Проект «Мир детской литературы: Бажов В.В. «Сказы»,
проект

Полянская Марина Ивановна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bazhov.docx91.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Радуга» комбинированного вида городского округа Ступино Московской области

Проект

«Мир детской литературы. Сказы Бажова П. П.»

Выполнили воспитатели: Васильева Анастасия Вадимовна

Полянская Марина Ивановна

2022 год

Проект «Мир детской литературы. Сказы Бажова П. П.»

Тип проекта: литературный, познавательно-информационный.

Продолжительность проекта: 1месяц (01–30.04.2022г.)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители, специалисты ДОУ.

Возраст детей: подготовительная к школе группа (6–7 лет)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Актуальность: среди просторов нашей большой Земли есть место, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь его вспоминать. Чудесна природа нашей страны: леса, горы, голубые озера, бескрайние поля. Но не только прекрасна наша страна. Она – сказочно богата. Есть место на карте России -– Урал. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале!

Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов.

Проблема: в настоящее время детям мало читают, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П. П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза».

Информационная карта проекта

Вид, тип проекта: среднесрочный, творческий, информационно- исследовательский.

Цель: познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова;
  • Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания, поговорки);

  • Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

  • Формирование представлений о многообразии сказов П. П. Бажова, воспитывать положительное отношение к его сказкам;

  • Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

  • Создать условия для поисковой деятельности. Ожидаемые результаты:

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

Для детей:

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова:

  • чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова;

  • конкурс рисунков «Сказы Бажова»;

  • создание альбома «Сказы Бажова»;

  • составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

  • расширение кругозора детей;

  • сплочение детского коллектива;

  • оформление группы по сказке «Серебряное копытце»;

  • у детей развиваются коммуникативные навыки;

  • развивается творческое мышление и воображение;
  • развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

  • развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов:

  • самореализация, повышение творческого потенциала;

  • повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей:

  • повышается интерес родителей к ценностям личностно- ориентированного образования;

  • родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;

  • оптимизация детско-родительских отношений;

  • создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

  • повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ. План реализации проекта
  1. этап – подготовительный.

Исходя из интереса детей, (возрастных возможностей) проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

  1. этап – основной, организационно-практический.

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.

Презентация (групповая).

  1. этап – заключительный (итоговый).

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

  • Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагог.

  • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

  • Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы: Книги писателя П. Бажова; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон; компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности; коллекция камней и минералов.

Литература:

  1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. «Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста».
  • Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –103с.

  1. Бажов П. П. Серебряное копытце: Сказ – Свердловск: Средне- Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

  1. Бажов П. П. Огневушка-Поскакушка: Сказ – Свердловск: Средне- Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

  1. Бажов П. П. Голубая змейка: Сказы – Москва, изд. «Современник», 1991. – 92 с.

  1. Бажов П. П. Сказы/ Подготовка текста, послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

  1. Рассказы и сказки советских писателей. - Свердловск: Средне- Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

  1. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I этап – подготовительный

  1. Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети.

  1. Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям П. П. Бажова.

  1. Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотеку группы книгами. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

  1. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта. Просвещать родителей.

  1. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П. П. Бажова. Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова.

II этап – основной, организационно-практический

  1. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям

П. Бажова. Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя.

  1. Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

  1. Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет; формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

  1. Знакомство с творчеством писателя. Виртуальная экскурсия в дом- музей Павла Бажова. Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной

выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями Урала.

  1. Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций и книг П. П. Бажова, иллюстраций о жизни простых людей тех

времён. Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте.

  1. Чтение произведений П. П. Бажова

«Хозяйка медной горы», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец». Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности.

13. Просмотр м/фильма «Серебряное копытце» Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес.

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П. Бажова» : лепка «Олененок»,

рисование иллюстраций к сказам «Серебряное копытце»; рисование «Служки-подружки Хозяйки Медной горы».

  1. Презентация проекта «Сказы Бажова»

Создать папку иллюстраций к сказам П. П. Бажова. Учить детей представлять результат своей деятельности

3 этап – заключительный (итоговый)

  1. Обработка и оформление материалов проекта.

Анализ: в результате работы над проектом «Сказы Бажова» :

  • в группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

  • произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

  • выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

  • отмечается рост творческой активности детей;

  • отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;
  • через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

  • дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

  • дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.

