искусство проект рабочей программы
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Третьякова Елена Владимировна

Потребность в красоте и доброте ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить взрослых, умением видеть окружающий мир.

Как важно, чтобы ребенок умел воспринимать красоту и это восприятие сохранилось на всю жизнь. Задача взрослого научить его видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является изобразительное искусство. Роль искусства важна в становлении личности ребенка. Оно формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_proekt_rabochey_programmy.docx76.77 КБ

Предварительный просмотр:

г. Горняк, Локтевский район, МБДОУ «Детский сад «Сказка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

РАЗРАБОТЧИК: ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ТРЕТЬЯКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА


Пояснительная записка

Потребность в красоте и доброте ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить взрослых, умением видеть окружающий мир.

Как важно, чтобы ребенок умел воспринимать красоту и это восприятие сохранилось на всю жизнь. Задача взрослого научить его видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является изобразительное искусство. Роль искусства важна в становлении личности ребенка. Оно формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ. Знакомя детей с жанровыми произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности( в семье, на строительстве, в поле, на фабрике и т. д.). Раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства.

При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину этой теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Воспитатель подчеркивает, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов.

Любое произведение искусства строится по определенным, логическим представлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника (о чем написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

Особое место живопись занимает и в развитии речи. Ведь речь ребенка – показатель того, насколько он понял содержание произведения.

На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей, а также специфические изобразительные термины – холодный и теплый тон, светотени, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов; слова, связанные с композиционным построением картины, - план картины, построение в круг, в треугольник, линия, движение. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: тепло-холодность, колорит, динамика, изображение стилизованное, обобщенное.

С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь ( она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника, внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА. Искусство формирует первоначальные основы мировоззрения. Способствует воспитанию различных чувств. Так,  при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к  различным  видам деятельности человека, отношениям его  в процессе труда, к ценностям, которые создает народ, художественному творчеству.

Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенным художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Так закладывается основа представлений о нравственно – эстетическом идеале.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Учить старших дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью – значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.

Из различных живописных жанров дети отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Большой интерес вызывают произведения о труде взрослых, а также полотна, посвященные героической тематике, и те картины, содержание которых напоминает детям иллюстрированное литературное произведение, прочитанное им воспитателем на занятии или родителями дома.

ЗАДАЧИ.

Побуждать детей к самостоятельному рассматриванию картин, учить различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства, формировать умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма), чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, развивать эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Планирование занятий по кружковой работе по ознакомлению детей подготовительной группы с искусством.

«Знакомство детей с искусством».  Руководитель: Третьякова Е. В.

Тема занятий

Программное содержание и ход занятия

Сентябрь

  1. «Азбука композиции».

Цель: дать детям понятие о композиции. Познакомить с правилами расположения рисунка на листе. Учить создавать композицию из форм, взятых с натуры (предметы быта, посуда, фигурки животных, людей).

Ход:

Вопросы: что называется композицией у художников? Прежде чем начать рисовать, над чем необходимо подумать? (как лучше расположить рисунок, скомпоновать его на листе бумаги). Показать таблицы с неправильным композиционным построением.

Советы: размещаем свой рисунок так, чтобы зритель понял, что главное в картине. Рисунку не должно быть тесно на листе, он не должен упираться в край. Если  предмет узкий и высокий, лист лучше располагать вертикально ( не будет оставаться много пустого места на бумаге) ; если предмет невысокий и широкий, то его лучше рисовать на листе, вытянутом в ширину.

Игра « Компановка пятна на плоскости».

Цель: определить пропорциональные соотношения между пространством листа и размером фигуры, выяснить впечатление, производимое каждым из вариантов.

Игра « Азбука композиции».

2.Рассматривание репродукции картины А. И. Куинджи « Березовая роща».

Цель: формировать представление детей о пейзажной живописи. Учить понимать основную мысль произведения, внимательно рассматривать пейзаж, выделять средства выразительности ( композиция, перспектива, сочетание красок и их тонкий переход, колорит). Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе. Активизировать словарь: сказочная светлость, звонкость тонов палитры; светлая, сияющая бирюза небес, солнечно – зеленая трава; гармоничное сочетание; изумрудно – бархатные стволы деревьев; белоствольная роща тихо – тихо звенит.

Ход: рассказ о художнике; самостоятельное рассматривание картины детьми; искусствоведческий рассказ воспитателя; вопросы к детям ( с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения выделять средства выразительности, используемые художником) : 1.Что изображено на картине? 2. Где расположены изображенные на картине предметы? (композиционное построение). 3.Композиционный центр ( что самое главное в картине). 4. Как это изобразил художник?(художественные средства выразительности). 5. Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза? Что этим хотел сказать художник? 6. Какое настроение передал художник? 7. Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? Как это художнику удалось сделать? 8. О чем вы думаете или вспоминаете, когда смотрите на эту картину?

Предварительная работа: беседа с детьми о символе русской природы – березке. Выучить стихотворения, послушать русские народные песни. В свободное время предложить нарисовать березку (белоствольную, стройную, кудрявую, нежную, молодую).

  1. «Поляна цветов». Три основных цвета.

Цель: закрепить знания детей о трех «основных» цветах и познакомить с «составными» цветами. Дать понятие о колорите (может быть ярким, тусклым, холодным, теплым). Учить из основных цветов получать составные.

Предварительная работа: рассматривание букетов живых цветов ярко выраженных оттенков. Выявление в окружающей действительности основных и составных цветов, наблюдение за красотой цветовых сочетаний.

Работа детей.

Последовательность работы: сначала весь лист заполняется крупными пятнами основных цветов – красным, желтым, синим, а затем некоторые из этих пятен перекрываются другими основными цветами. На желтом пятне в одном месте композиции красным цветом изобразим гвоздику (она получится оранжевой), в другом на этот же желтый наложим синий и, превратим его в зеленый, сделаем листву. Или красное пятно смешаем с синим и такое же красное пятно сверху перекроем желтым и т. д. На палитре смешивать краски предварительно не нужно. Цветы изображаются ковром, поляной. Ни стола,  ни вазы изображать не надо, а прорисовку отдельных цветочков делать минимально. Работать широкими движениями. На рисунке должны присутствовать все шесть цветов. Работать гуашью.

4. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.

Цель: развивать представление детей о теплых и холодных цветах, их контрастах. Обогащать опыт детей владения цветом и цветовыми сочетаниями.

Ход: рассказывание сказки о двух девочках – подружках: девочке-Весне и девочке - Снегурочке. Опыты по составлению холодных и теплых цветов (раскрытие секретов двух красок, их влиянии друг на друга, взаимосвязь, спор красок – как назвать зеленый цвет).

Демонстрация  пособий (примерные варианты)

  1. Солнце лучами пронизывает каждый цвет, от чего цвета превращаются в теплые.
  2. Девочка - Снегурочка (Весна, Снежная королева и т. д.) в окружении цветов соответствующей гаммы или Снегурочка ( Весна), превращая цвета в холодные ( теплые). Различные композиционные сочетания теплых и холодных цветов с доминантой желтого в одном случае и синего в другом.

