Театрализованная деятельность в работе с детьми и родителями в детском саду
материал

Соловьёва Наталья Евгеньевна

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно добиться.

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Решению этой задачи способствуют театральные занятия, которые мы проводим два раза в неделю в каждой возрастной группе по программе:

Знакомство детей с театрализованными играми начинается со второй группы раннего возраста. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники.

Занимаясь с детьми, главной целью мы полагаем развитие их творческих способностей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческих переживаний и воплощений, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.

Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения рабски повторять движения, зазубривать реплики и т.п. «Кажущуюся радость детей в подобных спектаклях мы, взрослые, создаем сами, волнуем и нервируем их своим возбуждением, и почти всегда кажущаяся самостоятельность в проведении роли ребенком настолько нашпигована взрослыми, что все дело в большинстве случаев равносильно самообману. Вместо здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ними массу чисто нервных переживаний. Такие представления лишь по названию театр, а, в сущности, они лишены самого главного, без чего театр не сможет существовать - творчества».

Мы избегаем назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считая, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому и стремимся помочь раскрыть свои способности. Прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других, и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе.

Используя в работе с детьми театральные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощения».

Мы стараемся увести детей от театра, в котором роли ребенку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, взрослых, выстроят мизансцену и т.д. Главное - это понимание смысла и атмосферы театрального действа. Мы хотим, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знание пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.

 Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детское понимания пьесы, сочиненное самими детьми или сочиняемое и импровизируемое в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникают в процессе детского творчества!

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.          

         Еще одна цель  нашей работы - привлечение родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, что способствует  повышению педагогической культуры родителей, пополняет  их знания  по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду. Это содействует сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества и развитию творческих способностей родителей.

         Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

         Такого вида совместная театрализованная деятельность способствуют расширению кругозора, как детей, так и родителей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

         Увлеченные привлекательным замыслом театральной постановки дети и родители учатся многому, учатся тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни. Очень важно, что у родителей постепенно появлялся интерес к жизни их детей в группе. Их начинают  интересовать вопросы, касающиеся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Такой подход к взаимодействию с родителями детей позволяет  повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей.  Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что позволяет  обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей.

        Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

        Таким образом, театрализованная деятельность с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в работе с детьми и родителями в детском саду

Музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада №17 «Журавушка»

Соловьева Наталья Евгеньевна

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно добиться.

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Решению этой задачи способствуют театральные занятия, которые мы проводим два раза в неделю в каждой возрастной группе по программе:

Знакомство детей с театрализованными играми начинается со второй группы раннего возраста. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники.

Занимаясь с детьми, главной целью мы полагаем развитие их творческих способностей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческих переживаний и воплощений, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.

Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения рабски повторять движения, зазубривать реплики и т.п. «Кажущуюся радость детей в подобных спектаклях мы, взрослые, создаем сами, волнуем и нервируем их своим возбуждением, и почти всегда кажущаяся самостоятельность в проведении роли ребенком настолько нашпигована взрослыми, что все дело в большинстве случаев равносильно самообману. Вместо здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ними массу чисто нервных переживаний. Такие представления лишь по названию театр, а, в сущности, они лишены самого главного, без чего театр не сможет существовать - творчества».

Мы избегаем назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считая, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому и стремимся помочь раскрыть свои способности. Прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других, и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе.

Используя в работе с детьми театральные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощения».

Мы стараемся увести детей от театра, в котором роли ребенку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, взрослых, выстроят мизансцену и т.д. Главное - это понимание смысла и атмосферы театрального действа. Мы хотим, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знание пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.

 Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детское понимания пьесы, сочиненное самими детьми или сочиняемое и импровизируемое в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникают в процессе детского творчества!

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.          

         Еще одна цель  нашей работы - привлечение родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, что способствует  повышению педагогической культуры родителей, пополняет  их знания  по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду. Это содействует сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества и развитию творческих способностей родителей.

         Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

         Такого вида совместная театрализованная деятельность способствуют расширению кругозора, как детей, так и родителей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

         Увлеченные привлекательным замыслом театральной постановки дети и родители учатся многому, учатся тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни. Очень важно, что у родителей постепенно появлялся интерес к жизни их детей в группе. Их начинают  интересовать вопросы, касающиеся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Такой подход к взаимодействию с родителями детей позволяет  повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей.  Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что позволяет  обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей.

        Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

        Таким образом, театрализованная деятельность с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми

Материал подготовлен на основе опыта работы по театрализованной деятельности с детьми в разных возрастных группах....

Информационно – познавательный устный журнал для родителей «В гостях у логопеда» как форма реализации единого подхода в коррекционной работе с детьми в семье и детском саду

Для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями после множества бесед с родителями, наблюдений появился на свет ежемесячный информационно – познавательный устный журнал  «В гостях у логопеда».Он ...

Театрализованная деятельность в работе с детьми 3–4 года. Постановка сказки «Лесная история» в рамках мероприятий детского сада "Театральная неделя"

Цель:  знакомство детей с процессом постановки театрализованного представления через сказку "Лесная история"Задачи:- развивать память у детей;- работа над речью, интонациями;- побуждать...

конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность.Тема Путешествие по сказкам.в средней группе детского сада

развитие речи детей имеет огромное значение,в последнее время родители стали меньше читать детям.Театрализованная деятельность помогает детя развиваться творчески,раскрепощаться застенчивым ималоактив...