Приложение 1

Минералы в сказах П. П. Бажова

В своих сказах Бажов описал богатства Уральских гор:

  • Агат — «Хрупкая веточка»
  • Айкинит — «Золотые дайки»
  • Алмаз — «Медной горы Хозяйка»
  • Аквамарин и аметист — «Орлиное перо»
  • Асбест — «Шелкова горка»
  • Горный хрусталь — «Золотые дайки»
  • Дурмашек (горный хрусталь очень низкого сорта) —

«Малахитовая шкатулка»

  • Графит — «Орлиное гнездо»
  • Диоптаз, или медный изумруд — «Медной горы хозяйка»
  • Змеевик — «Хрупкая веточка»
  • Лабрадор — «Солнечный камень»
  • Лазурит — «Медной горы Хозяйка»
  • Малахит — «Каменный цветок», «Травяная западёнка»,

«Хрупкая веточка»

  • Мрамор —"Дорогое имячко"
  • Орлец (родонит) — «Хрупкая веточка»
  • Скварец (кварц) —"Змеиный след"
  • Слюда — «Медной горы Хозяйка»
  • Соковина дорожная (металлургические шлаки) — «Хрупкая веточка»
  • Солнечный камень (гелиолит) — «Солнечный камень»
  • Строганец (дымчатый кварц) — «Золотые дайки»
  • Топаз — «Богатырева рукавица»
  • Турмалин — «Золотые дайки»
  • Фенакит — «Солнечный камень»
  • Хризолит — «Золотоцветень горы», «Серебряное копытце»
  • Циркон — «Солнечный камень»
  • Яшма — «Железковы покрышки»

Приложение 2

«Шкатулка сказов».

Картотека дидактических игр по сказам П. П. Бажова.

Дидактическая игра «Что изменилось»?

Цель: воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать изменения, закреплять правильное название сказов Бажова.

Ход игры: Воспитатель зачитывает названия сказов, а дети должны найти ошибки.

Дидактическая игра «Да – нет».

Цель: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры: Водящий загадывает один из сказов Бажова, а участники

с помощью вопросов пытаются его отгадать. В свою очередь водящий на все вопросы отвечает либо «да», либо «нет». Тот, кто первый отгадает сказ, становится водящим.

Дидактическая игра «Похож – не похож».

Цель: учить детей узнавать героя сказа по описанию.

Ход игры: Водящий загадывает героя (героиню) любого сказа Бажова

и начинает его описывать, а участники стараются его узнать. Отгадавший героя, становится водящим. Для усложнения игры можно указать, чтобы водящий называл только прилагательные.

Дидактическая игра «Узнай по словам».

Цель: развивать у детей умение подбирать нужные слова по смыслу; формировать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры: Ведущий загадывает любой сказ Бажова и начинает перечислять знакомые слова. Участники пытаются отгадать, какому сказу принадлежит знакомый набор слов. Отгадавший, становится водящим.

Дидактическая игра «Скажи по-другому». Цель: развитие у детей мышления, воображения, фантазии.

Ход игры: Игра проводится в кругу. Воспитатель бросает детям кубик, а они должны придумать другие названия к сказам Бажова, опираясь на основные события или имена героев (например: «Даренка», «Ящерка», «Малахитница» и т. д.). Названия не должны повторяться.

Дидактическая игра «Кто больше заметит небылиц».

Цель: учить детей замечать небылицы, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры: Воспитатель зачитывает отрывок из сказа, а дети должны заметить, что здесь не соответствует

действительности (например, из «Серебряного копытца» - Даренка увидела не козла, а оленя; камни были не драгоценные, а простые и др.).

Дидактическая игра «Кто что делает».

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять основные действия героев сказов Бажова.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет любого героя сказа Бажова. Ребенок должен подобрать основное действие этого героя по сказу и бросить мяч обратно воспитателю. Герои сказов могут повторяться, а вот их действия нет.

Дидактическая игра «Отгадай – ка!»

Цель: учить детей отгадывать загадки, ребусы; развивать быстроту реакции, мышление.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадки и показывает ребусы, задача детей как можно быстрее их отгадать.

Дидактическая игра «Назови трех героев».

Цель: закрепление сказов Бажова, знание главных героев; развивать мышление, память.

Ход игры: Воспитатель называет один из сказов Бажова, а дети должны назвать трех его героев.

Дидактическая игра «А если бы».

Цель: учить детей домысливать конец, подбирать возможные варианты окончания сюжета; развивать речь, память, воображение, фантазию.

Ход игры: Воспитатель загадывает любую сказку Бажова, задача детей придумать своё окончание.

Дидактическая игра «A что потом».

Цель: развитие речи детей, активизация словаря.

Ход игры: «— Вот, ребята, закончилась сказка. Как вы думаете, что с героями будет дальше?..»

Краткое описание героев Сказов.

Даренка - сиротка, по шестому году, девочка махонькая и носишко пуговкой. Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту. В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

Кокованя - одинокий старик, большой да бородатый. Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, ценит красоту. Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

Серебряное копытце - ростом козел не выше стола, ножки

тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек. Шерстка зимой серенькая, а летом буренькая, как у Муренки. Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень.