Работа детей:

Дети рисуют ковер из цветных лоскутков, который составляют вместе Снегурочка и Весна. Работа строится на контрасте теплых и холодных цветов, переданных большими мазками (крупными кистями) и расположенных рядом для большей эмоциональной выразительности и звучания.

Предварительная работа: подумать, где еще в природе встречается борьба теплых и холодных цветов. В каком  времени года цветовая гамма преобладает, в каком времени года больше выражен контраст теплого и холодного цветов.

Активизация словаря: солнечный, радостный, счастливый, веселый; холодный цвет: тревожный, загадочный, таинственный, грустный, печальный..

Октябрь

1.Изображение контрастных состояний природы.

Цель: дать понятие детям о том, что изображая природу, художники всегда выражают свое настроение, свое восприятие (свое отношение к жизни), а зрители понимают это настроение потому, что, глядя на изображение, начинают испытывать подобные чувства. Учить детей изображать контрастные состояния природы: море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное. Закреплять представления о различных цветовых гаммах, соответствующих тому или иному настроению. Учить работать разными по характеру мазками, насыщенным цветом, передавать настроение моря цветовыми сочетаниями, а не отдельным локальным цветом (солнце отражается в море, на холодном фоне штормящего моря заиграет пена, голубое небо отразиться в спокойной водной глади). Дать понятие о морском пейзаже. Познакомить с волшебной силой белой и черной краски (будучи бесцветными они способны сильно изменить характер цвета).

Активизация словаря: характер мазков:  спокойный, нежный, резкий, грубый, мощный, бурный, тихий, грустный, легкий, воздушный, тяжелый, загадочный.

Предварительная работа: подобрать стихотворение, в котором описан пейзаж в определенном состоянии (бурный, тихий, спокойный, грустный). Посмотреть в иллюстрациях к детским книжкам, альбомах, книгах по искусству, как изображены разные состояния природы. Рассматривание репродукций:  И. Левитан «Березовая роща», А. Куинджи « Ночь над Днепром», «Днепр утром», «Березовая роща», Ф. Васильев « Мокрый луг», В. Ван-Гог « Море в Сент-Мари», И. Айвазовский «Девятый вал», « Гроза», «Штиль». Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Окиян-сине море», «Шехерезада», начало симфонической поэмы М. Чюрлениса « Море», Ф. Лист «Начало бури», А. Вивальди «Времена года». Чтение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

  1. Пейзаж. Его особенности.

Цель: дать понятие детям о пейзаже, особенностях композиции этого жанра, видах пейзажа, научить последовательности рисования пейзажа, познакомить с его законами (линейная, воздушная перспектива).

Ход: вопросы 1)Что такое пейзаж? (понятие). Виды пейзажа (городской, сельский, парковый, индустриальный, маринистика).

2 )Особенности композиции пейзажа: что отражается на полотне, какое место занимает первый план (помогает раскрыть идею произведения, замысел художника). Соотношение размеров земли и неба на полотне, их цветовое отношение, которое создает гармонию колорита (при низком горизонте пейзаж кажется величественным, при высоком создается ощущение простора). В композиции пейзажа все художественные образы находятся в равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света.

  1. Как рисовать пейзаж.

Рисование пейзажа начинается с выбора уголка природы, который бы вы хотели изобразить в своей картине.

Рисуют пейзаж обычно с натуры. Но есть один способ, который позволяет это делать и дома - рисование этюдов. (Этюд – зарисовка отдельных фрагментов будущей картины, которые позволяют вспомнить весь пейзаж в целом).

Рисование начинается с наброска карандашом.

Делим плоскость бумаги на две части: небо и землю. Это линия – линия горизонта.

В рисовании пейзажа есть два основных закона: линейная и воздушная перспектива (с латинского « ясно вижу»).

Смотря куда – либо, мы видим, что удаленные предметы (дома, деревья) кажутся маленькими, а ближние -  большими. Поэтому, рисуя пейзаж, на переднем плане даем крупное изображение предметов, а на заднем – мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.

Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы. На переднем плане предметы прорисовываются четко, со всеми мелкими деталями, а на заднем – расплывчато (видны лишь силуэты). Это могут быть цветовые мазки, обозначающие предметы. При рисовании переднего плана используется более яркие, контрастные цвета. При рисовании заднего плана цвет становится тусклее. Это достигается разбавлением краски водой, если это акварель, или белилами, если это гуашь.

Предварительная работа: экскурсия в парк, сквер. Рассматривание деревьев, кустарников, травы, листьев, цветов и т.д., зарисовки с натуры. Наблюдение за настроением неба. Настроение неба зависит от погоды, от времени суток, от времени года. В яркую солнечную погоду небо всегда ровное: голубое, чуть подует ветерок – на небе появляются белые пушистые облака. А когда печальная, пасмурная погода, небо становится серым и начинает плакать. Странным бывает небо в грозу, когда огромные всклоченные тучи сражаются, сверкая молниями, как саблями.

Игра «Придумай название плывущим облакам» (головы великанов, ведьм, пушистые зайцы, белые барашки и т.д.).

Д/Игра « Из чего состоит пейзаж» ( закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету. Материал: цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озер и т. д., отражающих сезонные изменения в природе).

Д/Игра «Жанры живописи» (закрепить знания об изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж).

 

3.Рассматривание  и сравнение репродукций картин художников И. И. Левитана «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень».

Цель: продолжать формировать представления детей о пейзажной живописи. Учить выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходства и различия в манере исполнения, использования выразительных средств, в содержании. Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умении выделить цвет и его оттенки. Закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображения на картине. Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

Ход: 1) краткий рассказ о художнике – пейзажисте И.С Остроухове. 2) показ картины «Золотая осень». Вопросы: как вы думаете, какой период осени изобразил художник? Можно ли сказать, в каком месяце была написана эта картина? Почему вы так думаете? Где побывал художник, чтобы изобразить эту картину? Почему художнику захотелось нарисовать именно это место? Какое состояние осенней природы отразил художник? Что еще говорит о покое и тишине? Какие краски использовал художник для своей картины? Каких красок больше? Как бы вы назвали картину?

3)Предложить детям рассмотреть картину художника И.И Левитана «Золотая осень». Сравнить две картины.

Вопросы: Какой период осени изобразил Левитан  на этой картине? Одинаковые ли краски использовали оба художника? Можно ли определить в картинах, какое время дня изобразили художники? Как вы это определили? Одинаково ли изображенное состояние природы? Как отразили художники в своих картинах состояние природы? В каком из двух уголков природы, изображенных этими художниками, вы бы хотели побывать? Почему?

4)Слушание произведения П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».

5)Предложить детям внимательно посмотреть на картины и подумать, какое стихотворение хорошо передает содержание картин.

6) Спросить детей, что они могут сказать об осени, осенних деревьях, небе и т.д. что общего в природе, изображенной на картинах, и той, что они наблюдали на прогулке и экскурсии. Выяснить, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить если бы были художниками. Как его изобразили бы, какими красками?

