Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».
материал

Беглова Танзиля Рашидовна

Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021  учебный год

Ф.И.О. Беглова Танзиля Рашидовна

Должность: воспитатель.

Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок  с различными  видов театра».

Цель: Развитие речи детей 4-7 лет  с помощью малых фольклорных форм.

Актуальность

«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…»

Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. сказки начинается его знакомство с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух.

Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение — народ без будущего. Башкиры –народ с богатым фольклорным наследием. Башкирское народное творчество имеет огромное познавательное и воспитательное значение, которое представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому народному творчеству воспитывает детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных сказок, загадок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений приобщает детей поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно и эстетически

Сказки были широко распространены среди башкир. Много сил отдали сбору башкирских сказок такие ученые как В.И. Даль, С. Кукляшов, М. Бикчурин, Р. Игнатьев, М. Лоссиевский, А.А. Бессонов.

Башкирская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие воспитывающие возможности.

Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного

мира, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему.

Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание. По опросам и анкетированию родителей, видно, что башкирским сказкам не уделяется должного внимания. Поэтому перед собой я поставила задачу: как заинтересовать к с сказкам, особенно к башкирским.

Цель проекта: Прививать любовь и интерес к башкирским народным сказкам.

Беседа «Знакомство с башкирским народным творчеством»

(башкирскими сказками, пословицами, поговорками, загадками);

• Просмотр видеофильмов «Башкирские сказки»;

• Рассматривание книг, альбома «Башкирские народные сказки»;

• Конструирование из бросового материала по содержанию башкирских народных сказок:

• Решение проблемных ситуаций по сказке «Медведь и пчелы»;

• Экскурсия в районную детскую библиотеку с участием родителей;

• Беседы с детьми о сказках, о героях башкирских народных сказок, об их нравственных качествах;

• Беседы о книгах из домашней библиотеки;

• Игры – пантомимы;

Чтение башкирских народных сказок;

• Разучивание башкирских поговорок, пословиц;

• Пересказ башкирских народных сказок;

• Дидактическая игра «Загадки по сказкам», «Придумай продолжение сказки», «Узнай сказку по картинке», «Угадай сказку по отрывку»;

• Театрализованные игры, обыгрывание сюжетов сказок.

Работа с родителями :

• Консультация для родителей «Башкирские народные сказки», «Башкирские поговорки, пословицы и загадки», «Приобщение детей к народному творчеству»

• Привлечение родителей к изготовлению декораций к сказке «Как медведь подружился с пчелами»;

• Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра: настольный, вязанные шапки-маски, музыкально-шумовой;

• Привлечении родителей к организации экскурсии в районную детскую библиотеку;

• Привлечь родителей к организации выставки «башкирские народные сказки».

Консультация для родителей

«Башкирские народные сказки»

Башкиры – народ с богатым фольклорным наследием. Люди употребляют в своей речи пословицы, поговорки. С детских лет каждый человек любит слушать сказки, легенды, предания; загадывать и отгадывать загадки.

Однако не каждый знает, что сказки, загадки, пословицы, поговорки были созданы народом глубокой древности. Народные певцы, сказители, сэсэны сочиняли все это. Со временем, имена авторов забывались, но созданное ими, продолжало жить в памяти народа, и передаваться из поколения в поколение.

Одним из наиболее древних жанров народного творчества являются сказки.

Сказки передаются прозой или стихами, речь в них идет о вымышленных событиях. Самые первые сказки были результатом того, что древние люди одухотворяли природу, видели ее живым существом.

Сказки были широко распространены среди башкир. Много сил отдали сбору башкирских сказок такие ученые как В.И. Даль, С. Кукляшов, М. Бикчурин, Р. Игнатьев, М. Лоссиевский, А. Бессонов. По своему содержанию башкирские народные сказки делятся на несколько видов.

Волшебные сказки.

В них решающую роль играют чудесные помощники или волшебные средства, предметы. Герои волшебных сказок – разные люди: плешивый сын, прикидывающийся простаком; мальчик-пасынок; девочка-сирота, похищенная чертями девушка и другие. В волшебных сказках рассказывается о победе добра над злом, т.е. положительные персонажи одерживают верх над отрицательными персонажами помощью волшебства и волшебных предметов («Клубок», «Соловей», «Кто сильнее», «Лиса и егет»,

«Почему гуси стали пестрыми»)

Бытовые сказки.

В бытовых сказках, как и в волшебных, совершается невероятное, но не в чудесных, а в житейских обстоятельствах. Своим человеческим превосходством – остроумием,находчивостью, нравственной стойкостью – герой бытовой сказки одерживает верх над обыкновенными людьми.

Это сказки об умных делах и словах, семейных отношениях, сказки-притчи, сказки-нравоучения. Герои этих сказок: царь, бай, пастух, работник, купец, солдат и т.д. Сатирические и юмористические бытовые сказки рассказывают о хитрецах и обманутых ими людях.(«Ленивая девочка», «Доброе слово дороже золота», «Отцовская мудрость»)

 Богатырские сказки.

Богатырские сказки повествуют о чудесных богатырях и их подвигах, о защите слабых и об установлении равенства, справедливости, мира в стране.(«Камыр-батыр», «Урал-батыр»)

Шуточные сказки.

Шуточные сказки имеют сатирическую заостренность. На переднем плане выступают хитрецы, показывается моральное превосходство простых людей, осуждается социальная несправедливость, зло, тупость.(«Как бай залаял по собачьи», «Начало богатства-в цыпленке»)

Сказки о животных.

Сказки о животных отличаются тем, что героями являются животные, которые наделяются качествами людей. Во всех видах башкирских сказок отражается мечта народа о свободе, о том, чтобы не было бедных, а все люди были богаты и счастливы. Осуждается жадность, тупость, трусость,предательство, корыстолюбие. Прославляются – трудолюбие, доброта, подвиги. («Медведь и пчелы», «Петух – батыр», «Лиса и волк», «Почему у зайца короткий хвост»)

Башкирские загадки:

В круглое озеро, листья падают (Бишбармак);

В тетушкином решете, все лукошки в золоте(Сотовый мед);

Голос птиц мелодии рассвета, васе передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка, хоть голос есть, но нету языка (Курай);

Посреди степи, как большая юбка. Домиком стоит красочная (Ютра);

Конь сильный и скорый, лезет в гору.

От труда и забот, никогда не устает(Муравей);

Поле зеленое, ограда серебристая (Камзол);

У агая в саду, домик на виду. Носит его дочь, сладость день и ночь (Пчела);

Жидкая, а не вода. Белое, а не снег (Молоко).

Башкирские пословицы:

Где есть народ, там и батыр найдется;

Чужбину хвали, да на родине живи;

Хороший человек работу любит, а дурной человек ее губит;

У кого нет курая - нет мелодии. У кого нет мелодии - нет жизни;

Слово-серебро, а песня-золото;

Краса дерева-листва, краса человека-одежда;

Без труда не появится еда;

• Если есть друг, то в беду не попадешь;

• В мире найдется все, кроме матери и отца.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме "Приобщение детей к родной культуре посредством устного народного творчества"

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»             План по ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

- расширить представление о жанрах устного народного творчества;- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:- воспитывать у де...

Самообразование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Самообразование по теме: "Приобщние детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"...

Презентация самообразования по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Презентация "Приобщение детей доошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"...

Консультация для родителей "Приобщение детей к культуре русского народа через устное народное творчество"

Данный материал поможет ответить на вопрос родителей:- "Как можно воспитывать патриотизм у детей 3-4 лет?"...