Хозяйка медной горы - коса ссиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые. Девка небольшого росту, из себя ладная…а одежда, такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового малахиту платья. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Одним словом, артуть(подвижная)-девка.

Огневушка        - девчоночка махонькая, вроде кукленки, а живая.

Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Глазенки веселые, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. Девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько, потом вовсе как люди выросла. Где такая Поскакушка покажется, там и золото.

Бабка Синюшка - ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место. Руки ровно

жиденькие, как туман синий, а длинные вот-вот достанут.

Танюшка – «…Стоит красавица, про каких только в сказках

сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зеленые. И вся – то она изукрашена дорогими камнями, а платье на ней из зеленого бархата с переливом. И так это платье сшито, как у цариц на картинках».

Синюшка – простая девчонка, в обыкновенный человеческий

рост. Годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, а на ногах береточки синие. Пригожая девка. Глаза звездой, брови дугой, губы малина, коса трубчатая через плечо, а в косе лента синяя».

Илья - Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. От всех

наследство получил. От отца – руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната – кайла да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок (перышка – черное, беленькое, да рыженькое).

Айлып – удалой, смелый, всех больше да краше, всех сильнее да удачливее. Золотой волос - девица красоты невиданной, неслыханной, коса через плечо перекинута и по воде конец пустила, Волосы у нее из чистого золота и длиной десять сажен

Голубая змейка - Ростом не больше четверти, и до того легонькая, будто в ней вовсе никакого весу нет. По траве идет, так ни одна былинка не

погнется. Змейка эта не ползает, а свернется колечком, головенку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает. Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная.

Голубая змейка - ростом не больше четверти, и до того легонькая, будто в ней вовсе никакого весу нет. По траве идет, так ни одна былинка не

погнется. Змейка эта не ползает, а свернется колечком, головенку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, да так бойко, что не догонишь ее.

Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная. Одному увидеть голубую змейку прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. Если лишку захватишь да хоть капельку сбросишь, все в простой камень повернется. Ну, а когда змейка двоим-троим либо целой артелке покажется, тогда вовсе черная беда. Все перессорятся и такими ненавистниками друг дружке станут, что до смертоубийства дело дойдет.

Данилко – сиротка, годов двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький, волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.

Приложение 3

Викторина по сказам П. П. Бажова

Цель: учить детей отвечать четко на поставленный вопрос, внимательно слушать сказы и запоминать происходящие в них события.

Вопросы:

  1. Вспомните сказ «Медной горы Хозяйка». Когда хозяйка плакала, во что превращались её слёзы? (Её слёзы превращались в редкий камень - медный изумруд)

  1. Какое наследство осталось после смерти Степана? (Наследство Степана – это малахитовая шкатулка «со всяким женским прибором»)

  1. Кто главная героиня сказки «Малахитовая шкатулка» и чем она занимается? (Главная героиня сказки – Танюша, и она вышивала шёлком)

  1. Из чего был сделан каменный цветок, который Даниле так хотелось увидеть? (Из малахита)

  1. Почему Великий Полоз отводит золото от хитрых и жадных людей в сказе «Про Великого Полоза»? (Великий Полоз «…не любит, вишь, чтобы около золота обман да мошенничество были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял»)

  1. Кто такая ОгневушкаПоскакушка и что она указывает в        сказе

«Огневушка-Поскакушка»? (Такой знак на золото – вроде маленькой девчонки,

которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото).

  1. В сказе «Синюшкин колодец» бабка Лукерья, умирая дала внуку последний наказ, чтобы он не допускал «худые думы». Что она имела ввиду? (Это мысли о золотое и богатстве – «хуже их нету», которые делают человека жадным).

  1. Как звали кошку и внучку деда Коковани в сказке «Серебряное копытце»? (Кошку звали Мурёнка, а внучку Дарёнка).

  1. Как имя жениха Золотого волоса в сказке «Золотой волос»? И кто он такой? (Его имя Айлын «И был, сказывают, в башкирах охотник один Удалее его не было»).
  2. Что означает слово «зарукавье» в сказеП.П. Бажова «Каменный цветок»? (Браслет.)

  1. Как звали бажовского Данилу-мастера в детстве? (Данилка Недокормыш)

  1. Почему Настасья из сказа «Малахитовая шкатулка» решила продать малахитовую шкатулку? (У них сгорел дом)

  1. Что оставила Танюшка барину? (Пуговицу)

  1. Что означает «Урал» в переводе с башкирского? (Пояс)

  1. Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего? (Данила мастер имедной горы хозяйка)

  1. Какой сказ П. П. Бажова вам понравился больше? Почему?