Предварительная работа: экскурсия в парк, беседа об осени, чтение произведений (Соколов – Микитов «Листопадничек», А. Твардовский « Лес осенью», А.Н. Майков «Осень»- отрывок. Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осеннего пейзажа. Пение песен, загадывание загадок. Рисование на тему «Золотая осень».

4. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цель: напомнить детям о том, что искусство имеет свой язык. Цветом, линией объемом, силуэтом, украшением оно разговаривает со зрителем о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Познакомить с таким понятием, как ритм – еще одним средством выразительности.

Ход: 1)что такое ритм?(в музыке – повторяемость, чередование музыкальных звуков; в поэзии – чередование ударных слогов; в изобразительном искусстве – чередование цветовых пятен, какого – либо элемента, линии, формы и т. д.).

2) На примере понятия   «темпа» в музыке дать понятия ритма в искусстве.

Существует несколько основных темпов – медленные, умеренные и быстрые.

Детям предлагается послушать музыкальное произведение (марш) и хлопками повторить его ритмический рисунок, затем предлагаются следующие ритмические композиции в разных темпах, которые можно передать на металлофоне, погремушке, барабане:

- ритм с ярко выраженным построением элементов

- ритм четко выраженный, но с неожиданной паузой

- ритм хаотичный (беспорядочный), без четко выраженного построения элементов

3) вопросы к детям после прослушивания каждого ритма: какое настроение создается этим ритмом ? Что о нем можно сказать?

Возможные ответы: 1)ритм четкий, равномерный, передает стройность, порядок. 2)ритм торжественный, но вдруг пауза, которая вносит напряжение. Затем вновь ритм звучит как и прежде. В этом случае ритм нарушается, как будто что-то случилось. 3) ритм беспорядочный, неожиданный, взволнованный. Создает впечатление беспокойства, испуга, внезапного замешательства.

4)Воспитатель демонстрирует на доске варианты ритмов.

5)Секреты художественной выразительности и композиционного движения:

Если силуэт летящей птицы расположен ближе к левому краю доски, а силуэт другой – к правому (обе птицы летят слева направо), то создается ощущение, что правая птица летит быстрее, так как она уже долетела до края, а второй предстоит еще лететь весь путь. Если одна птица расположена у верхней части листа, высоко, а другая у нижней, ближе к земле, то кажется, что вторая птица тяжелее, как будто край плоскости ее притягивает, она не может оторваться от земли.

Работа детей.

Составление различных ритмических композиций(птицы слетаются на корм, разлетаются в тревоге от опасности, птицы летят тяжело, летят легко, торжественно.

Ноябрь

1.Пейзаж. Созвучие с музыкой и поэзией.

Цель: продолжать знакомить детей с особенностями пейзажной живописи. Раскрыть связь пейзажа с поэзией и музыкой. Дать понятие: лирический, романтический, драматический пейзажи. Воспитывать любовь к природе, Родине.

Ход:

1)пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией.  К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение. Картине «Голубая весна» В.Н.Бакшеева созвучна мелодия П.И. Чайковского «Весна» или Н. А. Римского-Корсакова «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»; когда любуемся полотном А.А. Пластова «Первый снег», невольно вспоминается музыка С.С.Прокопьева «Утро». Восприятие картины И.И. Левитана»Золотая осень» можно  мысленно сопровождать стихотворными строками А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»…

2)созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический.

Лирический – отражает красоту природы, вызывает определенные переживания: чувства грусти или радости, любви к Родине.

Романтический – вызывает чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциирует с чувствами человека.(Айвазовский «Девятый вал» передает тревогу , душевное смятение, беспомощность человека перед природной стихией).

В драматическом пейзаже  все изменчиво, напряжено, предвещает бурю, грозу. Такое  полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства (К.Е.Маковский «Дети, бегущие от грозы»).

Работа детей

Практическая работа – передай свое настроение от услышанной музыки красками.

2. Рассказывание по картинам И.Айвазовского.

Цель: продолжать развивать связную, образную речь детей в процессе обучения рассказыванию по морским пейзажам, побуждать их описывать свои впечатления, обосновывая выбор картины.

Ход:

Для рассматривания предлагают картины И.Айвазовского:  «Неополитанский залив. Утро», «Тихое море», «Буря на Ледовитом океане», «Среди волн», «Кораблекрушение», «Прибой у крымских берегов», «Берег моря ночью».

  1. Дети  рассказывают о собственных «морских» впечатлениях. Вопросы : какое море?(волнистое, ласковое, доброе, поющее, светлое, черное, бурлящее, спокойное, бурное….).
  2. Рассказывание детей о понравившихся картинах.

(И.Айвазовский  рисовал море  в разное время года, в разное время дня, в разном состоянии и при разной погоде. На всех его картинах море живое и…любимое. Внимательно рассмотрите картины художника и выберите одну, которая вам больше всего понравилась. Расскажите о ней , почему выбрали, какие чувства она в вас вызвала и как бы вы ее назвали. Можно прочитать отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «как хорошо ты море ночное» и т.д.

3)После рассказов 2-3 детей проводится их сравнительный анализ. Отмечается полнота, выразительность, связность, последовательность рассказов, соответствие предложенного детьми названия теме картины, отмечаются творческие удачи.

4)Рассказ воспитателя.

И.Айвазовский любил рисовать море, уютные тихие гавани, безграничные дали, огненные закаты, отражение луны в волнах, стремительно несущиеся по небу тучи, неистовые морские штормы…Он стремился передать изменчивость моря и неба во всем  их многообразии, необычный эффект лунного света, догорающую вечернюю зарю, восходящее солнце, заливающее золотисто – розовыми лучами нежно-голубую гладь моря, полный очарования морской пейзаж. Автор предпочитал чистые, прозрачные тона – от голубого и ярко- зеленого до нежно-палевого. Они переливаются, передавая живую красоту природы, создавая эмоционально насыщенный образ.

  1. Особенности композиции. Контраст – нюанс.

Цель: дать понятие контраста – нюанса, для чего используют в композиции. (Композиция, в которой наиболее ярко выражено различие между фигурами (объемами) по форме, тону, цвету и другим изобразительным качествам, построена на контрастных отношениях. Используется контраст, как правило, для передачи противоположных начал: жары и холода, активного движения и  неподвижности, твердости и мягкости, веселья и грусти…

Нюанс противоположен контрасту. Здесь различия по всем показателям менее выражено, наоборот, все отношения смягчаются. Если  с помощью контраста передаем остро выразительный сюжет в состоянии природы – гроза, шторм, или  - настроении человека – гнев, радость, печаль; то нюанс подразумевает едва уловимые оттенки: в природе – туман, сумерки; в настроении человека – меланхолия, грусть, раздумья).

Работа детей

Задание:  составить композицию из фигур с резким различием по форме, цвету, тону, фактуре. Усложнение – правая сторона контрастна левой, или верхняя часть контрастна нижней..

Средства выразительности: теплый цвет на холодном, волнистая линия рядом с прямой (впечатление  движения); квадрат, треугольник, прямоугольник рядом с округлыми формами приобретают более острый характер.  Маленькая фигурка на фоне грандиозного здания, дремучего леса создает чувства величия, таинственности, а может быть удивления или страха.

