре объединено национальное и общечеловеческое. Она всегда национальна. Наконец, культуру можно подразделить по видам: на материальную и духовную. К первой  традиционно относят: материальную культуру быта, под которой понимается  среда обитания и  отношения к вещам. К духовной культуре причисляют интеллектуальное, художественное и религиозное познание. Величие народа – вещь неизмеримая. Оно не определяется  только грандиозными архитектурными сооружениями,  глубокомысленными трактатами, иными памятниками духовной культуры. Есть народы, которые достигли захватывающих высот в области духовной культуры. К этой группе следует отнести и башкир.

   Мустай Карим как-то подчеркнул: «Жаль конечно, что наши предки – кочевники не оставили своим далеким потомкам белокаменных городов и сказочных храмов, тисненных золотом книг и дивных картин. Но мы признательны им за то, что веками они создавали самих себя и сберегли себя, достойно сберегли родную речь и песню…»

   Вместе с тем необходимо уточнить, что у древних башкир были свои города: Башгород, Казира, Каракая, Мазира, Биляр, которые по разным причинам исчезли, оставив следы лишь для археологов. Но не в этом суть. Уже то, что народ сумел сохранить себя, сумел сохранить свои национальные особенности, говорит  о его живучести, говорит об огромных потенциальных возможностях. Каждый народ востребован в этот  мир, сказать свое. Нужно только иметь желание и умение слушать.

    Необходимо вызывать и развивать у детей интерес к национальной культуре башкирского народа, ведь первоначальные представления о ней закладываются в семье, а поддерживаются и развиваются в детском саду.

     С детьми младшего дошкольного возраста проводятся башкирские народные игры: «Дети и медведь», «Воробьи и кошка», «Кот и мыши», «Юрта». Под башкирские народные мелодии  ребята выполняют простейшие плясовые  движения: «фонарики», «хлопки», кружение, притопывание одной ногой.

   В старшем дошкольном возрасте проводятся башкирские народные игры «Курай», «Иголка с ниткой», «Волк и зайцы», «Юрта». Усложняются танцевальные движения: переменный шаг, тройной притоп с поворотом, прищелкивание пальцев. Используются движения, имитирующие действия джигита на коне (скакать, стрелять из лука и т.д.). Женские танцевальные движения, отображают быт башкир, и  отличаются плавностью, мягкостью (смотреть в зеркало, заплетать косу, месить и катать тесто,  и т.д.). Ребята слушают записи мелодий, в исполнении курая, а так же поют башкирские детские песни.

   Рекомендации родителям: петь колыбельные, песни, слушать башкирскую музыку, смотреть выступления вокальных и танцевальных  коллективов, знакомить с народным башкирским фольклором

"Дети и медведь"

башкирская народная игра

Собираю ягоду, сделаю пастилу

И в подарок мамочке ягоды принесу.

Ох! Много ягод тут на лесной лужайке

Я в корзину наберу, от медведя убегу.

        

Консультация для родителей

 «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

 Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

 Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

 Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

 «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

 Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

 В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

 Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

 2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресование детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

 4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

 Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

 Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Консультация для родителей

«Каждой семье – свои традиции»

 Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, свою Родину ничего не сделать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе все формирует у малыша чувство любви к тому месту, где он живет.

 Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а поэтому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате нравственной ситуации, совершения нравственного выбора.

 Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

  Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

 Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

  Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие яркими красками разных впечатляющих мелочей.

 У каждого это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День Победы; вкуснейший яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.

 Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.

 Но, к сожалению, многие молодые родители не знают, что такое традиции, какое они имеют значение в сохранении и укреплении семьи, какую помощь могут оказать в воспитании детей. Поэтому очень важно донести до них информацию о ценности семейных традиций, вызвать желание сохранить имеющиеся и создавать новые семейные традиции.

 Какие же семейные традиции может завести себе молодая семья? Вот примеры некоторых.

 Составление родословной своей семьи. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка. Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.

 Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы, дедушкин полевой бинокль, бабушкина самодельная кукла – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы и передаются подрастающему поколению История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.