Викторина по сказам Бажова

Конкурс

Что мечтал сделать из камня Данило - мастер? (цветок) Прозвище старика, взявшего на воспитание сиротку. (Кокованя)

Как звали сиротку? (Даренка). Как звали кошку Даренки? (Муренка)

В каких случаях Огневушка - поскакушка показывалась людям? (когда хотела показать, где лежит золото)

Сколько раз Огневушка показывалась Федюне? (три раза) В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (в ящерку) Как наказали Степана за то, что он передал слова Хозяйки приказчику? (выпороли и приковали цепью в забое)

Откуда появилась малахитовая шкатулка в семье Степана? (её подарила Хозяйка Медной горы)

Почему жена Степана Настасья не могла носить украшения из малахитовой шкатулки? (потому что кольца ей жали, от бус было холодно, а серьги оттягивали мочки ушей)

Кому досталась малахитовая шкатулка? (дочери Степана Танюшке) Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? (хризолиты)

Конкурс «Угадай сказ по вещи» (Дети вытаскивают из шкатулки вещь и называют сказ, в котором она встречается)

Кошка. («Серебряное копытце»)

Голубенький платочек. («Огневушка - поскакушка») Лопатка. («Огневушка - поскакушка»)

Ящерка. («Медной горы Хозяйка»)

Перстень с малахитом. («Малахитовая шкатулка») Пуговка. («Малахитовая шкатулка»)

Молоток. («Каменный цветок» Конкурс «Из какой сказки слова»

  • «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка - Поскакушка)
  • «Весь балаган горит - переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце)
  • «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка)
  • «А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье» (Медной горы Хозяйка).

Конкурс «Кто знает?»

  • Каким копытцем выбивал камни козлик? (серебряное копытце на правой передней ноге)
  • Во что одета Огневушка - Поскакушка? (сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба).
  • Зачем подарила женщина Танюшке пуговку? (Как что забудешь по работе либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку. Тут тебе ответ и будет).
  • Как можно отличить Голубую змейку от человека? (Как идет, так даже на самом мелком)

Приложение 4

Загадки по сказам П. П. Бажова

  1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А        маленький козлик стоит на опушке. Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят. С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка …(Даренка)

  1. Шапочке Лейка Говорит: «Смелей-ка,

С        горки катится на нас (Голубая змейка)

  1. Хозяйку Медной горы Увидел однажды Данила, И с этой самой поры

Тянет в гору какая-то сила. Не мил ему белый свет.

Хочет увидеть он … (каменный цвет)

  1. Как кукленка, девочка Спляшет вам с припевочкой. Появляется в огне.

Как зовут? Скажи-ка мне. (Огневушка – Поскакушка)

  1. Ножкой сильно он стучит, Камни рассыпая, Рядом Мурка с ним сидит,

Будто подпевая. (Серебряное копытце)

  1. О старушке одной рассказ поведем, Что сидела в колодце и ночью, и днем, Напускала туман голубой и густой,

И звала за богатством, за славой с собой. (Бабка Синюшка)

  1. На Урале парень жил, Сиротой в деревне слыл.

Но Прокопыч, горный мастер, Парня делу обучил.

Обучил, да вот беда – Хозяйка в гору увела, Чтобы смастерить он мог

Чудо – каменный… (цветок).

  1. Махонька девчонка- Сама вроде кукленочка- Развехонько так пляшет,

В        руке платочком машет. (Огневушка – Поскакушка)

  1. Смотрит Степушка, глядит, Девица на камушке сидит.

А сама-то – красота,

У нее длинная да черная коса. Оглянулся он, и в тот же миг – Ящерка на камне том сидит.

Назовите-ка, друзья,

О ящерке какой рассказываю я? (Медной Горы Хозяйка)

  1. Небольшого росту девка, И сама вся статная, И коса ее чернява, Да такая ладная.

Платье цвета малахита, В косе ленты красные,

Глаза. Словно изумруды, -

Волшебные, ясные. (Хозяйка медной горы).

  1. Сироткой рос мальчишечка: Голубеньки глазенки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку. У мастера Прокопьича Малахитову делу обучался И с самой Хозяйка медной,

Говорят, в народе, знался. (Данила Мастер)

  1. Козел тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил, В каком месте топнет-Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется… Издалека- то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце)

Приложение 5

Анкета для родителей на тему: "Читаете ли Вы дома ребенку и что?"

  1. Читаете ли Вы ребенку книги? Если да, то как часто:
  • ежедневно;
  • несколько раз в неделю;
  • редко, когда есть время.

  1. Вы читаете детям книги:
  • по просьбе ребенка;
  • по своей инициативе.

  1. Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребенком? Есть ли у ребенка домашняя библиотека?

Сколько книг (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)?

         _ 4.Какие книги предпочитает Ваш ребенок:

  • сказки;
  • стихи;
  • литературу о природе;
  • энциклопедии, книги познавательного содержания;
  • нет определенных предпочтений.
  1. Рассказывает ли Ваш ребенок о книгах, которые прочитали в детском саду?