Практическая работа:

Рисование детьми  «Ночного города», «Туманного города».

  1. «Занимательное рисование».

Цель: закрепить полученные знания о законах, секретах, средствах выразительности изобразительного искусства с помощью игр.

Д/Игра «Перспектива». Цель – закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Д/игра «Найди линию горизонта». Цель – учить детей в рисунке выделять линию горизонта, видеть передний и задний план, находить  композиционный центр. Развивать внимание, наблюдательность.

Д/Игра «На композиционное построение». Цель – учить детей создавать композиционные  зарисовки с помощью сюжетных форм. Закреплять умение удерживать равновесие в пространстве листа. Развивать чувство меры, художественного вкуса.

Д/Игра «Жанр -  пейзаж». Цель – закрепить знания детей о пейзаже, его видах, признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснять свой выбор.

Декабрь

  1. «Симметрия – асимметрия».

Цель: познакомить детей с еще одной особенностью композиционного построения – симметрией и асимметрией. Учить различать эти построения в окружающей природе, предметах быта, живописи. Познакомить  с особенностями этих композиционных построений и тем впечатлением, которое они создают.

Ход:

1)Что такое симметрия? (одинаковые по форме, тону, цвету, левые» и правые стороны, где более выражено равновесие).

2) Симметрия в природе, в творениях человеческих рук (произведения искусства, архитектура, техника, предметы быта).

Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, в том  числе в картине В. Васнецова «Богатыри».

3)Особенности симметрии и асимметрии.

Симметричная композиция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, передает чувство уравновешенности.

Асимметричной ближе ощущение движения, беспокойства. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковы. Но главная задача остается прежней – сохранение равновесия путем подбора и расположения элементов в пространстве картины и в определенных пропорциях по форме, тону, цвету. Равновесие достигается и с изменением пространственных пауз между фигурами.

Работа детей

Задание: передать в рисунке простым карандашом состояние покоя, устойчивости – симметрии форм или нескольких фигур.

Д/Игра «Симметричные предметы». Цель – дать детям понятие «симметричность предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности (ваза, кувшин) и асимметрии, сложив неправильно части предметов.

  1. Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».

 Цель: продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства, а именно со сказочно – былинным жанром. Закреплять знания о симметричной композиции. Продолжать учить отвечать на вопросы связно и последовательно; описывать внешность человека, пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Ход:

1)Дать понятие  сказочно – былинного жанра.

2)Предложить детям подобрать синонимы к словам: богатырь (силач, воин, борец; смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, безбоязненный, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка); смельчак (храбрый, орел, герой, рыцарь без страха и упрека); сильный (могучий, богатырский).

Сравнения: смелый  как…., храбрый  как…., могучий как…, сильный как…. и. т. д.

3)рассматривание картины под музыку М. Мусоргского «Рассвет на Москве – реке».(из оперы «Хаванщина»).

Тут все богатыри все святорусские,

Садились они на добрых коней

И поехали раздольецем чистым полем…

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак Илья Муромец –

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским, рядом с ними стал…

4)Вопросы:

-Кто изображен на картине? (богатыри русские)

-Кто назовет их по имени? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

-Какими изображены богатыри? (лица, одежда, оружие).

-Какие кони под ними и чем они украшены? (о каждом богатыре отдельно)

-Каковы отношения между богатырями?

- Какая природа окружает богатырей?

- Что делают в поле богатыри?

-Какой богатырь вам больше нравится? Чем?

-Чем понравилась картина?

5)рассказ по картине воспитателя.

Работа детей.

Задание: дома нарисовать портрет сказочного героя, обратить особое внимание на передачу его внутреннего состояния.

3.Игры – эксперименты с цветом.

Цель: учить детей видеть разнообразие цветов, замечать их особенности: взаимодействие друг с другом, влияние друг на друга. Познакомить  с особенностями каждого из основных цветов. Развивать вкус, чувство гармонии.

Ход:

1)Д/Игра «Красный, синий, желтый». Цель – выяснить особенности каждого из основных  цветов, взаимодействие друг с другом, влияние друг на друга.

2) Что такое колорит? ( характер взаимосвязи всех цветов, цветовой строй).

Нейтральный, контрастный, гармоничный колорит.

Желто – зеленое сочетание называется нейтральным. В нейтральных сочетаниях трудно отличить цвета, т.к. они растворяются друг в друге. Красно – синее – контрастным. В контрастных каждый цвет сохраняет свои особенности, и они легко накладываются один на другой, не поглощая друг друга. Оранжево – синее сочетание называется гармоничным. Гармоничные цветовые  сочетания взаимодополняют друг друга.

3)Правило цветов: холодные цвета делают соседние более теплыми, а теплые -  более холодными. Холодные цвета на нейтральном  - сером фоне вызывают контраст сильнее, чем теплые тона, а потому теплыми оттенками гораздо легче достич гармонии, чем холодными.

Работа детей.

Эксперименты с цветом.

4.Рассматривание репродукции картины В.Г. Перова «Тройка».

Цель: познакомить детей с бытовым жанром. Творчеством В.Г. Перова. Развивать интерес к изобразительному искусству. Воспитывать желание посещать музеи.

Активизация словаря: картины, рисуют, пишут, мастеровые, вьюга.

Ход:

1)Вступительная беседа. Детям предлагается вспомнить фамилии известных  им художников. Какие картины писал В.М. Васнецов? Чем  отличаются его картины от картин других художников?

Познакомить с бытовым жанром на примере картины В.Г. Перова «Тройка».

2)Краткий рассказ  о художнике. Демонстрация картины «Спящие дети».

Вопросы: Какие это дети – богатые или бедные? Почему вы так думаете ? (дети бедные, обездоленные, нищие, у них нет дома, нет постели, нет игрушек. Они просят у прохожих кусочек хлеба, чтобы хоть немного уталить голод) . Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? С помощью чего художнику удалось показать нищету, страдание?

3)Рассматривание репродукции картины о трудном детстве «Тройка».

Вопросы: как вы думаете, богатые или бедные дети здесь изображены? Почему вы так решили? Рассмотрите их одежду. Что можно сказать о ней ? ( изорванная, убогая, с чужого плеча). Что тянут дети? В какое время года происходит  действие? Как вы догадались? Что можно сказать о погоде? Какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Что вам хочется сделать? С какими произведениями Перова вы познакомились? Какая картина понравилась больше и почему?

Дополнения воспитателя.

