Самообразование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»
материал (младшая группа)

Ермакова Екатерина Анатольевна

Самообразование по теме: "Приобщние детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_teme.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №16 «Теремок» комбинированного вида

города Горно-Алтайска»

Самообразование по теме: «Приобщение детей  дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Выполнила воспитатель: Ермакова Е.А.

Самообразование по теме «Приобщение детей  дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Актуальность

Одной из самых серьезных проблем сегодняшнего дня в России стала проблема потери чувства общности народа, размытости национальной принадлежности, утрата чувства уважения и гордости к своим корням, своему народу, своей стране. Бездуховность, рост преступности – прямое следствие нерешенности этих проблем. Наше будущее самым жестким образом связано не столько с экономическими, сколько с нравственными категориями.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. Материальные ценности начинают доминировать над духовными. Поэтому искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции  - хранители народной культуры.

Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа. Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к традициям, культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Поэтому воспитание нравственности, духовности, гражданственности, патриотизма, приобщение ребенка к христианским ценностям, художественному наследию русского народа, его национальной культуре и традициям становится  жизненно необходимым и одной из актуальных проблем. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Детский возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к истокам народной культуры.

Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста
ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно-
исторических традициях русского народа

Задачи:

  • Повысить свой теоретический и педагогический уровень компетенции по вопросу: «Приобщение детей  дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»  путем изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель а ДОУ»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете;
  • Использовать методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми;
  • Развивать слуховое восприятие, мышление, внимание, память, речь, умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям;
  • Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и  др.
  • Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики.

Направления работы по приобщению детей к русской народной культуре:

  • создание развивающей предметно – пространственной образовательной среды;
  • знакомство с бытом, традициями русского народа;
  • знакомство с традиционными и обрядовыми народными праздниками;
  • активное использование фольклора (сказок, песен, потешек, частушек, пословиц, поговорок, прибауток и т.п.);
  • знакомство с народным искусством;
  • знакомство с русскими народными играми.

Ожидаемые конечные результаты:

Для детей: знание детьми 3 – 5 лет различных видов декоративно – прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов; развитие творческого воображения, речи детей, художественно – творческих способностей дошкольников; воспитание нравственно – патриотического поведения у детей; воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу.

Перспективный план работы с детьми и родителями

Цель: Воспитание гармонично развитой личности.

Задачи:

  1. Формировать у детей первоначальные представления о быте, традициях, художественной культуре, жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
  2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами.
  3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора .
  4. Развивать у детей любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь.
  5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.
  6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.
  7. Знакомить детей с историей своего города, края.
  8. Познакомить детей с праздниками «Новый год», «Масленица», «Пасха»
  9. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей, повысить их педагогическую компетентность

Раздел

Сроки

Содержание

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга»
  2. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Князева О.В., Маханева М.Д.
  3. «Русские народные подвижные игры» Литвинова М.Ф.
  4. «Народный календарь. Основы планирования работы с дошкольниками. Николаева С.Р., Катышева И.Б.
  5. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П.

По усмотрению воспитателя

Работа с детьми

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 Знакомство с русскими народными сказками.

Знакомство с русским фольклором.

«Знакомство с русской избой»

«Как рубашка в поле выросла»

«Сошьём Дуне сарафан»

Знакомство с русскими народными подвижными играми, хороводными.

Народная игрушка – кукла - закрутка

Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы,
пословицы и поговорки.

Мастерская Деда Мороза

Знакомство с праздником «Масленица»

Знакомство с православным праздником «Пасха»

Знакомство со сказкой «Теремок»

Познавательное развитие НОД « Инсценировка сказки «Репка»

Заучивание потешек, колыбельных.

Создание картотеки  «Малые жанры фольклора»

НОД

НОД

знакомить с технологией изготовления крестьянами одежды;
расширять словарный запас: трепало, мялка, кросна, лён, кудель;
воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.

НОД  познакомить с русским народным костюмом, формировать
октябрь

понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать
творчество, интерес к прошлому

Создание картотеки «Русские народные игры»

Ежедневное проведение игр.

НОД знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки,
закрутки, их ролью в жизни человека; расширять словарный запас:
закрутка, самоделка, соломенная, стригунок;

НОД «Поздравительные открытки»

НОД Лепка «Блины для матрешек»

НОД «Писанки»

НОД конструирование

«Теремок»

Работа с семьей

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь-

январь

Февраль-

март

Апрель-май

Консультация  «Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка»

Привлечение к участию в проекте «По страницам сказок»

Консультация «Семейные традиции»

Консультация «Значение малых фольклорных форм в жизни ребенка»

Папки передвижки :

«Масленица», «Пасха»

Создание мини-музея «Русская изба»,

Оформление группы к Новому году-изготовление ёлочек

Костюмы детям к празднику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»     Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...

Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...

Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".

ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...

Презентация самообразования по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Презентация "Приобщение детей доошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"...