         _         

  1. Ходите Вы с ребенком в библиотеку?

  1. Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения?

Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

  1. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то какую предпочитаете:
  • периодическую (журналы, газеты);
  • познавательную;
  • художественную;
  • другое.

Приложение 6

В родительский уголок. Это интересно.

«Что мы знаем о П. П. Бажове»

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г., в городе Сысертский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния в семье рабочих.

Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером. Руки у Петра Васильевича были золотые. Характер был волевой и крепкий, за что его в народе прозвали «Сверло».

Его мать Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием, она вязала удивительной красоты кружева.

Маленький Павел с раннего возраста видел тяжелый труд взрослых людей. По вечерам, отдыхая от трудной работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Сюжеты этих сказов хранили в себе народные предания о тяжелом труде людей в старых рудниках, легенды о несметных сокровищах Уральских гор, которые охраняет «тайная сила» - Малахитница.

Павел был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли дать ему образование. Пашу отдали учиться в духовное училище в городе Екатеринбурге.

Учился мальчик очень хорошо, он был одаренным ребенком, за что и был переведен в духовную семинарию города Перми.

Но смерть отца перевернула судьбу Павла Бажова. Ему пришлось пойти работать, чтобы продолжать свое обучение и помогать матери, у которой начались проблемы со здоровьем, она стала слепнуть.

Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе возле заводов.

История родного края всегда влекла Павла Бажова. Каждый год во время школьных каникул он странствовал по Уралу, беседовал с людьми рабочих профессий: рудокопами и литейщиками, камнерезами и старателями. Все эти рассказы он старательно записывал. В свою записную книжку он заносил словечки и людскую речь, которая передавала характерные черты быта и

жизненного уклада горнозаводских рабочих. Писатель любовался красотой Уральских камней.

Школьным учителем Павел Петрович Бажов проработал 18 лет. Затем его пригласили в духовное училище города Екатеринбурга, то самое которое он когда-то и закончил.

Писатель построил в Екатеринбурге небольшой дом, в котором и поселился с мамой и женой. Павел Бажов стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

Павел Петрович Бажов долго и тщательно собирал материал для своей первой книги. В 1939 г. вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка» Главная ее героиня, хозяйка Медной горы, допускает в недра Земли- матушки и отдает свои богатства только честным, смелым и работающим людям, которые не на богатства зарятся, а на красоту камня любуются.

Хозяйка Медной горы.

В Медной горе Хозяйка сурова, Не проронила лишнего слова.

Ящеркой малой являлась на свет,

В шкатулке Малахитовой хранила секрет!

Павел Петрович написал для детей сказы: «Огневушка - поскакушка»,

«Серебрянное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка» и многие другие.

На 60-летний юбилей Павлу Петровичу Бажову друзья подарили большую книгу, в которую вошли 14 сказов.

За книгу «Малахитовая шкатулка» Бажов получил орден и государственную премию.

Сказы Павла Петровича Бажова умны и красивы. Композиторы сочиняли музыку, художники рисовали иллюстрации по мотивам сказов. По сюжетам любимых сказов поставлены спектакли, сняты кинофильмы и мультфильмы. Писатель П. П. Бажов большой мастер слова, он вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить миру тайны Уральских гор.

Павла Петровича Бажова помнят и чтят у нас в стране, его именем названы улицы, сквер и библиотека. «Центральная городская библиотека имени П. П. Бажова». Свердловская область, г. Лесной, ул. Ленина, 69.

В городе Москве есть район Ростокино, в котором располагается улица Бажова и улица Малахитовая. Есть красивый жилой комплекс, который носит название Каменный цветок. Самой главной достопримечательностью района Ростокино, является Сквер Бажова. Украшением сквера бесспорно можно считать скульптуры героев сказов.

3 декабря 1950 года Павла Петровича Бажова не стало. Ему было 71 год. Похоронили писателя на кладбище в городе Екатеринбурге.

В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Каждое лето, начиная с 1993 года в Чебаркульском районе проводится

Бажовский фестиваль, на котором собираются поклонники таланта, тем, кому дороги культура и народные традиции Урала.

Тайная сила сказов Павла Петровича Бажова хранится в описанных исторических событиях жизни простых рабочих, добывающих камень. Отличают сказы Бажова поэтичные образы главных героев, перекликающие с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи. Павел Бажов подарил читателю неповторимый загадочный мир.

Приложение 7

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы "Серебряное копытце"

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.
  2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно. Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной.
  3. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.
  1. Краткая биография П. Бажова

Сегодня я хотела бы познакомить вас с писателем, который очень любил устное народное творчество и свои литературные произведения называл сказами.

