РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Сутенкова Наталья Геннадьевна

Аннотация к программе дополнительного образования

 

Полное наименование программы с указанием возраста (классов)

Дополнительная общеобразовательная программа

объединения «Волшебный пластилин»

(Пластилиновая сказка) 6-7 лет

Нормативная и методическая основа разработки программы

Программа «Волшебные пальчики» составлена  на основе программ:

  • Горяевой Н.А. «Маленький художник 6-7 лет»,
  • Давыдовой Г.Н.«Детский дизайн. Платилинография», «Цветочные мотивы», «Анималистическая живопись»
  •  Лыковой И.А. «Лепка из пластилина», «Пластилиновое лето», «Декоративная лепка».

 

Количество часов для реализации программы

36 часа

Дата утверждения

01.09.2021г.

 

Цель реализации программы

Освоение детьми различных способов пластилиновой живописи. Развитие мелкой моторики рук.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

(ожидаемые результаты)

Дети осваивают:

  • основы  композиции, выполненные в технике пластилинографии;
  •  солёное тесто,  его свойства и применение;
  • разнообразные виды пластилиновой живописи( прямая, контурная, модульная, мозаичная  и многослойная )

 

 

Методы и формы оценки результатов освоения

  • открытые занятия (мастер- классы);
  • участие в конкурсах  разного уровня

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №1381»

 

129346, Москва, Янтарный проезд, д.2

Тел.  (499)184-59-60                   E-mail: 1381@edu.mos.ru                sch1381.mskobr.ru                     
ОКПО 40101892,          ОГРН   5147746334159            ИНН/КПП  7716789580/771601001 

        

«Рассмотрено»

на заседании кафедры дополнительного образования и эстетических дисциплин

Протокол №

от ____________2021 г.

«Согласовано»

на заседании педагогического

совета школы

Протокол №  

от _____________2021 г.

 «Утверждено»

 Приказом №________________________________2021г.

Зам. директора ГБОУ Школа № 1381

___________ Степанова О.В.

«____» ____________________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЯ

« Волшебный пластилин»

(платные услуги)

(Пластилиновая сказка)

Уровень: ознакомительный

Форма занятий: групповая

Срок реализации: 1 год

Классы (возраст): 6-7 лет

Кол-во часов: 1 ч. в неделю, 36 ч. в год

Составлена

педагогом  доп. образования: Сутенкова Наталья Геннадьевна

Москва   2021

Пояснительная записка

Я леплю из пластилина
Всё, что только захочу:
Захочу - слеплю машину,
Мне такое по плечу.

Вылеплю из пластилина
Разноцветных лошадей
И на их широких спинах
Рассажу богатырей.

 (В. Полторжицкий)

Пластилиновая живопись(пластилинография) в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности.  Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены колоссальные возможности: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику.  То есть при работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»- В.А.Сухомлинский.

         В методике пластилинографии пластилин используется в виде "краски", как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат пальчики ребенка.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук, зрительное восприятие, а также такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, речь.

 Овладение техникой пластилиновой живописи способствует развитию детского изобразительного творчества, последовательного, целенаправленного художественного восприятия произведений искусства, сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения.  

1.1. Направленность

Программа дополнительной образовательной услуги по пластилинографии имеет художественно- эстетическую направленность. Рабочая программа кружка направлен на развитие личности ребёнка. Так же лепка является средством формирования и развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, словом всё то, что необходимо творческому человеку.

  1. Новизна и актуальность

Актуальность программы состоит в том, что  развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Способы выполнения лепки из пластилина позволяет ребёнку закрепить знания не только в области данного предмета, но и узнать его пользоваться  не только по прямому назначению, но  рисовать и смешивать его, как красками. Появляется понятие вариативности.

  1. Цели, задачи программы

Цель обучения:

  • Развитие мелкой моторики;
  • Помочь детям в освоении различных способов пластилиновой живописи;
  • Развитие художественного вкуса и пространственного воображения;
  • Развитие оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Задачи обучения:

  • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией;
  • Развивать у детей интерес  к художественной деятельности.
  • Формировать у детей изобразительные навыки.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

.

1.4 .Возраст обучающихся и срок реализации программы

Программа обучения рассчитана на детей старшего дошкольного

возраста 6-7 лет.

Организация обучения:

Программа рассчитана на один год обучения (36часа).

Программа «Волшебные пальчики» составлена  на основе программ: Горяевой Н.А. «Маленький художник 6 -7 лет», Давыдовой Г.Н.«Детский дизайн. Платилинография», «Цветочные мотивы», «Анималистическая живопись» и Лыковой И.А. «Лепка из пластилина», «Пластилиновое лето», «Декоративная лепка».

  1.  Формы, виды и режимы занятий

Уровень: ознакомительный

Форма занятий: групповая

Используемые методы в  работе с детьми по ознакомлению с пластилинографией

  • Информационно- репродуктивный;

Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания  и запоминания новой информации.

  • Репродуктивный метод;

Направлен на закрепление, уточнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями.

  • Эвристический метод;

Направлен на поэтапное обучение творческой деятельности. Педагог включает ребёнка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.

Режим занятий 

  • Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
  • Длительность занятия составляет :

1 учебный час (25-30 минут).