Перов изобразил холодный зимний вечер. Метет. Редкие прохожие бегут скорее домой. И только трое оборванных , обездоленных ребятишек тянут салазки с огромной бочкой, наполненной водой. Это дети – мастеровые, так называли детей, отданных в ученье (шить обувь, ткать и красить материю и др.) Мастера обычно заставляли детей делать тяжелую работу. Вот и этот  послал в такой холодный и ветреный день привезти бочку воды. Как треплет безжалостный ветер детские лохмотья. А дети ничего не замечают. Им так тяжело! Прохожий сжалился и помог, подтолкнул бочку, но и он сейчас уйдет. Посмотрите на крайнего мальчика. Он согнулся и, кажется, сейчас упадет. Длинный рукав порванного пиджака путается под ногами. Девочка решительно идет  вперед. Ей хочется скорее согреться. Мальчик  посередине изо всех сил тянет проклятую бочку… Какие страдальческие у него глаза! Открытый рот со щербатыми зубами, такой измученный. Этого мальчика Васеньку Перов встретил на дороге. Он вместе с мамой шел в церковь. У них все умерли и они остались одни. Перов попросил, чтобы мама разрешила написать сына на картине. Мама боялась, но художник  рассказал ей, что он и с богатых людей пишет картины и ничего с ними не случается. Мама разрешила. Перов написал картину, ее купил П.М. Третьяков для галереи. Через 4 года пришла к Перову старая измученная женщина. Это  была мать Васеньки. Она заплакала и сказала, что сын ее заболел и умер и она хочет забрать себе картину, где есть Васенька. Но картину купил Третьяков. Василий Григорьевич повел ее в галерею. Она опустилась перед картиной на колени и заплакала. Перов написал для нее отдельный портрет Васеньки на память. Ведь тогда еще не было фотографий.

Январь

  1. «Сказочный город».

Цель: дать понятие детям о том, как конструкция здания, его силуэт могут выражать отношение людей к жизни, напрямую зависят от того, с какой целью и для кого оно построено. Учить создавать  сказочный город. Каждое здание  в нем должно иметь свой образ. Учить формой  и украшением передавать различные чувства, замыслы, желания. Провести ассоциацию геометрических форм (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат) с человеческим характером.

Ход:

1)Как художник разговаривает со зрителем(выразительными средствами: цветом, линией, характером украшений, формой, силуэтом предметов)

2)Дается  образная характеристика геометрических форм (плавная, нежная, добрая, а какая резкая, колючая, злая).Характеристики форм даются в сравнении, а не изолированно друг от друга.

3)Рассматривание композиций архитектурных построек.

Вывод: здания могут быть радостными, грустными, торжественными, настороженными, мужественными, мрачными, музыкальными и т. д. Любое здание имеет свой образ. Конструкция здания, его силуэт могут выражать отношение людей к жизни, напрямую зависят от того, с какой целью и для кого оно построено.

4)Какой дом хотели бы вы построить для Царевны – Лебеди ?(высокий терем, легкой ,изящной формы, похожий на храм с большими вытянутыми окнами, в нем царевне должно быть просторно и радостно!) Для Бабы – Яги ?(корявая, страшная, неуклюжая, покосившаяся избушка, с низкими маленькими окошками). Для воина ?(мужественная, крепко стоящая на земле постройка: невысокое, с мощными стенами, но просторное , торжественное, четкого силуэта сооружение).

Отличительной чертой всех сооружений прежде всего является их конструкция, пропорции, силуэт. Другой особенностью становится декоративное оформление построек, их цветовое решение, наличие дополнительных, подчеркивающих образ сооружения элементов и т.д.

Работа детей.

Выполнить  определенный образ города(улицы) – он может быть  добрым или, наоборот, страшным, злым.

Дети могут создать фантастический город для различных сказочных героев (Снегурочка, Царевна – Лебедь, фея, Баба-Яга, добрый молодец, Кащей и др.).

  1. «Любимые книжки».

Цель: дать понятие детям, что книга – это предмет искусства. Учить видеть различия в выразительности решения оформления иллюстрации одного и того же произведения разными художниками. Обратить внимание на единый характер иллюстраций в каждой книжке, на роль обложки, ее отличие  от иллюстраций в тексте. Закреплять знания о том, что цветом, рисунком выражается настроение, отношение художника к событию или герою. Упражнять в рисовании линий разного характера.

Ход:

1)Показ иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, иллюстрированной Т. Мавриной, В. Конашевичем. И. Бруни, Г. Юфа).

2)Какими средствами пользовался художник для того, чтобы создать свои образы, свое видение мира?

Манеры исполнения у художников различны: у одного более реалистична, натуральна, у другого – более фантастическая, сказочная. Но каждый раскрыл содержание книги. От  общего художественного замысла зависят и те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные, и черно-белые иллюстрации, и большие – во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста, на полях. В одних иллюстрациях главное – яркое цветовое пятно, в других – линия. Для сравнительного анализа можно предложить иллюстрации к сказкам и рассказам о животных Т. Мавриной, Ю. Васнецова и Е. Чарушина.

3)Что обозначает слово «иллюстрация»? Как художник создает иллюстрацию?

Работа детей.

Проиллюстрировать эпизод к знакомой сказке («Гуси-Лебеди», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»).

Предварительная работа:

Предложить выбрать книги, которые больше всего нравятся, постараться объяснить, почему, подумать, какие средства выразительности применил художник при создании  иллюстраций к этой книге.

3. Рассматривание  репродукции К. Коровина «Зимой».

Цель: учить понимать основную мысль произведения художника. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств(Композиция, перспектива, колорит и т.д.). Продолжать развивать связную речь, умение подбирать красивые слова, эпитеты. Закрепить понятие лирический пейзаж. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Предварительная работа:

Рассматривание деревьев на участке д/с. , экскурсия в сквер. Чтение стихотворений, рассказов о зиме.

Ход:

1)Небольшой рассказ о художнике.

2)рассматривание репродукции детьми

Вопросы: (если дети испытывают затруднения при рассматривании, можно использовать рассказ воспитателя)

-какой жанр картины перед нами? (лирический деревенский пейзаж).

- какое время года на картине? Почему думаете так? Расскажите.

- где расположены изображенные на картине предметы, животные и т.д., что самое главное в картине? Как это изобразил художник?

- что  самое яркое, сразу бросается в глаза?

-что этим хотел сказать художник?

- какое сочетание красок в картине?

-какое настроение вызывает картина?

-отчего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной?

-о чем думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

3)Игра «Экскурсовод». Цель – учить детей составлять небольшие рассказы по картине(согласно предложенному плану), задавать интересные вопросы по картине. Правила: значком »Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине, а также  верно ответивший  на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».

4. Художник и костюм. Будем художниками – модельерами: нарисуем русский народный костюм.

Цель: познакомить детей с работой художников-модельеров. Учить самим создавать модели русских народных костюмов, пользуясь образцами. Воспитывать национальную гордость, любовь к народному творчеству.

Предварительная работа:

Рассматривание журналов мод, рисунков с изображением народных костюмов, рисование нарядов для кукол.

Ход:

1)Природа является учителем художника, она его вдохновляет (рассматривание через эпидиаскоп паутинки, капли росы, снежинки, инея, крыльев насекомых, веточек растений, листьев, цветов).

2)Природные мотивы используются в тканях, кружевах. (вспомнить народные росписи – Городец, Хохлома, Гжель).

3)Какие  природные элементы взяли бы вы, для украшения платья, сарафана, рубахи?

4)Рассмотреть предложенные образцы. Выделить элементы украшения, форму, цвет.

Работа детей.

