Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на развитие личности дошкольника
статья
Важно помнить – первыми проводниками в мир искусства, в мир людей, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь, а от того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_vzaimosvyazi_muzyki_i_drugih_vidov_iskusstva_na_razvitie_lichnosti_doshkolnika.docx | 25.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания
в нем чувства Прекрасного…» 15.11.2018
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений возникает вопрос о поиске нового решения о влиянии искусства на формирование личности в социокультурном пространстве, поэтому большое внимание уделяется проблемам теории и практики художественно - эстетического развития ребенка.
Основная проблема связана с переходом на информационный уровень, где есть свои плюсы и минусы, существенно влияющие на развитие и деятельность человека в искусстве. Засилье информации (компьютеры, мобильные телефоны) вытесняют художественное и эстетическое познание искусства и не способствует становлению ценностных ориентиров личности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством, развитие их творческой деятельности приобрело особую актуальность в период перехода на личностно - развивающую модель взаимодействия взрослого и ребенка. Воспитание эстетически грамотной и гармонично развитой духовной личности, умеющей ценить и понимать ценности возможно только при тесном соприкосновении с искусством, восприятии и понимании его.
Искусство решает многие задачи, такие как развитие самореализации, самосознания личности, формирует ценности и нормы поведения в обществе. Н. К. Крупская в своих работах сказала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку - это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».
В общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества и социальных отношений того общества, в котором он живет, а руководство его освоением осуществляется взрослым.
Развитие личности - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств личности, а воспитание - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта, который играет ведущую роль в развитии личности ребенка. В свою очередь активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитание, обучаемость, самовоспитание и самообразование, находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении.
ФГОС ДО определяет художественно-эстетическое развитие через искусство как важнейшее средство формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, творческой, самостоятельной, свободной, духовно богатой личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества и ставит следующие задачи:
- Развитие эмоциональной и интеллектуальной, познавательной сферы;
- Личностное развитие, самореализация, самосознания личности;
- Формирование ценности и нормы поведения в обществе и правильных нравственных ориентиров.
- Обогащение художественно-эстетического, сенсорного, познавательного и речевого развития детей.
- Воспитание и развитие индивидуальных творческих способностей детей в различных видах искусства, проявление одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;
- Развитие интерес к духовным ценностям культуры и искусства как виду творческой деятельности человека в различных видах искусства, путем раскрытия значения искусства в жизни людей;
- Ознакомление детей с видами и жанрами искусства, историей его возникновения, средствами выразительности разных видов искусства;
- Формирование смыслового восприятия и понимания произведений искусств
- Взаимодействие ДОУ и семьи в художественно-эстетическом и духовно- нравственном развитии детей через взаимосвязь видов искусства.
Один из главных показателей становления личности дошкольника- сформированность основ художественной культуры, которые включает в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности.
Роль искусства в социально - личностном развитии дошкольников согласно ФГОС ДО относится к образовательной области художественно-эстетического развития, включает в себя интеграцию всех областей: познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие.
В организационно – воспитательном процессе искусство использоваться в трех направлениях: эстетическое оформление предметно-развивающей среды ДОО, ознакомление детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры, развитие художественного творчества и способностей детей.
Детям доступны практически все виды искусства, всё его многообразие - музыка, архитектура, литература, танец, живопись, народное творчество, которые взаимодействуют друг с другом, учитывая региональный, национальный аспекты.
Художественное-эстетическое и духовно- нравственное воспитание следует начинать в достаточно раннем возрасте при помощи любых видов искусств (музыка, театр, искусство слова и танцевальная импровизация, потому что это позволяет формировать нравственные навыки и умения тонко чувствовать, сопереживать, развивать образное мышление, фантазировать, развивает умение взаимодействовать с окружающим миром; знакомить с красотой в жизни и искусства. Так что же такое искусство?
Искусство – это средство познания и видения жизни и мира, эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения, процесс или итог выражения внутреннего мира, который воспроизводится в художественном образе, у которого свои особые черты (ассоциативность и индивидуальность, эмоциональность и рациональность, стиль и прочее, отражающие идеи, чувства или эмоции.
