Проект «Мир детской литературы: П. Ершов, «Конёк-Горбунок»,
проект

Полянская Марина Ивановна

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ershov.docx633.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 7 «Радуга» комбинированного вида городского округа Ступино Московской области

Проект

«М ир детской литературы. П. П. Ершов

Конёк-горбунок”»

Выполнили воспитатели: Васильева Анастасия Вадимовна Полянская Марина Ивановна

2022 год

Творческий проект

УЧАС ТНИКИ ПРОЕКТА

Воспитанники подготовительной к школе группы  9 «Светлячки», их родители, воспитатели.

ВИД ПРОЕКТА

Среднесрочный, групповой, информационно-творческий.

ЦЕЛЬ

Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

ЗАДАЧИ

  1. Знакомство со сказкой П. П. Ершова «Конек-горбунок», учить узнавать персонажей сказки, знать автора, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
  2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
  3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

ГИПОТЕЗА

Сказка обладает преимуществом перед другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их герои хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказка прививает интерес к чтению художественной литературы. АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. Многие заболели немыслимой ранее болезнью интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10–15 лет назад

АКТУАЛЬНОС ТЬ ТЕМЫ

Огромной любовью пользуется у детей сказка.

Сказка древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За

фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети должны:

  • проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
  • знать и называть героев произведения, автора;
  • знать различные виды театров и уметь показывать их;
  • уметь использовать различные средства выразительности;
  • уметь проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями, и с педагогами ДОУ. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми.

Формулируется проблема о моральной стороне сказки и привитии любви к сказкам. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учит сказкачерез игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

Распределение задач между педагогами ДОУ.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор иллюстративного материала. Обработка информационного материала.

Пополнение предметно-развивающей среды.

Основной этап

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей, педагогов ДОУ. Оформление выставки поделок и рисунков по сказке «Конёк- горбунок». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение онлайн-консультации «Каждому возрасту своя сказка».

При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.

По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Беседы с детьми, их родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом».

  1. Чтение сказки.
  2. Рассматривание иллюстраций художников к сказке.
  1. Рисование иллюстраций к сказке воспитанниками.
  2. Лепка героев сказки.
  3. Инсценировки сказки, игры-драматизации.
  4. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
  5. Организация выставок рисунков и поделок к сказке «Конек-Горбунок».
  6. Использование сказки в режимных моментах, на занятиях.
  7. Выполнение творческих работ детьми совместно с родителями, педагогами ДОУ.
  8. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
  9. Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультаций по работе с детьми над проектом.
  10. Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствии с возрастом).
  11. Фотоотчет проекта.

Работа на занятиях

Раздел программы

Тема занятия

Ответственный

Х уд. литература

1.Рассказ воспитателя о П. П. Ершове. 2.Беседа по сказке «Конек- горбунок».

3. Литературная викторина по сказке.

воспитатели

Развитие речи

1.Рассматривание портрета П. П. Ершова. 2.Рассматривание иллюстраций в детских изданиях по сказке.

3.Краткий пересказ произведения, характеристика персонажей.

воспитатели

Лепка

  1. Конек-горбунок.
  2. Жар-птица. 3.Рыба-кит.

воспитатели

Конструирование

  1. Град, сказочные дворцы.
  2. Чудо-юдо рыба-кит
  3. Конек-горбунок.

воспитатели

Рисование

  1. Иван и Конек-горбунок.
  2. Перо жар-птицы.
  3. «Ясный полдень наступает- царь-девица подплывает…»
  4. Сказочный шатер.
  5. «Вот конек бежит по киту...»
  6. Любимый персонаж сказки «Конек-

Горбунок»

воспитатели

1.Чудесный град.

воспитатели

Аппликация

2.Жар-птица. 3.Рыба-кит.

4.Царь-девица.

С амостоятельная деятельность детей.

  1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказки П. П.

Ершова «Конек-горбунок»

  1. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказке. (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)

         С овместная деятельность детей и родителей.

  1.         Чтение сказки, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок»
  2. Заучивание отрывков из сказки.
  3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек,

поделок, рисунков по сказке.

  1. Изготовление костюмов для драматизаций.

Заключительный этап:

  1. Оформление выставки рисунков и поделок к сказке «Конек-горбунок»;
  2. Сценка по сказке Ершова «Конек-горбунок».
  3. Проведение итогов проектной деятельности.

ВЫВОДЫ

  1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказке, об авторе, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, учились иллюстрировать, инсценировать.
  2. Родители воспитанников проявили интерес, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
  3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
  4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Приложение 1

Рассказ об авторе сказки «Конёк горбунок» Петре Павловиче Ершове

Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в

1815 году.