Создание народного костюма. Можно по желанию использовать плоскую куклу-манекен.

В конце занятия – выставка моделей.

Февраль

1. Рассматривание репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цель: познакомить  детей с картиной художника И.Э. Грабаря. Продолжать формировать  представления о пейзажной  живописи, учить эмоционально откликаться на нее, выделять средства выразительности: колорит, композицию, линию и средства, с помощью которых художник передает настроение. Учить использовать в рассказах по картине поэтические выражения. Воспитывать интерес к пейзажной живописи.

Активизировать в речи эпитеты и сравнения.

Предварительная работа:

Рассматривание деревьев на участке детского сада зимой, экскурсия в сквер. Чтение рассказов, стихов о зиме.

Ход:

1)Предложить детям для рассматривания картину И. Грабаря, но название пока не говорить.

2)Вопросы: где однажды побывал художник?

-что привлекло его внимание? Какое чувство вызвала эта природа у художника? Где и как он выразил это в картине? Как вы думаете, в какое время года писал художник эту картину? Можно ли определить в какой месяц зимы? Какие краски  поразили художника? Как он изобразил деревья(снег, небо)? Какое чувство вызывает у вас эта картина?

3)Предложить детям представить себя в этом лесу, что бы они услышали?

4)Прочитать стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает…».

Вопросы: какие строчки больше всего подходят к этой картине?

Работа детей.

Рассказы детей по картине(2-3 ребенка)

Что больше всего понравилось в этой картине?

2. Рассматривание репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Цель: учить детей самостоятельно рассматривать картину, понимать замысел художника, выделять выразительные средства (композицию, линейную перспективу, воздушную, цвет).

Устанавливать между ними взаимосвязь. Развивать эстетическое восприятие, видение красоты природы зимой, воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

Предварительная работа:

Посещение выставочного зала в Художественной школе искусств, рассматривание иллюстраций, наблюдение за зимней природой на прогулке (небо, снег, деревья).

Ход:

1)Небольшой рассказ о художнике.

2)Самостоятельное рассматривание картины.

Вопросы:

Назовите жанр картины? Далее идут вопросы более обобщенного характера: о чем картина, почему так думаете, расскажите. Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Сравните с авторским названием.

Если бы художник иначе написал изображенных людей, предметы (на переднем плане не было бы кур, длинных теней на снегу от деревьев, и т. д.) как бы изменилось название картины?

Что красивого, удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах? Как он изобразил это в картине?

Чтобы  закрепить в представлениях детей понимание связи между содержанием произведения и средствами выразительности, используются приемы колористического и композиционного вариантов:

Дети, представьте, что художник изобразил снег не рыхлым, с яркими сине-фиолетовыми тенями, а белым, только что выпавшим, что изменилось бы тогда в настроении картины? Как бы изменилось бы произведение, если бы художник не изобразил кур, гуляющих во дворе? Изгородь? Бревенчатый дом? Т.е. изменил бы композиционное построение?

Какое настроение вызывает картина? От чего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной?

Что особенно выделил, чтобы мы увидели это в картине? О чем вспоминается, глядя на картину?

3)Игра «Подбери цветовую гамму». Цель - подобрать цветовую гамму, соответствующую общему колориту картины, ее настроению.

  1. Музеи искусства.

Цель: дать детям представление о том, что в музеях и картинных галереях хранятся лучшие произведения искусства, которые должны принадлежать всем людям.  Они несут радость, заставляют думать о смысле и правде жизни, о добре и зле. Все желающие могут их посетить.

Предварительная работа:

Посещение городского выставочного зала, рассматривание репродукций, открыток, альбомов.

Ход:

1).  Рассказ воспитателя. Музей – это храм искусства. Обратить внимание при показе слайдов на торжественность и величие интерьера музея. Человек приходит в него на радостную и волнующую встречу с высокими образцами искусства, часто уже знакомыми ему по репродукциям. Атмосферу этой встречи создает интерьер. Для музеев строят специальные здания или используют  старинные дворцы, которые сами являются музейными объектами.  Самые известные в нашей стране музеи – Третьяковская галерея в Москве,  где хранятся произведения русского искусства,  и Эрмитаж в Санкт-Петербурге, где собрано искусство зарубежных стран.

В музеях искусства хранятся картины, рисунки, скульптуры, посуда и другие художественные произведения, созданные художниками. Кто из вас был в музее? В каких музеях? Что интересного увидел в них?

Третьяковская галерея названа именем талантливого коллекционера искусства П.М. Третьякова (показывает слайд-портрет Павла Михайловича Третьякова, работы Репина Е.И.) П.М. Третьяков в течении многих лет собирал коллекцию картин русских художников, которую впоследствии вместе с коллекцией своего младшего брата передал в дар Москве. В Третьяковской галерее находится прекрасное собрание древнерусской живописи (В. Сурикова, И. Репина, А. Саврасова, В. Перова,  М. Врубеля и других художников).

2). Правила поведения в музее.

В музее говорят полушёпотом тихо переходя из зала в зал, не мешая другим смотреть, сопереживать, наслаждаться искусством.

3).  Вспомнить с детьми различные жанры изобразительного искусства.

«Игра на классификацию картин».

Цель – закрепить знания о жанрах живописи.    

4. Рассматривание репродукции картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

Цель: продолжать учить описывать содержание, настроение картины, выделять  выразительные средства, придерживаться структуры описательного рассказа, побуждать использовать в речи эпитеты, сравнение и т.д.  Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину».

Ход:

Дети рассматривают картину. Воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Баратынского:

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!

Своей лазури живой слепит мне очи он

Весна, весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, летаю облака!  

Вопросы:

Вы уже знакомы с этим художником, он написал картину «Конец зимы. Полдень». Кто это?  

Какие краски, какие тона преобладают в картине, почему?

Какое время года изображено на картине, как вы догадались?  

Какое настроение, какие чувства навивает на вас эта картина?

Какими словами можно описать снег? (небо, деревья, солнце, день, погоду, людей).

Настроение природы? Настроение картины?

Придумайте свое название картины.

Предложить детям (по желанию) попробовать «войти в картину», осмотреться, рассказать всем, что они там  увидели.  

Анализируя рассказы детей отметить наличие в них сложных синтаксических конструкций.  В конце занятия дети и воспитатель читают стихотворения.

Март

1. Образ человека и его характер (женский образ).

 Цель:

Продолжать закреплять знания детей о том, что в произведении искусства художник выражает свое отношение к изображаемому образу. Развивать у детей способность сопереживания чужому горю, радости, пробуждать отзывчивость и «зоркость» души. Учить изображать контрастные пары чувств (добро и зло, нежность и грубость). Использовать знакомые художественные средства выразительности.

Предварительная работа:

Рассматривание в книгах и альбомах по искусству женских образов, подумать над их характером. Понаблюдать в окружающей жизни за людьми, соотнести их внешность с проявлением характера.

Ход:

Беседа-рассуждение: вспомните  лица людей.. Всегда ли человек с красивыми глазами или четкой линией носа, с изящным овалом лица добр? Встречались ли вам люди, некрасивые внешне, но с добрым сердцем, красивой и щедрой душой.