Общая цель искусства и всех его видов, форм и жанров – это совершенствование внутреннего мира человека, его нравственно-эстетических вкусов, а также общества в целом. Предметом искусства является вся реальная материально-духовная действительность, создаваемая коллективом людей.
Просветительская роль искусства заключается в широком и глубоком познании окружающей жизни, в разнообразие ее проявлений, в умении увидеть ее красоту и неприглядные стороны.
Таким образом, искусство несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений.
Разделяют искусства на народное, которое знакомит с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (декоративно - прикладное творчество, устное народное творчество).
Профессиональное – это доступное понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (выставки, театральные спектакли и пр.) Самостоятельное (самостоятельная художественная деятельность ребенка) – это организация специальных выступлений, выставок детского творчества и т. п.
Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие и овладение таких понятий, как звук, форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другие.
Искусство имеет свойство интегрироваться или синтезироваться друг в друга и другие виды деятельности.
Введение в теорию и практику художественно- эстетического воспитания понятия «синтез искусства» вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития личности дошкольника путем использования произведений различных видов искусства в педагогическом процессе. И лишь комплексное применение живописи, музыки, литературы, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а значит, и обогатить его восприятие и воображение.
При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств художественно - эстетического воспитания все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях, а механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах деятельности.
Причинами использования интеграции можно отметить синкретический (слитный) характер искусства и творчества, в котором не отделены и не специализированы различные виды искусства, а также то, что познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения; активизация все психические процессы, обеспечивающие успешное осуществление детской художественно – творческой деятельности через интеграцию взаимосвязи различных видов искусства.
Все виды искусства, взаимодействуют друг с другом, влияют на формирование и развитие личности ребёнка, его духовного мира и решают многие задачи, такие как развитие самореализации, самосознания личности, формирует ценности и нормы поведения в обществе.
Проблема взаимодействия видов искусства многогранна и имеет множество нерешенных на сегодняшний день вопросов, как в теоретическом аспекте, так и в художественно-педагогической практике.
Общим и уникальным для всех жизненных проявлений, отражающимся в любом виде творчества, является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен, движений. Ритм — общий признак, выражающийся во всяком искусстве по-особому.
Музыкальное искусство, в том числе и музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе временная упорядоченность звуков. Музыкальное искусство формирует умения слушать музыку, передавать эмоциональное состояние, содержание через движение, жесты, мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и прочее. Музыкальная логика развивает мышление, упражнение пальцев при игре на музыкальном инструменте укрепляет мозговые клетки, а в совокупности развивается психическая гибкость детей.
Музыка на протяжении всей истории своего развития не существовала сама по себе, всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние.
Примеры воздействия литературы на музыку не только значительны, но и интересны, но обратное влияние музыки на литературу также не менее результативно, воспринимается как язык человеческих чувств, как зеркало души.
Произведения художественной литературы и использование художественного слова (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора) раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру героя, развивают артикуляционный аппарат с использованием скороговорок, потешек.
Исторически сложилась наиболее взаимопроникновенная связь музыки с литературой, в своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали как единое целое, а многие художественные произведения отражены в музыкальных произведениях великих композиторов.
В воспитательно - образовательном процессе ДОУ такая взаимосвязь выражается это прослушивание сказок с музыкальной аранжировкой, пение пестушек, припевок, включение фольклорных хороводных игр и прочее.
Изобразительное искусство и музыкальное искусство развивались параллельно, тесно соприкасаясь. Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой» живописи. Так музыканты, музицирование и музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох, многие художники любят творить под влиянием музыки, слушая ее.
Данная взаимосвязь позволяет знакомить детей с репродукциями картин, иллюстрациями; развивает умение рисовать разными материалами, создавая продукты творческой деятельности; знакомит с формой, величиной, цветом, композицией, ритмом, объемом, пропорцией, позой, соотношением предметов в общей композиции по величине и пр. интеграция музыки и изобразительного искусства.
Включение музыкальных произведений во время образовательной деятельности вдохновляет творчески детей, позволяет им выражать свои мысли, впечатления, передавать эмоциональное отношение к окружающей жизни, используя свой опыт в рисовании, лепке и аппликации.