«Сказ» – слово очень похожее на слово «сказка». И действительно, сказ – устное предание, в которых сказка причудливо переплетается с реальной

жизнью. В этих сказах действующие лица – обыкновенные земные люди. А рядом с ними – сказочные. Вот такие сказы и писал писатель Павел Петрович Бажов. Этот человек стал писателем в очень зрелом возрасте. Когда напечатали его первое произведение, ему исполнилось 57 лет. Родился Павел Петрович Бажов в 1879 году в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом (город на Урале). Мальчику повезло с учителем русского языка и словесности. Учитель любил русскую литературу и свою любовь передавал своим ученикам.

Во время войны воевал в Красной Армии, был в плену, а после побега – в отряде красных партизан. После войны занялся журналистикой. Бажов собрал все свои сказы и напечатал книгу «Малахитовая шкатулка». Сегодня мы познакомимся со сказом из этой книги. А называется он «Серебряное копытце».

  1. Чтение сказа «Серебряное копытце»

  2. Работа с текстом:
  1. Ребята, как называлась сказка?
  2. Серебряное копытце, это кто такой?

Физ.мин. « У Оленя дом большой» (с музыкальным сопровождением)

  • У оленя дом большой- складываем руками над головой крышу дома.
  • Он глядит в свое окно- показываем руками перед собой квадратное окно
  • Заяц по лесу бежит-изображаем бег на месте.
  • В дверь к нему стучит- изображаем стук кулаком в дверь.
  • Тук-тук! - стучим правой ногой в пол.
  • Дверь открой! - открываем дверь.
  • Там в лесу… - показываем большим пальцем за плечо.
  • Охотник злой! - изображаем руками ружье.
  • Быстро двери открывай- делаем приглашающий жест - машем ладонью к

себе.

  • Лапу мне давай! - выставляем руку вперед ладонью наружу.

  1. Кто еще является главными героями в сказке?
  2. Кто такая Даренка?
  3. Кто такой Кокованя?
  4. Почему Даренка стала жить у Коковани?
  5. Почему Даренка приняла решение жить у Коковани? Что повлияло на ее решение?
  6. Что рассказывал Кокованя Даренке о козлике, которого звали серебряным копытцем?
  7. Почему, когда Кокованя собирался в лес на охоту, Даренка все время просилась с ним пойти?
  8. Как муренка попала в балаган к Коковане и Даренке?
  9. Когда и при каких обстоятельствах Даренка увидела козлика в первый раз?
  10. Удалось ли Даренке увидеть волшебство – как серебряное копытце камешки        выбивает? Кто ей в этом помог?
  11. Что случилось с муренкой и козликом?
  12. Как вы считаете, кто был волшебными героями в сказке?
  13. С каким писателем мы познакомились на занятии?
  14. С каким сказом познакомились на занятии?

Приложение 8

Беседа с детьми «Красота Урала»

Задачи: познакомить детей с природой Урала. Дать детям знания о лесах этого края. Показать роль природы в жизни человека; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение поэта Татьяничевой Людмилы «Малахит»

Когда-то над хребтом Урала, Солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь. Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись. Но своенравная природа То море в памяти хранит:

В тяжёлых каменных породах Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен, И кажется: слегка подуть — Проснутся каменные волны И морю вновь укажут путь.

Ребята, о чём говориться в этом стихотворении? А вы знаете, что такое природа?

Сегодня мы поговорим с вами о природе Урала. Урал богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте посмотрим какие деревья растут на Урале? (ответы детей)

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза - любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза

Люблю берёзку русскую Под моим окном

То светлую, то грустную, Принакрылась снегом,

В зелёном сарафанчике Точно серебром

С платочками в карманчиках И стоит берёза

С красивыми застёжками, В сонной тишине

С зелёными серёжками. И горят снежинки Люблю её, нарядную, В золотом огне.

Родную, ненаглядную То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Что такое лес? Конечно, лес — это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Если сверху с самолета посмотреть на нашу землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет.

Почему?

Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется … (березняк).

Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк.

А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.)

Сосны? (Сосняк.)

Дубы? (Дубрава.)

Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины ит. д.).

Лес выделяет кислород, нужный для дыхания. Он защищает почву от размыва. Из древесины можно изготовить более 20 тысяч изделий и продуктов. В лесу растет много полезных лекарственных растений. Лес — это дом животных, птиц. Лес — это место отдыха для человека. Вот почему лес называют зеленым другом.

Как вы понимаете словосочетание «охрана природы»?

Это хозяйское использование ее богатств, бережное отношение к природе. Для восстановления лесов ежегодно высаживаются деревья. Большую роль в охране природы играет современная техника. С космических аппаратов ведутся съемки земной поверхности, которые помогают предотвратить лесные пожары, стихийные бедствия, например, наводнения.

