Очет из опыта работы «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»
материал

Клейменова Галина Анатольевна

Очет

из опыта работы

 «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_samoobsluzhivanie.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

Очет

из опыта работы

по теме «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»

Воспитатель МКДОУ    

                                                «Детский сад №7

п. Первоавгустовский»

                                               Клейменова  

                                                           Галина Анатольевна

Работая с детьми раннего возраста, я каждый год замечаю, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Вот поэтому я решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по самообразованию «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста».

Ранний возраст является для ребёнка очень насыщенным, именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Стараюсь донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.

И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Изучив соответствующую данной теме литературу, я составила план работы с детьми и родителями на год, определила цели и задачи.

 Цель моей работы - формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

Во время работы над темой предстояло решить следующие задачи:

-научить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность в действиях,

-учить знать назначение бытовых предметов (ложка, расческа и т. д.) и применять по назначению,

-формировать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур,

-воспитывать желание у детей выглядеть чистым, аккуратным и опрятным,

-повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, путем взаимодействия с воспитателем,

- Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.

-разработать рекомендации и консультации для родителей

Способности детей своей группы я оценила с помощью диагностики.

Результаты диагностики на начальном этапе работы выявили у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение прибирать игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.

Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков свою работу осуществляю в двух формах: индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой, где изучение проходит на занятиях и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Для работы с детьми я разработала циклы мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков:

- «Учимся одеваться и раздеваться»

- «Мы обедаем»

- «Учимся умываться»

- «Дидактические игры с куклой»

- «Игры-ситуации».

Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, я сделала подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики для успешного освоения культурно-гигиенических навыков.

Чтобы сделать работу с детьми более эмоциональной и интересной я оформила альбом потешек и стихотворений на все случаи жизни.

Для индивидуальных занятий с детьми, с целью углубленного изучения материала изготовила лэпбук «Оденем Мишу».

Родители являются главными нашими союзниками, и я, чтобы достичь лучших результатов в своей работе я стала обращаться к непосредственной их помощи. Тесное сотрудничество с родителями является залогом успешной работы по данному вопросу, поэтому в нашей группе используются следующие формы:

-родительское собрание: «Воспитание самообслуживания у детей дома».

-выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша - растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка - чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса».

-индивидуальные рекомендации по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дома.

-папка с консультациями и рекомендациями: «Воспитание КГН у малышей», «Как научить малыша кушать», «Воспитание культуры поведения малышей в семье и ДОУ», «Как научить ребёнка одеваться», «Как одевать ребёнка на прогулку», «Как приучить ребёнка к опрятности и аккуратности», «Моем руки правильно»,

блокнот для родителей «Что делать, если…»

папки-передвижки:

«Культурно-гигиенические навыки»

«Как научить ребенка одеваться»

«Этикет за столом»

«Алгоритмы обучения детей культурно-гигиеническим навыкам»

конкурс «Дидактическое пособие на развитие мелкой моторики» - «Веселые резиночки», «Лучики для солнышка», «Туфельки поссорились», «Смешарики», игры на развитие мелкой моторики по технологии М. Монтессори /рамки с застежками, с кнопками, с молниями, пуговицами, шнурками

Для педагогов своего детского сада провела мастер класс «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», на котором поделилась с коллегами своими разработками по данной теме, показала важность работы, апробировала ряд игр и упражнений: пальчиковые игры, игры с прищепками, с сыпучим материалом, с пробками от бутылок, бигудями, карандашами.

На заключительном этапе учебного года провела диагностику по освоению навыков самообслуживания, которая показала высокий уровень. Разнообразие методов и приёмов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Наблюдается позитивная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем освоения навыков самообслуживания. Результаты диагностики подтвердили эффективность проделанной работы.

ВЫВОДЫ. На основании проделанной работы по данному вопросу можно сделать следующие выводы:

-создание предметно – развивающей среды способствовало развитию навыков самообслуживания у детей.

-систематичное использование игр и упражнений на формирование навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности.

-взаимодействие педагога и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию навыков самообслуживания у детей

.

ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ. Мы ежегодно набираем вновь прибывших детей, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания детей раннего возраста

Буклет для родителей раннего возраста и  младшего дошкольного возраста о развитии навыков самообслуживания у детей...

Статья : «Развитие навыков самообслуживания детей раннего возраста через проектную деятельность»

Статья о развитие навыков самообслуживания детей раннего возраста через пректную деятельность....

Формирование навыков самообслуживания детей раннего возраста

Опыт работы Воспитателя Шкирдовой Наталии Сергеевны.Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, − уникальный период в жизни человека. Впервые ма...

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания детей раннего возраста.

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать. Навыки самообслуживания у детей дошкольного возрас...

Воспитание навыков самообслуживания детей раннего возраста

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребёнка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ре...