Дидактические игры на развитие дыхания.
консультация (старшая группа)

Шевлюга Оксана Григорьевна

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyh_igrymicrosoft_word.docx13.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Дидактические игры на развитие дыхания.

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

 Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании  детей выявляется, что более чем у половины нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин 2,3 степеней).

Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того,

правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

 Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

       Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

         Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий.

Польза дыхательных упражнений для неокрепшей, несформированной дыхательной сиситемы дошкольника. Влияние данных упражнений на общее состояние ребенка. Примеры дыхательных упражнений с фотографиями дид...

Дидактические игры для развития речевого дыхания, подвижности мышц губ и языка.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бомотание, лепет).  Такие движение и являются пе...

Дидактические игры на развитие речевого дыхания

Буклеты: Дидактические игры на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика на укрепление иммунитета....

Дидактическое пособие игра на развития дыхания "Времена года"

Дидактическое пособие игра на развития дыхания "Времена года"...

дидактические игры на развитие дыхание

quot;Дидактические игры на развитие дыхание"...

Дидактическая игра для развития речевого дыхания "Карусель"

Цель игры: сформировать у ребёнка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох. Материал: деревянная основа, далее идёт матча на который расположен картонный цветок по краям...

Дидактические игры на развитие речевого дыхания

Дидактические игры на развитие речевого дыхания необходимы для детей младшего дошкольного возраста, так как  речевое дыхание не совершенно у детей данного возраста.Правильное речевое дыхание -...