 Семейные архивы. Каждая семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. Ведь жизнь, отпущенная нам коротка, но в наших силах оставить память о ней.

  Семейный альбом. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Это простое и понятное для ребенка дело, но очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует запоминание.

 Семейные праздники. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, также как и мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для всех членов семьи: ко дню рождения, другим семейным событиям. Сажать или нет детей за «взрослый» стол - родители решают по-разному. Можно попросить малыша не задерживаться за столом, а можно накрыть ему и другим детям отдельный столик. Помните, что в семейном торжестве ребенок является таким же полноправным членом, как мама, как папа, дедушка или бабушка.

 Другое дело детские праздники. Здесь ребенок главное лицо. Если праздник специально организован, имеет свою программу, то тогда день рождения или новогодняя елка будут по-настоящему радостными, праздничными и для детей, и для взрослых.

 Семейное посещение театров, музеев, выставок.

 Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи. Вечером хорошо обсудить со всеми членами семьи увиденное.

 Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребенка.

  Коллекционирование. Очень хорошо если в семье есть такая традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд других людей. Коллекционировать можно что угодно, главное, опираться на интересы ребенка. Самые различные коллекции увлекут и заинтересуют не только вашего ребенка, но и других членов семьи. Можно собирать шишки, камешки, ракушки, различные бусины, пуговицы, часы, фантики, кукол, солдатиков и т. д. Посещение выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности. Затем можно и самим устраивать выставки своей коллекции для друзей и родственников. А бывает так, что родители сами давно что-либо коллекционируют и ребенок принимает в этом посильное участие.

 Семейный отдых на природе. Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, а прогулки и походы благотворно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться всей семьей в поход, поехать на пикник, на дачу. Побродить по лесным тропинкам или на лугу, искупаться в реке, наблюдать за жизнью насекомых, рассмотреть незнакомые растения, собирать природный материал для поделок. Дети обожают перекусить на лесной полянке. А взрослые должны научить ребенка правильно себя вести на природе: убирать за собой мусор, не шуметь, не ломать кусты и т. д. Если такие походы станут традицией, то ребенок будет ждать и готовиться к ним, стараясь интересней и полезней провести время на природе.

 Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это веселые домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или «ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много- много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.

 

 

                                          Консультация для родителей

"Развитие речи детей на основе фольклорного жанра".

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.

В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором и чем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Стоит обратить внимание на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша. Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Трудно себе представить мир ребенка без сказок«детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки.

Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков.

Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила", «идет коза рогатая» или в "ладушки-ладушки". Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Потешки готовят ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. В большинстве случаев потешки связаны: с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям, помогают ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.

Сменяют потешки - прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать.

Таким образом, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

           

Консультация для родителей

«Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества»

Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен. Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражается определенный круг образов, интонаций принятых народом. Но воспитать в человеке основы общей и музыкальной культуры, развить способность можно только на признанных человечеством эталонах, которыми являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов всех эпох и стилей.

Важным средством в развитии словесного творчества является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т. е. воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих, умственных способностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, активно включались в работу на занятии, в том числе и при подготовке к праздникам и развлечениям.

С музыкальным фольклором дети знакомятся в практике дошкольных учреждений на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства – словом обеспечивает эмоционально - психическое благополучие. Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Народная песня – одно из ярких произведений музыкального фольклора и входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, высокохудожественны. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Обучая детей дикции, педагог, прежде всего, привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкой. Важно при этом выделять, подчеркивать некоторые слова, выражения, или указание характерных признаков образа.

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Через колыбельную песню у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогают ему овладевать речью, понимать содержание песен. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах.

Народные колыбельные существуют с древности, они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определенной эпохи. Позже, на основе народных песен возникали авторские колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песни этого жанра. Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно – ласкательных слов: Люли, люли, люли,

Все давно уснули.

Один Ленечка не спит,

Он в окошечко глядит.

Под окошком петушок

Громко песенку поет.

Ласковость колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных:

Ай, люли, люли, люли,

Прилетели к Вале гули.

Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания:

Ворота – то скрип, скрип,

А Коленька спит, спит.