  1. Ожидаемые результаты

К концу  года обучения дети должны освоить:

  • Применения и правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
  • Пластилин, виды пластилина, разнообразие техник работ с ним;
  • Основы  композиции, выполненные в технике пластилинографии;
  • Учатся   основам смешивания пластилина и осваиваем разнообразные виды пластилиновой живописи( прямая, контурная, модульная пластилинография).

Для успешного освоения на занятиях используются методы:

  • Индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
  • Дидактическое и техническое оснащение занятий

Формами подведения итогов реализации программы являются

  • открытые занятия (мастер- классы);
  • участие в конкурсах  разного уровня .

2. Учебный тематический план

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий.

Пластилиновая сказка

2.1 Учебный тематический план обучения для детей 6-7 лет

Тематические блоки

Кол-во занятий

1.Осенние фантазии

  1. Червячок в яблоке

1

  1. Листик (кленовый)

1

  1. Урожай

2

  1. Осень хлопочет, порадовать хочет (Изразцы)

2

  1. Осеннее дерево

2

2.Натюрморт

          1. Корзина с цветами

1

   2. Натюрморт из чайной посуды

1

3 . Морская тема

  1. Подводный мир (Озорные рыбки)

2

  1. Разные осьминоги

1

  1. Морской пейзаж (краб и ракушки)

1

  1. Закат (кораблик)

1

4.Время года (Зима)

  1. Помощники деда мороза

1

  1. Разные деревья (ёлочка)

1

  1. Игрушки для новогодней ёлки

1

  1. Волшебный зимний лес

2

5. Праздники , подарки

  1. Мы танцуем

1

  1. Подарок папе, дедушке, брату

1

  1. Космонавт

2

  1. Подарок для мамы, бабушки

1

6.Животные,  насекомые

  1. Жители севера

1

  1. Образ домашних животных

1

  1. Весёлый зоопарк

1

  1. Божья коровка, улети на небо

1

5.            Чебурашка

1

7.Цветы, ягоды

  1. Подсолнух

1

  1. Созрели ягоды

1

  1. Летний дождь (радуга)

2

          4.        Летнее настроение

2

Итого часов :

36

3.Содержание  изучаемого курса 

3.1.Содержание  учебного тематического плана для детей 6-7 лет

Совершенствование знаний в ранее изучаемых видах пластилинографии (прямая и контурная) , а так же знакомство с :

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной  поверхности с помощью шариков из пластилина  или шарикового пластилина.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на  горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной  поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

4. Методическое обеспечение программы

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • контроль и самоконтроль;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • рассказ;
  • беседа;

Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога.

Для реализации программы необходимы методические пособия и наглядный материал:

  • - специальная литература;
  • - иллюстрации, фотографии;
  • - дидактический и наглядный материал;
  • - предметы искусства ;
  • - образцы практических работ;
  • - журналы, книги, фотографии.

Условия реализации программы:

  • Занятия проводятся в изостудии;
  • В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья,
  • Методическая литература;
  • Библиотека с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом;
  • Мини – галерея картин пластилинографии.

  1. Библиографический список

5.1. Список рекомендованной литературы для педагога:

1. Горяева Н.А.  «Маленький художник 6 -7 лет». -М.:»Просвещение»2011г.

2. Давыдова Г. Н.«Детский дизайн. Пластилинография».-М.: «Издательство «Скрипторий , 2015»

3. Давыдова Г.Н. "Пластилинография. Анималистическая живопись".-М.: Издательство "Скрипторий, , 2015»        

4. Давыдова Г.Н. "Пластилинография. Цветочные мотивы".-М.: Издательство "Скрипторий, 2015г."  

5. Лыкова И.А.  «Учебно- методическое пособие. Ловись, рыбка! Детское художественное творчество». -М.: ООО Издательский дом  «Цветной мир» 2012г.  

6. Лыкова И.А.  «Учебно- методическое пособие. Цветные пёрышки». -М.: ООО Издательский дом  «Цветной мир» 2014г.  

7. Лыкова И.А.  «Учебно- методическое пособие. Старинные изразцы». -М.: ООО Издательский дом  «Цветной мир» 2014г.  

8. Петрова О. «Пластилиновые человечки. Серия «Весёлый мастер – класс».- ООО «АСТ – Пресс книга».2013г.

9. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» - Издательство " АСТ ",2006»

10. Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать. Рисование, аппликация, лепка» ».-М.: «Издательство «Вентана- Граф»2015»

  1. Список рекомендованной литературы для родителей:

1.Лыкова И.А.  «Пластилиновое лето». -М.: ООО «Праймс» 2011г.  

2.Лыкова И.А.  «Учебно- методическое пособие.Азбука самоделок. Мастерилка». -М.: ООО Издательский дом  «Карапуз» 2011г.  

3. Новацкая М.  «Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми». -СПб.: «Питер»2014г.

4. Петрова О. «Пластилиновый театр. Серия «Весёлый мастер – класс».- ООО «АСТ – Пресс книга».2013г.

5. Петрова О. «Пластилиновые человечки. Серия «Весёлый мастер – класс».- ООО «АСТ – Пресс книга».2013г.

6. Петрова О. «Пластилиновые картины. Серия «Весёлый мастер – класс».- ООО «АСТ – Пресс книга».2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...