ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
проект (младшая группа)

 

расширить представление о жанрах устного народного творчества;

- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_belyaeva_i.a.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Период работы: октябрь - май

Цель: повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.

Задачи:

  1. Изучение методик, технологий по теме самообразования.
  2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования, изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах); 
  3. Создание         условий         для         восприятия         целостной         картины         мира.            

 4. Формирование первоначальных представления о культуре, истории и       жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.

5. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

  1. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования; 
  2. Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.;

8.Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики; 

  1. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования. 
  2. Повышение познавательной активности детей, активизация словаря.

 

Реализация плана по самообразованию осуществляется по трем направлениям:

  1. Методическая работа педагога;
  2. Совместная деятельность с детьми;
  3. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы по теме:

  1. этап – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы;
  2. этап – Создание информационной базы по данной теме; вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении. Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности.
  3. этап – анализ результатов работы, формулирование выводов.

 

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • повышение уровня педагогической компетенции по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" 
  • разработка цикла консультаций, памяток, буклетов и рекомендаций для родителей по данной теме;
  • разработка картотек дидактических игр по познавательному развитию дошкольников;
  • разработка методических пособий по теме;
  • разработка конспектов ООД с дошкольниками;
  • публикации методических разработок через электронные СМИ;
  • участие в конкурсах различного уровня, вебинарах, конференциях по теме;
  • участие в работе методических объединений;
  • создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и социальных партнеров.

 

Литература:

1. Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика".

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
  2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.
  4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  5. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - : М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  6. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд-во: Детство-Пресс, 2009. 8. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.
  1. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г.

Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007.

  1. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е. - Москва:

Просвещение, 2012.

  1. Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд-во: «Учитель», 2010.
  2. Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М.: Белый город, 2008 г.
  3. Ресурсы интернета.

 

 

Планирование работы по самообразованию 

 

Содержание работы

Работа педагога

Сроки

Постановка проблемы. Изучение

литературы         по проблеме, имеющегося опыта. Определение цели и задач работы над темой.

Прогнозирование результатов. 

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

сентябрь

Методическая работа педагога

Изучение         методической         литературы, статьи.

Подготовить картотеку народных игр.

Обновление предметно-развивающей среды, учитывая тему самообразования.

Оформление папки-передвижки. «Зимние забавы».

Подбор электронных презентаций по теме самообразования (картотека).

Оформление         папки-передвижки.

«Папа, мама, я очень дружная семья».

Картотека хороводных игр.

Оформление папки-передвижки «Русское народное творчество».

Самоанализ (результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию).

В течение работы над темой

Основные         формы работы.

ООД

Самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность         взрослого         и детей, а также ребенка со сверстником.

Октябрь-май

Работа с детьми.

  • ООД,         беседы,         рассматривание иллюстраций на тему «Русская изба».

Разучивание и повторение загадок, поговорок, пословиц, закличек.

  • «Крестьянская игрушка» -знакомство детей с русской игрушкой-самоделкой. - ООД «Куклы из бабушкиного сундука», «Лисичка со скалочкой» - знакомство с предметом обихода - скалкой. Знакомство с народными праздниками.
  • Заучивание         новогодних         стихов

Мастерская "Деда Мороза".

  • Рассказ воспитателя о православных праздниках.
  • Знакомство с народными обрядами.
  • Праздник "Рождественская елка.
  • «Золотое веретено».

Цель: Знакомство с предметами русского обихода: прялка, веретено; развивать интерес к старине.

  • Рассказ о русских богатырях.
  • Чтение былин.
  • Рассматривание картины В. Васнецова -  - "Три богатыря" Вернисаж "Защитники Отечества".

«Сошью Дуне сарафан»

Цель: Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия

«праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому.

Заучивание стишков, песен о семье.

 

Выставка         рисунков         "Мама,         мамочка, мамуля"

«Волшебная дудочка».

Цель: Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию. 

«Весна         красна         цветами»  

Словесные народные игры. Пение частушек. 

Работа         с родителями.

  • Консультация         для         родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
  • Консультация «Народные подвижн6ые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». 
  • Развлечения «Рождество».

 «Широкая Масленица».

  • Консультация «Учите детей отгадывать загадки».

Октябрь-май

Подведение итогов. Оформление результатов работы по         теме самообразования.

Наличие результатов работы по теме самообразования.

май

Использование

опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение опыта среди педагогов.

Выводы. 

Самостоятельная работа по самообразованию позволила мне пополнить свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Я нашла эффективные приемы воспитательной работы с детьми и родителями, овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у меня появилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс.

Главным воспитателем ребенка является семья и детский сад. Они воспитывают на тех ценностях, которые являются общепризнанными в данном обществе и в данное время особенно востребованными. Идеал воспитания личности складывается: из следующих нравственных категорий: любовь к родине, к родной природе, уважение к старшим, прежде всего родителям, скромность, трудолюбие, терпеливости и т. д.

Знакомство с произведениями фольклора, творчеством народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам народной культуры у детей появилось желание больше узнать о жизни наших предков, их быте, традициях.

Я считаю, что именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Таким образом, без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное воспитание ребенка.

 Анализируя полученные результаты, следует сделать вывод о эффективности проделанной мною работы по самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Младшая группаСентябрьПодбор фольклорного материала, оформление группы;Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята», с показом настольного театра;Заучивание потешки «Киска, киска, киск...

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...

Выступление из опыта работы «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры»

фольклор является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом....

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...