Заметно, часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, создает плавность звучания, монотонность.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно – речевой деятельности. Это выражается при пересказах текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и восприятия ребенком образов искусства. Надо воспитать у дошкольников интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание самому сочинить, рассказать другим детям свою сказку. Если это удается ребенку он испытывает радость. Задачу развития детского словесного творчества можно решить, лишь опираясь на основные положения проблемы взаимосвязи творчества и обучения детей в детском саду.

Учитывая эти положения, следует рассматривать фольклор как один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей. Художественно – педагогическая особенность народной сказки помогает ребенку правильно воспринять и понять ее содержание. Большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

- проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи, развитиюсвязной речи- диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Формирование словесного творчества детей средствами фольклора происходит по этапам. На первом этапе происходит накопление художественно – речевого опыта детей, закрепление и активизация знаний фольклора, полученных в процессе прежнего ознакомления с ним. Происходит создание запаса народных сказок и произведений малого фольклора, усвоение содержания, образов русской народной сказки, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями. Все это создает необходимый уровень подготовленности к словесному творчеству.

На втором этапе происходит овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиций, выразительных средств языка). Педагог должен не только подготовить возможность возникновения детского сочинения, но и руководить этим творческим процессом, помочь сложиться замыслу, выбору темы и героев детской сказки, помочь в развитии сюжета, в построении повествования. Это создает определенный уровень творческого рассказывания, активизирует ребенка в дальнейших попытках сочинять. Педагог использует русскую народную сказку как возможный источник тем, образов, как пример для подражания при построении ребенком собственной сказки.

На третьем этапе дети проявляют наибольшую самостоятельность в сочинении повествования собственной сказки, рассказа. И все приемы педагогического руководства должны содействовать этому.

Существуют приемы, которые педагог использует на протяжении всего процесса развития творчества, на всех его этапах. Это пересказ народных сказок. Сказка – произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. И. передавая ее, ребенок овладевает опытом поэтической и одновременно разговорной речи. Часто рассказывая хорошо знакомые сказки, он значительно обогащает свои навыки и умения в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.

Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки, дети усваивают художественные средства их раскрытия - композицию, выразительные средства языка. Естественно, что необходимые для формирования словесного творчества условия – широкая работа по развитию речи в целом и совершенствование речи в ее эстетической функции – не только предшествуют этапам формирования, а должны осуществляться на протяжении всего периода руководства творчеством.

Народные песни, игры, хороводы, потешки, сказки обогащают детские представления, использование их в творческих заданиях оказывают влияние не только на развитие музыкально – творческих способностей детей, но и на их всестороннее развитие.

                                                     

Консультация для родителей

«Устное народное творчество в развитии речевой активности дошкольников»

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ещё К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

             Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

             Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Какие же формы фольклора использую в работе воспитатели?

Формы фольклора.

           С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  можно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

            С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что   позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.

          В потешках, песнях, прибаутках отражается суть раннего детства : видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. Периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые 3 года жизни.

Потешки очень помогают воспитателям наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности: 

Одевание на прогулку 
Раз, два, три, четыре, пять 
Собираемся гулять. 
Если хочешь прогуляться, 
Нужно быстро одеваться, 
Дверцу шкафа открывай, 
И одежду доставай. 

Обед 
На того кто ест опрятно, 
И смотреть всегда приятно, 
Мы едим всегда красиво, 
После скажем всем "спасибо". 
Вот и полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат, 
За обедом не сори, 
Насорил - так убери. 

Умывание 
Нужно мыться непременно 
Утром, вечером и днем, 
Перед каждою едою, 
После сна и перед сном. 
Щечки мыли? 
Глазки мыли? 
Ручки мыли? 
ДА!!! 
И теперь мы чистые- 
Зайчики пушистые! 

Расчёсывание 
Дружат волосы с расческой, 
Хороша моя прическа. 
Расти коса до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, коса, не путайся, 
Маму, дочка, слушайся. 

