Доклад на тему: "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования"
учебно-методический материал

Дещёкина Марина Михайловна

Доклад на тему : "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№1 г.Шацка муниципального образования-

Шацкий муниципальный район Рязанской области

Доклад на тему:

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

                                                      Составитель:

Дещёкина

Марина Михайловна –

Воспитатель

Г.Шацк

2020

Тема: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк

Ум ребенка – на кончиках его пальцев»

                                                                                 В. И. Сухомлинский

В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. В итоге общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, зависят от особенностей каждого вида, разнообразия материала и приемов работы с ним.

Рисование – одно из любимых занятий детей, которое даёт большой простор для проявления их творческой активности. Тема рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, что их интересует: животных, любимых мультипликационных героев и вообще всё, что их окружает, включая родителей. друзей и домашних питомцев.

Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Вначале это просто элементарное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающей жизни.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

. "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это стремлении. А мы с вами являемся как раз творческими людьми. Поэтому я предлагаю вам некоторые способы рисования, которые называются –нетрадиционными.

Нетрадиционные способы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.

Значение нетрадиционного рисования

1.Имеет огромное значение в формировании личности ребенка.

2.Развитие мышления ребенка.

3. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

4. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша).

5.В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.

6.Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности – например, занятия по проведению нетрадиционных техник рисования..

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.

Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, как на занятии , так и в свободной деятельности  важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение. И т.д.
  • . Методы и приёмы обучения техникам нетрадиционного рисования:
  • . Проговаривание последовательности работы.
  • Показ воспитателя, использование мультимидийной презентации с поэтапным изображением правильного положения рук при знакомстве с новыми техниками нетрадиционного рисования.
  • Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
  • Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
  • Чтение стихов , которые знакомят нас с цветовой политрой .
  • Оформление выставок.
  • Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям? В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

  • Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой – эта техника рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или  ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
  • А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение. Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
  • Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа
  • . Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
  • Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.
  • Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость
  • . Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

  • Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
  • Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине…Можно содержанием трафаретов: для мальчиков – это силуэт машин и самолетов, для девочек – животные, матрешки, банты и домики. Обведя их изображение фломастером или красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков. Они дополняют то, что создал сам ребенок.

«Зеркальная копия». Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный краской, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками часть симметричного образа (например, половины цветка, половины домика и т.п.) Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам. Детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения.

«Чей след». Другой способ рисования, а точнее печатания, основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете пополам и из одной половины вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем, одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашь) и прикладывает к бумаге. Как вы догадываетесь, останется отпечаток. С помощью этих отпечатков можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

. «Соленые рисунки и зубная паста». А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнить на голубой, синей, розовой бумаге. Попробуйте это очень увлекательно! Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом – рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий процесс, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах.

«Дождливые фантазии». Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в  сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

. Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-хлетний ребенок может разглядывая их видеть в них образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?» «Кого или что она тебе напоминает?» Эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс.

«Точечный рисунок». Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

«Поролоновые рисунки». Почему-то мы склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигуры, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не 30 заточенному). Орудие труда уже готово.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться. Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляет деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного

возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;;
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой ;
  • монотипия пейзажная ;
  • печать по трафарету ;
  • монотипия предметная ;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография .

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Цель: - Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания;-...

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....

Доклад на ГМО на тему: "Нетрадиционная техника рисования, как средство художественно-эстетического развития у детей раннего возраста"

Докладна ГМО на тему: "Нетрадиционная техника рисования, как средство художественно-эстетического развития у детей раннего возраста"...

Мастер- класс для педагогов по теме: "Знакомство дошкольников с нетрадиционными техниками лепки".

Цель:- учить педагогов нетрадиционным техникам лепки и их использование в работе с детьми.Задачи:-познакомить педагогов с приемами нетрадиционной техники рисования пластилином – «пластилин...