Наставник… Кто он такой?
статья

Фролова Ирина Петровна

В 2023 году, указом президента назначенном годом учителя и наставника, как никогда велика роль старших коллег, сопровождающих молодых специалистов. Их действия, цель которых — создать молодому педагогу оптимальные условия для профессионального развития и пробуждения творческого подхода, можно описать в форме дорожной карты.

Педагог-наставник знакомит коллег-новичков с садом традициями, распорядком и регламентом, разъясняет им профессиональную специфику работы в МОУ, ведёт воспитательную и методическую работу в индивидуальном порядке с каждым младшим коллегой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnechestvo_2.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

   Президент РФ Владимир Путин объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника. Целю особого статуса представителей профессии педагога. 

      Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы, простым словом?

Когда мы говорим о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.

В нашем понимании наставник - руководитель, опытный педагог, знающий специалист, содействующий овладению профессиональными знаниями молодого или начинающего специалиста, а также росту его общественной активности.

Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы дошкольного блока используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.

Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:

• повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;

• развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;

• предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;

• снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.

Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:

• привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ОУ;

• ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

• адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива ОУ, правил поведения в ОУ, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.

2. Мораль - психологическая контактируемость наставника и подшефного.

3. Личная примерность наставника.

4. Доброжелательность и взаимное уважение.

5. Уважительное отношение к мнению подшефного.

6. Согласованность содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана и плана работы методического объединения воспитателей ОУ.

7. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.

Конечно же, все начинается со знакомства. Это знакомство молодого или начинающего специалиста с коллективом, с корпоративной культурой, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения. Следующий этап в работе – ознакомление с особенностями построения образовательно-воспитательной работы. В начале сотрудничества уточняются вопросы, которые наиболее актуальны для молодого или начинающего специалиста, а так же наставник выделяет важные на его взгляд моменты в работе и акцентирует внимание подшефного на них. Наставником составляется план работы.

В связи с этим в нашем МДОУ д/с №25 «Солнышко» открываем новую тематическую рубрику «Год педагога и наставника». В ней мы будем рассказывать о профессии педагога, воспитателях  — всех тех, кто  когда-то учил нас, и кто отдаёт  в настоящее время знания, силы, время, а главное — душу — обучению и воспитанию детей, подготовке студентов и молодых специалистов. Уверены, это еще раз подчеркнет значимость профессии педагога (воспитателя) и позволит жителям еще раз выразить глубокую признательность и уважение нашим наставникам за их великий труд.

Ветеранам педагогического труда МДОУ 25 посвящается…

Признак знатока - способность научить.

(Аристотель, древнегреческий философ)

                 У каждого из нас в жизни есть свой Воспитатель с большой буквы – тот, кто мудростью, душевной щедростью, глубокими знаниями помог познать свой внутренний мир, сделал его богаче, научил строить будущее. Именно от Воспитателя, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависит судьба детей, завтрашний день страны. 

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка дает нам такое определение слову «ветеран»: старый опытный воин. И действительно жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души и вечная борьба с невежеством. Нелегок хлеб, добываемый на педагогической ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу.

Ах, сколько грусти в слове «ветеран»!

Но сколько здесь почета и тепла!

Ведь лишь трудом почет людской был дан

В детсаде лучшие прошли года.

Воспитатель в детском саду — многие эту профессию считают лёгкой и простой. Ну, разве сложно каждый день играть, гулять, заниматься лепкой или рисованием с детьми, разучивать с ними стишки или песенки, накормить и уложить малышей спать. Всё легко и просто. Но это не так! Работа воспитателя — кропотливый и каждодневный труд, требующий много любви, терпения, сил и полной самоотдачи, ведь воспитатель должен уметь быть и ласковой мамой, и добрым другом, и мудрым наставником-учителем для каждого малыша, пришедшего в детский сад. Не каждый человек, получив профессию воспитателя, может им работать. Педагог не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.

                 У Василия Сухомлинского есть замечательные слова: "… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце".  

И сейчас мы говорим о людях, достойных звания «лучших педагогов», «педагог наставник». Много лет своей жизни они посвятили воспитанию детей в детском саду №25 «Солнышко» с. Покойного. Педагогический стаж у большинства из них составляет более 40 лет. Многие имеют заслуженные награды и звания. Дмитрович Вера Петровна, Купаева Тамара Макаровна, Никитина Татьяна Александровна.

Наши искренние слова благодарности адресованы  наставникам ветеранам педагогического труда воспитателям, воспитавшим не одно поколение.

Вы – наша гордость. Вы – те люди, которые создавали традиции образования нашего детского сада «Солнышко».  

Высочайший профессионализм, эрудиция, чувство юмора, научная и житейская мудрость, блестящие ораторские способности всегда служили украшением Вашего общения с детьми, родителями и коллегами по работе.

Уважаемые педагоги! Вы  уже на заслуженном отдыхе! Мы гордимся Вами, говорим Вам БОЛЬШОЕ СПАСИБО и посвящаем Вам эти строки:

Вы -  мудрости клад,
Вы - фонд золотой,
Вы -  россыпь таланта.
И горенья в очах…
Вы наши Атланты
И в делах, и в речах!
Вам спасибо за все!!!
И почет вам, и честь,
И спасибо за то,
Что вы были и есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие наставники семьи Герасимовой Вероники

Изучение положительного музыкального воспитания семьи воспитанницы Герасимовай Вероники " Семейтые традиции"...

" Исполнение функции наставника".

Требования к портфолио при оформлении раздела 2.7 "Исполнение функции наставника"....

план педагога-наставника на год

план педагога-наставника...

Составление должностной инструкции наставника. Разработка инструментария оценки эффективности деятельности наставника.

Мною разработана должностная инструция наставника, а также инструментарий для оценки эффективности его деятельности....

"Мыслить как наставник: лайфхаки для педагогов -наставников»

Лайфхаки для работы педагогов наставников в ДОУ....

Консультация для родителей старшей группы к году Педагога-наставника «Роль наставника в жизни ребенка»

,«…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил;я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца».Мишель де Монтель...