Вывод:  

Прежде всего человек красив не внешностью, а внутренним миром, своими делами, добрым отношением к людям, животным, природе. Не случайно мы говорим духовная красота.

На примере знакомой сказки дети обсуждают образ доброй и злой героини. «Сказка о царе Салтане», «Двенадцать месяцев», «Золушка».

Как художник формой, линией, цветом раскрыл характер. На ряду со сказочными персонажами рассматриваются репродукции художественных произведений: Рембрант «Портрет жены брата», изображена пожилая женщина, вовсе не красивая, но…(дети продолжают размышление). В контрасте с этим образом можно создать словесный портрет реально существующего человека или обратиться к сказочному персонажу, например к снежной королеве.

Работа детей.

Изображение доброй и злой женщины (желательно работать гуашью или мелками). Обратить особое внимание на цвет, так как это ведущее средство передачи отношения художника к создаваемому образу.

Контрастные образы: Снежная королева и Герда; мачеха и Золушка; Баба Бабариха и Царевна Лебедь; Баба Яга и Лесная Фея.

Фоном занятия может быть музыка из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане».

2. Рассматривание репродукций картины художника Веницианова «Захарка».

Цель:

Учить детей через восприятие портрета понимать характер человека, его душевное состояние, определяемое замыслом художника. Формировать внимательное, чуткое отношение к людям.

Предварительная работа:

Игра «Мим». Цель – учить по схемам определять выражение лица человека.  

Игра «Семейный портрет». Цель – закрепить знания детей о половых возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, сестренки, братишки, бабушки, дедушки.

Игра «Найди недостаток в портрете». Цель – закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы глаза, зрачки, нос, ноздри, щеки, скулы, рот, губы, подбородок, уши. Определить в рисунке недостающую часть лица и рассказать какую функцию она выполняет.

Ход:

1). Портрет как жанр живописи. Отличительные особенности этого жанра от других? Что главное в портрете?

2). Рассматривание портрета.

Вопросы:

Обратите внимание на лицо мальчика, какое оно? (лицо с широкими скулами, коротким, чуть вздернутым носом, большими живыми глазами, - «не ладно скроено, да крепко сшито». Взгляд не по детски серьезный, сосредоточенный, чем-то озабоченный. Захарка – крепкий, смышлёный, умный мальчик.

Во что одет мальчик? О чем может рассказать одежда? (чем он занимается, в какой семье живет)?

Какую роль в картине играет цвет? (цвет живет в картине переходит, один в другой). Какое создает настроение? (уверенности, жизнедеятельности). Назовите колорит картины? Что изменилось бы в настроении картины, если бы художник написал картину в мягких, светлых тонах?

3). Составление небольшого рассказа о жизни Захарки, навеянного портретом.

4). Игра «Оттенки настроения».

3. Сравнение репродукций картин А. Веницианова «Захарка» и Тропинина «Портрет сына»

Цель:

Путем сравнения показать детям как художники различными средствами выразительности передают состояние, настроение человека, свое отношение к образу. Формировать эмоциональную, эстетическую отзывчивость на произведение, развивать ассоциативное поле.

Ход:

1). Рассматривание репродукций.

Вспомнить название и автора знакомой репродукции. Обратить внимание на новую репродукцию.

2). Дети сравнивают два портрета по контрасту-настроению, цвету, композиции.

Используются три группы вопросов:

1 – Целостное восприятие (Кто изображен? Что можно рассказать о нем? Что фон рассказывает о человеке?)

2- Выходящие за рамки содержания (О чем думает мальчик? Где он был? Что будет делать?)

3 – Эмоциональное состояние (Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, другие детали).

Средства выразительности (цвет, колорит, движение, поза, расположение, фон).

3). Игра «Конкурс вопросов». Цель – Кто задаст больше интересных вопросов по картинам? (отвечает или воспитатель или ребенок по желанию).

4. Сравнение репродукций картин К.А. Коровина «Зимой» и И.И. Левитана «Март»

Цель:

продолжать учить детей сравнивать две контрастные картины, развивать устойчивый интерес к живописи, влиять на становление их эстетического вкуса. Устанавливая сходство и различие в картинах, способствовать проявлению у детей сильных эмоциональных чувств.

Ход:

1). Дети называют уже знакомую картину и рассматривают новую сравнивая.

Вопросы:

Что общего в этих произведениях? Чем они отличаются? (композиция, цвет, колорит, настроение). Что красивого в каждой картине?

2). Игра «Подбери цветовую гамму». Игра «Найди ошибку».

Цель:

Внимательно смотреть и слушать искусствоведческий рассказ воспитателя, умышленно допускающего ошибку и уметь словесно ее исправить.  

Апрель

1. Рассматривание репродукции картины А. К Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: учить понимать основную мысль произведения, углубить впечатления, связанные с приходом весны. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и их тонкие переходы, колорит). Продолжать развивать связную речь. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Активизация словаря: грачовник, гнездование, пашня.

Предварительная работа: экскурсия в парк к грачовнику. Наблюдение за птицами на улице, рассматривание иллюстраций  о весне. Чтение иллюстраций о весне. Проведение словесных  упражнений( придумать  предложения со словами: грачи, грачовник, гнездование, пашня).

Ход:

1)Воспитатель без называния картины начинает описывать ее содержание: Перед нами картина Саврасова. Художник  в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева  этого птичьего «поселка», оглушая окрестности неумолкаемым гомоном.

На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви, а дальше, до самого леса, узкой лентой раскинулись поля, побуревшие от залежалого снега. Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно-голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, на зернистом снегу ясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где меж облаков проглядывает ярко-голубое небо. Художник использовал цветовую гамму , сочетавшую серовато-коричневые тона с бело-голубыми. Художник так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.

Вопросы:

-какое время года изображено на картине? Почему так решили?

- что изображено в центре? Где сидят грачи? О чем они заботятся, когда возвращаются к нам из теплых краев? Почему так хорошо видны следы птиц на снегу? Где стоят березы? Опишите их.

- какими красками написал х. картину? Что написано голубым цветом? Серым? Коричневым? Что самое яркое в картине?

- какое настроение передал х.? как удалось это показать?

-как художнику удалось передать движение в картине?

- о чем эта картина? Как бы вы назвали картину?

2. Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Весна – большая вода».

Цель: показать детям пробуждение  природы весной, своеобразие ее красоты, выраженной в живописи. Продолжать  учить  рассматривать картину, правильно понимать ее содержание. Поощрять самостоятельность, творческую активность. Воспитывать интерес к  живописи.

Активизация словаря: весеннее половодье, талая вода, разлив.

Ход:

1)чтение стихотворений о весне.

2)вопросы:

-какое время года изображено на картине?

- по каким признакам мы видим, что это весна?

-кто знает, как называется явление природы, которое изобразил художник? (половодье, разлив)

-почему вода кажется голубого цвета? (небо отражается в ней).

-что еще можно сказать о воде, глядя на картину? ( в ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная)

- какими отражаются березы и осины?

