Проективная методика "Кактус"
материал

Абросимова Ольга Андреевна

Проективная методика"Кактус" (авт. М.А.Панфилова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektivnaya_metodika_kaktus.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Кактус»

(автор – М.А.Панфилова)

Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Проведение исследования:

Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов:

Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Личностные особенности

Отражение в рисунке

Агрессия

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности

Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Тревожность

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Женственность

Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм

Экстравертированность

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

Интровертированность

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы».

Беседа с ребенком после завершения рисунка:

Варианты вопросов:

  • кактус домашний или дикий?
  • он сильно колется? Его можно потрогать?
  • кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  • кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
  • когда кактус подрастет, то как он изменится?

См. по:

1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 - 59

2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13

2. Методика А.Романова

Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.

Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».

Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются

ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до4 баллов.

Выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.

Бланк методики:

Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________

Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):

  • 0 – нет проявлений агрессивности
  • 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда
  • 2 – часто
  • 3 – почти всегда
  • 4 – непрерывно

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Частота проявления

0

1

2

3

4

1. Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева)

0

1

2

3

4

Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

2. внешние проявления агрессивности

Кусает губы в состоянии раздражения

Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

0

1

2

3

4

Сжимает губы, кулаки, когда обижают

0

1

2

3

4

Тревожное напряжение разрешается гневом

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

3. длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин

0

1

2

3

4

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

4. чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией

0

1

2

3

4

Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

0

1

2

3

4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

0

1

2

3

4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

0

1

2

3

4

Чувство неприязни к другим не корректируется извне

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

5. особенности отноше-ния к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

0

1

2

3

4

Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

6. недостаточность в проявлении гуманных чувств

Стремится делать назло другим

Проявляет безразличие к страданиям других

Стремится причинить другому страдание

0

0

0

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

0

1

2

3

4

7. реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

0

1

2

3

4

В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессив-ные реакции

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

8. реакция на ограничение

При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

9. реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым

0

1

2

3

4

Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка

0

1

2

3

4

Проявляет агрессивные реакции на действия других

0

1

2

3

4

Толкается, когда обижают

0

1

2

3

4

Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

10. чувствительность к присутствию других

Щипается на глазах у всех

0

1

2

3

4

Толкает сверстника на глазах у всех

0

1

2

3

4

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

11. физическая агрессия, направленная на предмет

Ломает постройку на глазах у всех

0

1

2

3

4

Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку

0

1

2

3

4

Ребенок бросает предмет об стенку

0

1

2

3

4

Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

0

1

2

3

4

Отрывает руки, ноги кукле

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

12. Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Походя ударяет встречных

0

1

2

3

4

Бьет других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Ударяет детей и внезапно успокаивается

0

1

2

3

4

Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

0

1

2

3

4

Кусает других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

13. агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз

0

1

2

3

4

Берет на себя вину за других

0

1

2

3

4

Рвет на себе волосы

0

1

2

3

4

Щипает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Кусает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

14. агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

0

1

2

3

4

Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки

0

1

2

3

4

Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

0

1

2

3

4

В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

0

1

2

3

4

Царапает взрослого

0

1

2

3

4

Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

0

1

2

3

4

Бьет больно ногой бабушку

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

15. Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям

0

1

2

3

4

Говорит обидные слова взрослым

0

1

2

3

4

Говорит нецензурные слова детям

0

1

2

3

4

Говорит нецензурные слова взрослым

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

16. агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

17. агрессия, направленная на животных

Щипает кошку

0

1

2

3

4

Выкручивает хвост кошке

0

1

2

3

4

Специально наступает на лапы собаке

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

18. агрессия разных видов направленности

Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников)

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

19. неупорядоченные проявления агрессии

Плюется в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):

1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;

- 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением

- 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций

4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.

См.по:

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17

Проективная методика А.Романова по диагностике агрессивности у детей:

«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»

Назначение методики: диагностика особенностей агрессивного поведения ребенка; оценка ребенком выраженности агрессивного поведения у других.

Применение методики: индивидуально с детьми 4 – 7 лет.

Проведение исследования: ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает:

- похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как консервная банка (используются рисунки); Ребенку предлагается определить, у кого из его близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать взрослый и сам ребенок.

Выраженность проявлений оценивается в баллах:

  • 0 баллов – нет проявлений агрессивности;
  • 1 балл – проявления агрессивности наблюдаются иногда;
  • 2 балла – часто;
  • 3 – почти всегда;
  • 4 – непрерывно.

Регистрация ответов:

Кто?

Какая агрессия бывает?

«кошка»

«динозавр»

«молния»

«шесте-ренки»

«змея»

«консервная банка»

Мама

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Папа

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Брат

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Сестра

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Дедушка

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Бабушка

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Я сам (сама)

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Оценка выраженности агрессии:

0 –6 баллов –низкая;

7-12 баллов – средняя

13 – 18 баллов – высокая

19 – 24 балла – очень высокая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ

Проективная деятельность и формирование пространственной ориентировки дошкольников...

Проективный тест

Проективный тест: шесть незаконченных изображенийПроективный тест Леви...

Проективная диагностика мотивации учения младших школьников

Данный вариант рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса. С этого времени ученикам начинают выставлять оценк...

проективная деятельность в старшей группе

Организация работы с детьми, последние годы, претерпевает значительные изменения.На смену традиционным формам работы приходят инновационные, интегрированные виды деятельности. Поначалу у меня, как и у...

Применение проективных методов в исследовании личности детей старшего дошкольного возраста

Гуманизация педагогического процесса предусматривает личностно-ориентированную модель развития и воспитания ребенка. Разработка и реализация современных личностно-ориентированных программ в дошкольном...

Проективные методики в помощь специалистам

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые кон...

Проективная работа по безопасности дорожного движения в детском саду

Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал на автобусе – он пассажир. И везде его подстерегает опасность. Улица для ребенка - это яркий мир, полный р...