В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.

Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов - царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.

Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.

И он тут же задумал написать своего "Конька-горбунка" - веселую сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для "Конька-горбунка" из старинных народных сказок.

Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке".

Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал.

Кроме "Конька-горбунка", он написал еще несколько произведений,

но они сейчас уже забыты. А "Конек-горбунок", появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.

Приложение 2

Познавательная викторина по сказке П. Ершова «Конек-горбунок»

Часть 1.

  1. В каком городе жил и умер П. Ершов? А) Омск

Б) Москва В) Тобольск

  1. В каком университете учился П. Ершов? А) Омский университет

Б) Петербургский университет

В) Московский университет

  1. Какой великий русский писатель с большой похвалой отозвался о

«Коньке-горбунке»?

А) А. С . Пушкин Б) В. А. Жуковский В) П. П. Бажов

  1. Сколько сыновей было у отца Иванушки? А) 2

Б) 4

В) 3

  1. Кто портил посевы? А) соседи

Б) черти

В) кобылица

  1. Кто украл коней у Ивана? А) черти

Б) братья

В) соседи

  1. За сколько купил царь жеребят у Ивана? А) 25 шапок серебра

Б) 10 шапок серебра

В) 5 шапок серебра

  1. О чем конек сказал Ивану «много-много непокою принесет оно с собою»?

А) перо жар-птицы

Б) кольцо Царь-девицы

В) дерево

  1. Сколько испытаний выпало на долю Ивана? А) 2

Б) 3

В) 4

  1. Что потребовал Иван у царя для ловли Жар-птицы?

А) 2 корыта пшена и вино Б) 2 корыта пшена и воды В) Пшено, вино и сладости

  1. За какой птицей поехал Иван во второй раз?

А) Еще за одной Жар-птицей

Б) Царь-девицей В) за павлином

  1. Без чего или кого не хотела венчаться Царь-девица?

А) без родителей Б) без перстня В) без Ивана

  1. Кто достал со дна окияна волшебный перстень?

А) Иван

Б) Конек-горбунок

В) Чудо-юдо рыба-кит

  1. За что была наказана Чудо-юдо Рыба-кит?

А) Проглотил 30 кораблей

Б) Затопил остров

В) Проглотил 10 кораблей

  1. Сколько лет было Царь-девице?

А) 25

Б) 15

В)35

  1. В каких котлах пришлось искупаться Ивану?

А) с горячим молоком, горячей водой и холодной водой

Б) с горячей водой и холодной водой

В) с горячим молоком, холодным молоком и горячей водой

  1. Кто женился на Царь-девице?

А) Царь

Б) Спальник

В) Иван

Приложение 3

Конспект досуговой деятельности в подготовительной группе по сказке «Конек-Г орбунок»

Цели: формирование умения дружно работать в коллективе и находить решения на поставленные вопросы.

Задачи:

Познавательные:

-Формировать умения отвечать на вопросы, высказывать свои суждения;

-Закреплять умения составлять рассказ по картинке;

-Совершенствовать грамматический строй речи;

-Развивать речь, память;

-учить выслушивать высказывания товарищей;

-обогащение словаря по теме.

Развивающие:

- Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Звучит музыка. На ковре лежит красивые перья сказочной птицы. Дети находят их.

Воспитатель. Какие красивые перья! Откуда они? (Ответы детей.) Послушайте отрывок из сказки П. Ершова «Конек-горбунок».

«С ветит поле, словно днем; Чудный свет кругом струитсяТут лежит пероЖар-птицы

Ребята, а как к нам попало перья? (Ответы детей.)

Звучит голос Жар-птицы (в записи): «Ребята, помогите мне найти перья. Я их потеряла и теперь не могу вернуться в сказку!». На этих перьях написаны задания, которые нужно выполнить. Очень жду вашей помощи.

Воспитатель: что решите ребята? Ребята: Мы поможем!

Воспитатель: Беседа с детьми.

  1. Какие вы знаете сказки, где говорится о волшебных птицах?
  2. Чем волшебные птицы похожи на настоящих? Чем отличаются от настоящих?
  3. Какие бывают хвосты у сказочных птиц, и на что они похожи?

Ребята вы, конечно, догадались из какой сказки наша птица поэтому давайте вместе вспомним содержание этого произведения.