Перед сном 
Баю-баю, баиньки 
В огороде заиньки, 
Зайки травушку едят 
Детке спать велят 
Спят медведи и слоны, 
Заяц спит и ежик. 
Все давно уж спать должны, 
Наши дети тоже 

 Потешки,  считалки,  заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.  

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

   За многовековую историю России создано огромное количество пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям, излучает остроту и юмор. Пословицы и поговорки используюся в процессе повседневного общения с детьми.
- подбодрить робкого: «Смелость города берет»;
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря  Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»;
- кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»;
- во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»;
- пословицы о труде: «Сделал дело - гуляй смело», «Любишь кататься, люби и саночки возить» .

  Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению,  способствует развитию у них навыков речи – доказательства  речи – описания.

Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки: 
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб (пила)

В других случаях плавная мелодия загадки напоминает напевный речетатив народной сказки.

В темной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы (пчелы в улье)
Или присказки:
Летит птица,
Ни перната,
Ни крылата,
Носик долог,
Голос тонок,
Кто ее убьет,
Человечью кровь прольет (комар)

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей.

Загадки развивают детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова: Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут (облака) 
           Народные игры – богаты образными разговорными формами, выразительной лексикой. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Подвижные игры очень нравятся детям, а игры подкреплённые стихотворениями, речетативами и закличками интересны вдвойне.

 Сказки, былины. Работа над сказкой как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение»…

 Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, понимания внутренних мотивов поведения героев.Сила сказки, как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев.Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.

Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста.

     В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. Вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

     В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Дошкольник должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

     Старший дошкольный возраст  – это последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением. В современной методике формирование словаря рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

     В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет: названий предметов, качеств, действий; активизации словаря; употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов; формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать); формирования умения подбирать слова со сходным значением (веселый – радостный, прыгать – скакать и др.); использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

     В целом, для обогащения и уточнения словаря старших дошкольников используются следующие приемы: воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его («Да, мне тоже запомнился этот взъерошенный воробей, – говорит педагог.

– Запомнили? Как я сказала о воробье?»). Дети легче запоминают и быстрее начинают пользоваться новым словом, если в дальнейшем оно закрепляется в различных видах деятельности. Детям предлагают поразмышлять над новым словом («Стоял погожий осенний день, – начинает воспитатель свой рассказ и интересуется: – Как вы думаете, какой это был день?»).

     Начиная, с первобытно общинного строя, детей воспитывали одинаково, вовлекая их в доступную для них деятельность. Родовая община давала поручения старшим, умудренным опытом людям знакомить детей с обрядовыми традициями и историей рода, воспитывать у младших почитания старших и умерших. Важную роль в воспитание детей занимало устное народное творчество: придания, песни, сказания. Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название.

     По-другому, устное народное творчество называют фольклором. К нему относят: народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и многое другое. Устное народное творчество придает языку яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом, не обидев его. В своих исследованиях Н.В. Гавриш [1] занималась поиском путей формирования образной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы и устного народного творчества.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность – приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм – приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость. В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: М.Г. Буняковой, В.М. Водовозовой, Н.В. Гавриш, М.Г.Кургановой, Е.М.Струниной, О.С. Ушаковой и др. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития образной речи детей. Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки,  пестушки, – все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. В своих работах Н.В.Гавриш [1] рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественнойлитературой. Активировать в речи такие выражения как «водить за нос», «дать волю рукам», «нос повесить», «сказать – узлом завязать», «зарубить на носу». Используя в своей речи пословицы и поговорки дети, учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особо ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А.Сохина [3, с.187].Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

     Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Приобщение детей к традициям башкирского народа"

quot;Приобщение детей к традициям башкирского народа"...

Проект «Приобщение родителей и детей к традициям башкирского народа-27.01.2019г.

Обогащение знаний родителей и детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа....

консультация для родителей "Приобщение детей к традициям башкирского народа"

                  Консультация для родителей                 на тему:        ...

Консультация: "Приобщение детей к традициям башкирского народа".

Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. @font-face {...

Консультация для родителей «Приобщение детей к традициям башкирского народа»

 В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к...

Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».

Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021  учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...