Ребята, на Урале очень много разных растений и животных. Как вы думаете какие животные обитают на Урале? Птицы? Насекомые? (Ответы детей). Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие - из-за вкусного мяса, третьи - из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет - цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться беда. Вот так выглядит Красная Книга России.

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.

На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник?

Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей).

Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

На природе запоминать увиденное. Ходить по тропинкам.

Не ломать ветки деревьев. Не топтать цветы, травы.

Не кричать, не включать громко музыку. Не лезть в птичьи гнезда.

Не ловить насекомых. Не разрушать грибницы.

Не оставлять не затушенных костров. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей).

Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда природа в нашем крае будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Беседа с детьми

«Как раньше жили люди на Урале»

Задачи: познакомить детей с жизнью первобытных людей Урала: их жилище, охота, пища, одежда; расширять знание детей о внешнем облике и быте первобытного человека; формировать умение использовать мимику и жесты в соответствии с ситуацией; расширять словарный запас введением новых слов; развивать познавательный интерес, речь, память, воображение, мелкую моторику.

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необыкновенное путешествие, в самое начало нашей истории - в древний мир. Это время было очень и очень давно, на нашей планете жили уже разные птицы, животные, насекомые и растения, а потом появился человек. Откуда он появился, как вы думаете? (ответы детей)

Жил на свете первобытный человек. Он впервые в жизни видел даже снег. Строил хижины и убивал он дичь,

И бросал он обезьянкам громкий клич, Чтоб ему отдали самый спелый фрукт

И еще какой-нибудь тропический продукт.

Эти люди назывались первобытными, потому что они были первыми. Их

быт, порядок жизни являлся первым. До этого времени на территории Урала люди не жили.

Слайд1 «Первобытная природа»

Посмотрите, как выглядела природа, когда жили первобытные люди? Есть ли здесь знакомые вам растения? (ответы детей)

Каких животных вы видите? (мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь). Дети сравнивают животных (ответы детей)

Слайд 2 «Первобытный человек».

Посмотрите, как выглядели древние люди, на кого они были похожи?

Что можно сказать о том, как они ходили, какие у них были руки (длинные, свисали до колен), для чего они были им нужны?

Древний человек был совсем голый. Могли ли эти люди говорить? (ответы детей)

Древние люди говорить не умели, а издавали лишь звуки, которыми

выражали гнев, страх, радость. С помощью мимики и жестов они указывали друг другу на источник опасности.

Сейчас мы с вами пообщаемся с помощью жестов и мимики. Например, как сказать языком жеста, чтобы было тихо (прижать палец у губ), как принято приветствовать друг друга - здороваться (протягивать друг другу руку,

махать), как выразить свое одобряющее отношение к чему-либо (поднять большой палец вверх)?

И только позже древний человек научился говорить. Мы с вами очень хорошо владеем речью, давайте попробуем проговорить скороговорки. (Дети проговаривают скороговорки)

Как вы думаете первобытные жили по одиночке или племенами? (ответы детей)

Первобытные люди жили племенами. Так как среди диких зверей первобытным людям было трудно выжить. Среди них всегда был кто-то умнее, сильнее, мудрее. И этого человека выбирали вождем.

Как вы думаете, где расселялись первобытные люди? (Около рек, озер, ручьев). Почему? (в реках, ручьях вода, рыба)

Еще что нужно было им, чтобы выжить? (жилье)

Слайд 3 «Жилища первобытных людей».

Посмотрите, какие были жилища (в виде землянок прямоугольной формы с очагом на полу). Позже люди строили их, используя ветки деревьев, бивни и кости мамонтов, укрывали их шкурами животных, для тепла.

Сейчас, давайте сами, построим жилище первобытного человека. (Дети строят из палочек, шкурок, меха, шерсти)

Первобытные люди, живущие у нас на Урале, устраивали свои жилища в пещерах, поэтому первобытного человека еще называют пещерным человеком.

Почему люди прятались в пещеры, а не оставались на земле? (укрывались от дождя, ветра, диких животных)

Динамическая пауза «Первобытный человек»

Вот бы жить до эры нашей (дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки)

Не жизнь, а просто шик! (разводят руки широко в стороны) Есть не заставляют кашу (наклон головы влево и на право) Жарят каждый день шашлык. (мельница)

Ешь шашлык из мамонта! (двумя руками гладят живот) Абу- тубу- тубу-та! (ходьба на месте)

Жизнь такая - просто класс! (руки вперед, большой палец вверх) Жалко только не у нас. (обхватили руками колени)

Слайд 4 «Охота первобытного человека»

Посмотрите на экран, и скажите, как охотились первобытные? (они ходили на охоту на мамонтов, тигров загоняли мамонта в яму, забрасывали его копьями, камнями)

Слайд 5 «Орудия труда, охоты»

Вы правы, но чуть позже люди научились делать оружие из разных материалов: из камня- ножи, дротики, наконечники копий, скребло, ручное рубило; из дерева- ручки топора, костей. Каменное острие привязывали к дереву с помощью растений -лиан.