Воспитатель: будем беречь время приступаем к 1 заданию. А чтобы быстрее и легче нам было справиться с заданиями птица подсказала нам волшебные слова, которые предложила нам произносить перед каждым заданием

-Ты конек волшебный наш Нас не выдашь, не предашь. Твой волшебный талисман Нам волшебной сказкой дан! Нам поможешь победить Жар-птице перья возвратить!

(каждый из ребят взял себе по 1 перу, но только на 4-х перьях написаны задания)

  1. Воспитанник чье перо под номером 1 читает вслух задание.

-Опиши иллюстрацию по картинке. (4 картинки дети сидят в кругу. Под ритмичную музыку передают друг другу лошадку, на ком остановилась музыка, тот и выполняет задание)-4 раза.

Воспитатель и дети вместе:

-Ты конек волшебный наш Нас не выдашь, не предашь. Твой волшебный талисман Нам волшебной сказкой дан! Нам поможешь победить Жар-птице перья возвратить!

  1. Воспитанник чье перо под номером 2 читает вслух задание.

-Сложить слова из букв (Предложить детям разделиться по парам или по группам)

Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет,

(руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот,

(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой.

(покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро я в седло вскочу, Не поеду полечу! (подскоки на месте) Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок,

(руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там, за дальнею рекой, Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)

  1. Воспитатель и дети вместе:

-Ты конек волшебный наш Нас не выдашь, не предашь. Твой волшебный талисман Нам волшебной сказкой дан! Нам поможешь победить Жар-птице перья возвратить!

Воспитанник чье перо под номером 3 читает вслух задание

-Перескажи сказку по частям. (Воспитанник пересказывает сказку до определенного момента. Читает считалочку, указывая кто следующий).

Воспитатель и дети вместе:

-Ты конек волшебный наш Нас не выдашь, не предашь.

Твой волшебный талисман Нам волшебной сказкой дан! Нам поможешь победить Жар-птице перья возвратить!

  1. Воспитанник чье перо под номером 4 читает вслух задание.

-Объясни значение этих слов (Под ритмичную музыку передают друг другу лошадку, на ком остановилась музыка, тот и выполняет задание)-4 раза.

Воспитанники отмечают, что все задания выполнены! Звучит благодарный голос жар-птицы!

Воспитатель: Ребята задания мы выполнили, но перья сказочными не стали

Как можно украсить птицу, чтобы она превратилась в сказочную? Что можно использовать для украшения?

  1. Рисование детьми Жар-птицы.

Воспитатель: чтобы ваши рисунки получились действительно сказочными, и Жар-птица смогла вернуться в сказку, нужно заколдовать материал, которым вы будете пользоваться. Давайте скажем волшебные слова:

«Кисти, кисти, помогите, Сказку рисовать начните!

Приложение 4

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Жар-

птица»

Цели:

*Продолжать знакомство детей с народным творчеством.

*Учить детей в рисунке передавать характерные черты сказочной птицы.

*Развивать творчество, воображение.

*Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу.

*Развивать умение создавать сказочные образы. Оборудование:

лист А 4, акварель, кисти, вода, наглядные пособия, простой карандаш, ластик, одноразовые пластиковые трубочки.

(Прикрепить к магнитной доске иллюстрацию к книге "Конек-горбунок").

-Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. Сделает крестьянин из щепы или сосновой дранки птицу, подвесит её на ниточке к потолку и любуется ею. Глядя на неё, крестьянин верил, что лишь прилетит такая птица в его края, расправит крылья, распушит свой хвост, и на весь вольный свет растают снега, зазеленеют травы, покроются листвой деревья. Ведь птицы издавна в народе считались предвестниками весны и тепла. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы. И люди искренне верили, что птицы приносят радость и счастье.

Скажите, Жар-птица существует на самом деле? (Нет). А как же она появилась в сказке? (Она придумана художником).

Правильно, молодцы. Её придумал художник и поэтому называется она «Жар-птица, волшебная, сказочная птица»

Сегодня я предлагаю вам стать художниками. И будем рисовать волшебный образ. Х отите? А что мы будем рисовать вы наверно догадались? Конечно, сказочную птицуЖар-птицу.

Дети рассматривают иллюстрации, обращают внимание на характерные особенности строения тела сказочной птицы. Объяснение воспитателем, как с помощью трубочки и краски украсить хвост.

Но сначала поиграем пальчиками: Летели кукушки

Через три избушки. Так суетились,

Так торопились,

Головками вертели, Крыльями махали А куда летели,

Так и не сказали!

Дети рисуют. Воспитатель индивидуально оказывает детям помощь.

В конце занятия предложить детям поочередно показывать свои рисунки и рассказать о своей птице (стишок, загадку и др.). Похвалить всех детей.

