Рекомендации по организации мини-музеев
консультация

Рекомендации по организации мини-музеев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_organizatsii_mini-muzeev.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи.

 Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества

Всё  большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит,осваивать,преобразовывать  накопленные историко-культурные ценности.

Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

В процессе создания музейного комплекса всю работу разделяют  на этапы.

Подготовительный этап. 

В начале работы (дети, воспитатели) определяют тему и название мини-музея, разрабатывают  его модель, выбирают  место для размещения.

Практический этап. 

Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель будет достигнута: отношения родителей и педагогов изменятся, произойдет  сближение. Наладятся  партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи  должны постоянно пополнятся новыми экспонатами. Здесь же можно размещають детские работы, выполненные совместно с взрослыми.       

При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея. 

Взаимосвязь с другими видами деятельности

Развитие речи -словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклором, с народной сказкой.

Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.

Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмические упражнения.

Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством.

Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром.

Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.

Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Консультация «Рекомендации по организации мини-музея в ДОУ»

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формир...

Рекомендации по организации мини-музея в ДОУ

Помощь  начинающим педагогам по организации мини-музея в детском саду...

Организация мини-музея в детском саду. (практические рекомендации.)

В музее ребенок осмысляет социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих ...