Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как наиболее эффективный метод познания окружающего мира»
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пономарева Ирина Владимировна

В данном материале показана эффективность применения метода экспериментирования для разностороннего развития детей дошкольного воззраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_eksperimentirovaniyu_dlya_pedagogov.docx74.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №11 «Созвездие» города Дубны Московской области

Мастер-класс для педагогов

по теме

«Детское экспериментирование как наиболее эффективный метод познания окружающего мира»

Подготовила воспитатель

Пономарева Ирина Владимировна

Дубна

2023 г.

Цель: продемонстрировать эффективность детского экспериментирования в познании окружающего мира посредством проведения несложных опытов.

Задачи:

  • актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;
  • показать, как можно использовать несложные опыты в экспериментальной деятельности детей.

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства материалов.


Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы очень рады приветствовать Вас в нашем зале.

Детство – неповторимый этап в развитии личности. Полноценной и насыщенной жизнь ребёнка будет в том случае, если, чувствуя себя активным деятелем, открывая что-то новое, он будет приобщаться к опыту взрослых. Знание, добытое самостоятельно, всегда является осознанным и прочным, недаром китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И, конечно, детское экспериментирование позволяет детям чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.

В процессе экспериментальной деятельности идёт активизация мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Для этого необходимо фиксировать результаты опыта или эксперимента, формулируя выводы. В старших группах можно придумать символы (картинки) свойств материалов и размещать результаты на стенде или в дневнике.

Сегодня я хочу с вашей помощью продемонстрировать некоторые опыты, которые можно использовать в работе с детьми.

Цветы лотоса

Понадобится: цветная бумага, ножницы, карандаш, тарелка с водой.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Вы увидите, как он вздохнет, помедлит — а потом начнет раскрывать свои лепестки, словно настоящий цветок, распускаться.

Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.

Самый безопасный эксперимент со спичками!

Понадобится: 5 спичек, вода, тарелка.

Каждую спичку нужно надломить посередине, но не разламывать до конца. Пусть несколько волокон продолжают связывать спичинку.http://ecolabs.by/wp-content/uploads/2019/03/IMG_20190305_174111-01.jpeg

Теперь выкладываем спички на стол в виде вот такой снежинки.

В центр снежинки капаем воду из пипетки

http://ecolabs.by/wp-content/uploads/2019/03/IMG_20190305_174217-01.jpeg

Чудесным образом снежинка превращается в пятиконечную звезду!

Вывод: волокна древесины впитывают воду. Она заполняет капилляры и дерево набухает. Растолстевшие волокна не могут сгибаться так сильно, как раньше и распрямляются.

Волшебные картинки

Понадобится: набор разноцветных фломастеров, белое бумажное полотенце (также подойдут салфетки или обычная туалетная бумага), тазик с водой.

Берем кусочек бумажного полотенца (прямоугольной формы) и складываем его пополам.

Затем берем фломастеры и начинаем проявлять фантазию. Для начала на лицевой части салфетки нарисуем, например, простой домик. Еще добавим трубу и окно.

Потом разворачиваем салфетку (наш рисунок должен немного отпечататься на другой стороне).

На внутренней стороне рисуем еще что-нибудь: дерево, траву, птичек, солнце и так далее. Только делаем это так, чтобы область, в которой отпечатался домик, осталась пустой.

Чтобы все было более увлекательным, делаем еще несколько аналогичных рисунков на других салфетках (чем их будет больше, тем будет интереснее).

А теперь начинается самое интересное. Не забываем произнести всем известное магическое заклинание "абракадабра" и по очереди погружаем наши рисунки в воду. Прямо на наших глазах картинки начнут оживать и проявляться, создавая небольшую анимацию.

Вывод: бумага впитывает воду, становится прозрачной, и нижний рисунок становится видимым.

Сейчас, с вашей помощью, я попыталась показать, что ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности.

Рефлексия: «Капелька»

Всем присутствующим предлагают прикрепить магнитом на магнитную доску силуэт грустной капельки (если мастер-класс был неинтересен), веселой капельки (если мастер-класс был интересен и информативен).

Уважаемые коллеги, желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию окружающего мира! И помните, «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам» (Ральф У. Эмерсон, философ).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...

Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...

Опыт работы на тему: «Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира»

Я хочу представить  Вам свой опыт работы по теме: « Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира» Есть у него шестёрка слуг,Проворных, удалых,И всё, чт...

Опыт работы «Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира»

Цель:Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирова...

Консультация для родителей "Экспериментирование -эффективный метод познания окружающего мира"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...