Оформить выставку детских работ.

Приложение 5

Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) в подготовительной группе «Конек-Г орбунок»

Цель: учить детей передавать в лепке образ сказочного конька. Закреплять умение лепить фигурку из целого куска, дополнять изображение характерными деталями. Развивать творчество. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата.

Словарная работа: Горбунок, грива, три вершка, аршинные Индивидуальная работа с затрудняющимися детьми.

Материалы: пластилин, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Чтение сказки, беседы о сказочных образах.

Х од:

Загадать детям загадку:

Жадно, весело он дышит Свежим воздухом полей. Сизый пар кипит и пышет Из пылающих ноздрей.

Полон сил, удал на воле, Громким голосом заржал. Встрепенулся и в поле

Быстроногий поскакал. (Конь)

Беседа с детьми: Конь это благородное, гордое, красивое и преданное животное. С давних времен он был верным другом и помощником человека.

- Давайте вспомним произведения, в которых встречается конь.

«Иван царевич и серый волк»,

«Сивка Бурка»,

«Царевна лягушка»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Морозко»,

«С лепая лошадь».

Еще в былинах у всех богатырей были сильные, богатырские кони.

В сказке П. Ершова «Конек Горбунок», с которой мы недавно познакомились.

Предложить детям рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы:

-Чем отличается «Конек Горбунок» от обычного коня: ростом (Три вершка, короткие ноги, на спине с двумя горбами, большие уши (Аршинные). (Объяснить смысл слов «Три вешка», «Аршинные»)

-Почему его называют «Конек Горбунок»? (Потому что маленький.)

Сегодня я покажу вам, как вылепить Конька Горбунка. Обратите внимание, какой формы пластилин? (Валик) Сгибаем его дугой, затем стекой надрезаю, с одной стороны, почти до середины и делю на 2 части, одну поднимаю вверх для шеи и головы. Нижние части мы делим пополам, чтобы получись пары ног передние и задние. Верхнюю часть пластилина мы оттягиваем, сначала шею, потом придаем форму голове (Немного удлиненная и заостренная). От спины оттягиваем 2 горба и аккуратно все заглаживаем.

Осталось дополнить нашу работу деталями: грива, хвост и уши. Делим кусок пластилина на 3 части для гривы, хвоста и ушей. Из одной части скатываем столбик, делим пополам, сплющиваем и немного заостряем это уши. Из второй тоже скатываем столбик, сплющиваем, по длинной стороне оттягиваем и прищипываем, придаем форму гривы. Таким образом, делаем и хвост. Присоединим все к туловищу и наш Конек Горбунок готов. Можно предложить детям вылепить гриву, хвост и уши по своему желанию, используя ранее полученные умения и навыки. Работа эта трудная, но интересная.

Давайте вспомним, с чего мы начинали работу. Дети называют последовательность выполнения работы.

Прежде чем начать нашу работу, давайте разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика:

С тоит в поле теремок На двери висит замок. Открывает его волк- Дерг, дерг, дерг, дерг!

Пришел Петя петушок И ключом открыл замок.

Работа детей. В процессе работы добиваться выразительности решений.

Итог: Все готовые работы рассмотреть с детьми, отметить их разнообразие. Найти конька, который быстро скачет, больше всех похож на моего, у которого самый красивый хвост и т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по сказке П.П. Ершова "Конёк - горбунок"

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человечес...

Проект «Мир детской литературы» «Сказки дедушки Корнея» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Мир детской литературы»«Сказки дедушки Корнея»  ПАСПОРТ ПРОЕКТАПолное название проекта: «Сказки дедушки Корнея»Автор проекта:Воспитатель: Бон...

Проект «Мир детской литературы» «С.В. Михалков Друг детей» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Мир детской литературы»«С.В. Михалков Друг детей» в старшей группе общеразвивающей направленности№13 «Лучик»Паспорт педагогического проекта.Тип проекта...

Проект: "Мир детской литературы. Сказочный мир А.С. Пушкина"

Проект: "Мир детской литературы. Сказочный мир А.С. Пушкина"...

Проект: Мир детской литературы. В.Драгунский "Денискины рассказы"

Проект: Мир детской литературы. В. Драгунский "Денискины рассказы"...

Проект "Мир детской литературы" "Сказки дедушки Корнея"

Проект "Мир детской литературы" "Сказки дедушки Корнея"...

Проект "Мир детской литературы. П. П. Ершов “Конёк-горбунок”"

Огромной любовью пользуется у детей сказка.Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фан...