- в какой день х. рисовал картину: в солнечный или ненастный?

- какими красками писал? (неяркими, размытыми, акварелью).

- какое настроение передано в картине?

Уточнение воспитателя:

В картине показана ранняя весна, разлив талой воды; оживает природа, и художник запечатлел этот миг. Кажется, все застыло, остановилось, замерло. Это последняя картина художника. Он ее писал, когда был болен и радости в душе у него уже не было. Дети, а как бы вы назвали  эту картину?

3. Люди, театр, маски.

 Цель: познакомить детей со значением масок для людей, историей их возникновения, познакомить с ролью художника в театре. Учить рисовать лицо человека, соблюдая пропорции. Создавать свою маску с различным мимическим оттенком.

Ход:

1)Рассказ о древнем театре( для чего люди использовали маски)

Роль маски в современном театре.

2)Язык маски (губы, брови, глаза и т. д.)

3)Познакомить  детей с символом комедии и трагедии ( маска смеха и печали). На эмблемах некоторых театров изображены эти маски.

4)Игра «Пантомима»

Работа детей.

Рисование детьми масок с различными мимическими оттенками.

  1. Художник и театр.

Цель: дать понятие детям о роли художника в театре. Продолжать учить детей создавать образ сказочного героя, его костюма с помощью формы, линии, цвета, украшения. Передавать его характер, самобытность. Воспитывать любовь к искусству, театру, уважение к труду художника.

Ход:

1)Работа художника в театре.

Создание костюмов и масок – древнейшая работа художника в театре. Деятельность современного театрального художника значительно многообразнее – это создание театрального макета, декораций, грима, костюмов, причесок, подбор реквизита, бутафории – все вместе это создание художественного образа спектакля.

2)Рассматривание рисунков декораций и костюмов художника И. Билибина.

3)Что такое эскиз?

Чтобы воплотить в жизнь  костюм, художник сначала выполняет эскиз. В зависимости от характера героя ( доброго или злого).Художник подбирает ткань, цвет, форму, украшения, чтобы ярче подчеркнуть характер и особенности того или иного героя.

Работа детей.

Мы – художники – костюмеры. Создание детьми художественного образа  сказочного героя.

Май

  1. «Цирковая афиша»

Цель: дать понятие детям об афише, особенностях работы художника – плакатиста. Развивать у детей фантазию, воображение, творчество, умение работать в коллективе, создавая своего циркового героя из кляксы.

Предварительная работа:

Вспомнить с детьми цирковые представления, на которых они побывали, поделиться впечатлениями. Рассмотреть  цирковые афиши.

Ход:

1)Что такое афиша? Значение афиши, ее задачи.

Обложка книги и афиша – имеют одни и те же задачи : привлечь внимание, заинтересовать, очень лаконично рассказать о содержании, дать некоторую информацию.

2)Рассматривание настоящих афиш, плакатов.

Обратить внимание на  броскость, ясность, условность.

Работа детей.

Нарисовать цирковую афишу в технике «кляксография».

Коллективная работа.

  1. «Рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина « Рожь».

Цель: учить детей воспринимать образ Родины через пейзаж, видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности. Воспитывать  любовь к родной природе, эстетические чувства.

Ход:

1) Рассказ воспитателя

2) Вопросы по картине:

- что изображено на картине?

- что самое главное? Как художник это показал?

- какое настроение возникает, когда смотрите на эту картину? От чего возникает такое настроение?

- что  своей картиной художник рассказал нам о Родине? Как бы вы назвали картину? Кому из вас вспомнились стихотворения, когда вы смотрели на это произведение?

3) Упражнение: «Кто больше назовет красивых слов – определений к словам небо, рожь».

  1. «Рассматривание репродукций картин А.П. и С.П. Ткачевых «Май сорок пятого» и М. И. Лихачева «Память».

Цель: учить дошкольников понимать основную идею произведения и его значимость в жизни людей. Выделять средства выразительности, используемые для отображения явлений общественной жизни.

Активизация словаря: народ - герой, солдатский подвиг, память народная.

1)Вступительная беседа воспитателя о защитниках страны

2)Чтение стихов

3)Вопросы:

- о чем  эти произведения? Почему вы решили, что о празднике – Дне Победы? ( Звучит песня «День Победы»).

- чем отличаются эти картины?

- как вы думаете, какая из этих картин рассказывает о праздновании победы по окончании войны, а какая – о праздновании Дня Победы  в наши дни? Почему вы так решили?

- чем отличается настроение в обеих картинах?

-каким образом  передана в одной картине радость встречи, а в другой – грусть и печаль? Почему такая  скорбь на лицах людей, изображенных на второй картине?

- чем отличается пейзаж  в обеих картинах?

- почему художник назвал картину «Память»? Почему наш народ чтит память о погибших?

Обобщение воспитателя:

Каждый, кто живет в нашей родной стране, будь он взрослый человек или ребенок, должен всегда помнить  о тех, кто остался лежать в братских могилах, отдав жизнь за счастье  других людей, за то, чтобы мы с вами могли ходить в детский сад, иметь много игрушек, чтобы над нашими головами не рвались снаряды, бомбы. Каждый должен помнить  о погибших за Родину. Люди приносят на могилы воинов цветы в знак  благодарности и памяти о них. Все, кто остался жить, помнят погибших.

Спросить детей, почему художники  написали картины о Дне Победы, какая  из этих картин больше  им понравилась и почему.

4. Рассматривание репродукции картины А.А. Пластова  «Летом»

Цель: учить детей понимать основную мысль произведения художника. Развивать умение рассматривать пейзаж, отличать красоту изображенной природы от живой, окружающей нас в повседневной жизни. Воспитывать эстетические чувства, бережливое отношение к окружающей природе.

Активизация словаря: грибы, ягоды, зеленый луг, полевые цветы, яркие листья.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений о лете: Я. Акимов «Лето», И. Бунин «На проселке», Е. Трутнева « Лето», Ю. Жадовская «Нива».

Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций.

Словесные игры: « Придумать предложения со словами ягоды, грибы, луг,  цветы». Привести пословицы и поговорки о лете: Что летом уродится, все зимой пригодится. Лето на дворе – осень на столе.

Ход:

1) Рассказ воспитателя

2) Вопросы:

- какое время года изображено на картине?

- что художник рассказал о лете?

- что самое главное в картине? Как это показал художник?

- какими изображены люди в летний зной?

- о чем эта картина?

-как бы вы назвали эту картину?

- что в картине «звучит» очень красиво?

- что изменилось бы в картине, если бы природа была изображена в сероватых, приглушенных, темных тонах?

- о чем вам подумалось, когда вы смотрели на этот летний пейзаж?

Предложить детям мысленно создать собственную картину с подобным названием – «Летом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

 Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"

Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность...

проект рабочей программы учителя-логопеда

программа составлена с учетом ФГОС...

Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )

Содержание      I.Целевой раздел:1.      Пояснительная записка2.      Принципы  и  подходы  к  формирован...

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...

Проект рабочей программы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ "Берёзка"

Для ДОУ примерная общеобразовательная программа дошкольного образования...