  • (Дети рассматривают слайд, выбирая орудие первобытного человека: нож из камня, лук и стрелы, копье из дерева, рогатку, заостренные кости

животных и рыб…)

Из какого материала они сделаны?

Сейчас, у нас с вами есть картонные наконечники и ниточки с палочками. Мы займемся изготовлением орудия охоты первобытного человека. (дети изготовляют самостоятельно)

Что можно было использовать в пищу из в реках, озерах? (Рыбу).

Игра «Кто быстрее поймает рыбу»

Как же можно было приготовить рыбу? (ответы детей)

Первобытные люди ее просто вялили на солнце, жарили на костре. Они очень быстро поняли, что приготовленная таким образом пища очень полезная и вкусная.

Поэтому, когда люди впервые увидели огонь, то они его очень боялись, но потом приручив его поняли, какую пользу приносит огонь, т. к. они могли около него и согреваться в холод и защитится от диких зверей. Всегда в племени был человек, который следил за огнем, не давая ему угаснуть. А позже люди научились сами добывать огонь. Может кто из вас, знает, как это делали первобытные люди? (ответы детей)

Экспериментирование. Добывание огня с помощью трения палочек (дети пытаются добыть огонь, вставив палочку в отверстие со мхом, быстро вращая ее)

Видите, как трудно добыть огонь, поэтому древние люди его берегли и боготворили. Они понимали, что огонь — это жизнь.

Жизнь первобытных людей была очень тяжелой. Стихийные капризы природы уничтожали посевы, урожаи. А когда люди научились использовать в пищу зерна и протирая их заметили, что упавшие зерна прорастают, тогда и появилось земледелие. А когда с охоты мужчины стали приносить разных

животный (поросят, козлят, щенков…), то появилось скотоводство. И собака была первым животным прирученным человеком.

Слайд 6 «Человеческое стадо»

Чем занимались женщины, когда мужчины были на охоте? (собирали ягоды, нянчили детей, готовили пищу, шили одежду).

Из чего они шили одежду? (из шкур животных)

Да они сшивали ее рыбьими костями и заостренными костями животных. Позже они научились украшать одежду камешками, ракушками. Стали делать ожерелье, бусы, браслеты из слоновой кости и звериных зубов.

Когда первобытные люди отдыхали после трудного дня, как вы думаете, чем они могли еще заниматься? Они рисовали.

Слайд 7 «Наскальные рисунки»

Как вы думаете, чем они рисовали? Что рисовали? (дети рассматривают слайд)

Рисовали они пальцами, углем, камешками, красками из толченого камня на потолке и стенах пещер. Рисовали животных, сцены охоты, людей. Эти рисунки очень прочные, поэтому они сохранились до сегодняшнего времени.

И сейчас в Игнатьевской пещере, на Южном Урале, эти изображения можно увидеть.

Сейчас мы возьмем угольки и попробуем нарисовать что-нибудь из жизни первобытных людей (дети рисуют, устраивая выставку)

Подведение итогов, анализ.

Наше путешествие в начало нашей истории- древний мир закончилось Где мы сегодня с вами побывали?

Что нового и интересного мы узнали? Кто такие первобытные люди?

Чем они занимались?

Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мир детской литературы» «Сказки дедушки Корнея» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Мир детской литературы»«Сказки дедушки Корнея»  ПАСПОРТ ПРОЕКТАПолное название проекта: «Сказки дедушки Корнея»Автор проекта:Воспитатель: Бон...

Проект «Мир детской литературы» «С.В. Михалков Друг детей» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Мир детской литературы»«С.В. Михалков Друг детей» в старшей группе общеразвивающей направленности№13 «Лучик»Паспорт педагогического проекта.Тип проекта...

Проект: "Мир детской литературы. Сказочный мир А.С. Пушкина"

Проект: "Мир детской литературы. Сказочный мир А.С. Пушкина"...

Проект: Мир детской литературы. В.Драгунский "Денискины рассказы"

Проект: Мир детской литературы. В. Драгунский "Денискины рассказы"...

Проект "Мир детской литературы" "Сказки дедушки Корнея"

Проект "Мир детской литературы" "Сказки дедушки Корнея"...

Проект "Мир детской литературы" " С.В. Михалков друг детей".

Проект "Мир детской литературы" " С.В. Михалков друг детей"....

Проект "Мир детской литературы. Сказы Бажова П. П."

Среди просторов нашей большой Земли есть место, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь его вспоминать. Чудесна природа нашей страны: леса, горы, голубые озера, бескрай...