В воспитательно-образовательном процесс ДОУ взаимосвязь архитектуры и музыки выражается в конструктивной деятельности детей, когда дети под музыку строят постройки, а затем их обыгрывают их.
Любой театр неотделим от мира музыки. Слушая оперу, оперетту, посещая театр балета, кукольный театр и т. д. любой ребенок воспринимает окружающий мир.
В воспитательно- образовательном процессе Доу театральная деятельность просматривается в разных формах деятельности, это и проведение приуроченных к праздникам мероприятий, показ различных видов театра, импровизация, музыкальные этюды.
Театрализованная деятельность формирует умения передавать характеры героев их особенности: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы.
Взаимосвязь музыки и танца – это две стороны одной медали, которые рассказывают о жизни народа одну историю разными способами и является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Танец любого народа мира всегда имеет музыкальное сопровождение, а тематика музыки зависит от рода исполняющихся танцев, ни один из которых нельзя отъединить от музыки.
Смысл музыки заключается в ее позитивном влиянии на танцующих, она поднимает настроение, располагает к веселью и танцу.
Танец - способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.
Основная цель занятий любым видом танцев – всестороннее развитие ребенка, формирование естественной грации движений, гибкости, ловкости, пластичности и координации, а также способность выражать чувства и эмоции через танец. В ДОУ мы прослеживаем такую взаимосвязь в организации танцев для детей, в ритмической гимнастике, во время проведения музыкальных физминуток.
Хочется еще отметить взаимосвязь окружающего мира и музыки, так как ознакомление с окружающим миром дает влияние на расширение кругозора, развитие любознательности, умственное воспитание и чем богаче, разнообразнее окружающий мир, тем оригинальнее замыслы и образы детского творчества в любом виде искусства.
Мир звуков в окружающем мире (шум прибоя, шелест листьев, пенье птиц и пр., яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). дают отпечаток на творческое воображение, музыкальное восприятие детей.
Поэтому в режимных моментах воспитательно- образовательного процесса ДОУ необходимо систематически направлять внимание детей на красоту окружающих нас предметов, замечать эту красоту, научить бережно, относиться к ней.
Важно помнить – первыми проводниками в мир искусства, в мир людей, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь, а от того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни.
Тесное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников в воспитательно- образовательном процессе ДОУ является главной задачей в создание соответствующих условий духовно-нравственного и художественно- эстетического развития личности дошкольника в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
В заключении хочется отметить, что в разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём красоты.
Поэтому знакомство с различными вида искусства способствует психическому, интеллектуальному и эстетическому развитию.
Литература
- Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка: черки. 2-е изд. Л.: Художник РСФСР,1983.
- Духовность и художественно-эстетическая культура (Межведомственный наук, сб.)/А. И. Комарова, Ю. П. Богуцкий и др. - М.: Научно -исследовательский институт "Проблемы человека", 1999. - Т. 14.
- Каменная Н. Внедрение интегрированного курса "Искусство" в общеобразовательных учебных заведениях //Искусство и образование. - 2006. - № 6.
- Москвина Г. М. Общность педагогических принципов в преподавании различных видов искусствакак отражение глубинной общности всех видов искусства. /Теория и практика графических изображений: Сб. статей. Ижевск: УдГУ, 1999.
- в мире культуры: Учебное -методическое пособие. – Ставрополь. Ставрополь сервис школа. – 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Синтез музыки с другими видами искусства"
Консультация для воспитателей и родителей...
Педагогический проект «Влияние синтеза искусств на развитие личности дошкольника»
Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих способностей дошкольника. В проекте разработаны блоки "Музыка"...
«Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника». 5 декбря 2018 год
Консультация для родителей по продуктивной деятельности...
Консультация для педагогов " Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника"
Консультация для педагогов " Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника"...
«Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника»
Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. К продуктивны...
Статья "Влияние интеграции различных видов искусств на развитие личности ребёнка."
Статья "Влияние интеграции различных видов искусств на развитие личности ребёнка."...
Консультация для родителей «Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника»
Консультация для родителей«Значимость продуктивных видов деятельностив развитии личности дошкольника» Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются...