Опыт работы на тему: «Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира»
материал (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Горло Наталья Ивановна

  Я хочу представить  Вам свой опыт работы по теме: « Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира»

 Есть у него шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что видит он  вокруг,-

Всё знает он  от них.

Они по знаку ,по его

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Вы меня спросите: «Вы про кого?»

Конечно, про воспитанника, про моего.

В моей маленькой, маленькой стране

Таких почемучек хватает вполне.

   Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери

   Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

   В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Затишский детский сад «Ёлочка»

 Клинцовского района

Опыт работы на тему: 

«Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира»

                                                                   Подготовила:

                                                          Воспитатель

 Горло Наталия Ивановна.

 2017год

 

  Я хочу представить  Вам свой опыт работы по теме: « Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира»

 Есть у него шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что видит он  вокруг,-

Всё знает он  от них.

Они по знаку ,по его

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Вы меня спросите: «Вы про кого?»

Конечно, про воспитанника, про моего.

В моей маленькой, маленькой стране

Таких почемучек хватает вполне.

   Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери

   Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

   В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.

   В соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы , представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем,) пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность (экспериментирование)вызывает огромный интерес у детей.

     Мое педагогическое кредо – слова восточного мудреца: Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь. И я стараюсь придерживаться этих слов. Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

     В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы. 

    Для результативной и качественной работы в данном направлении я разработала следующую систему. Во-первых: распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по четырём направлениям: 

   Живая природа:   многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде.

   Неживая природа:   воздух, почва, вода, камни, явления природы, звук.

   Человек:  функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

   Мы и Космос:  планета Земля и её богатства, природа Космоса.

    Критерии необходимые при выборе темы экспериментирования: 

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

Задачи должны быть выполнимы, их решение  должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной. В ней необходим элемент неожиданности, необычности.

   Я  поставила перед собой определённые цели и задачи: 

Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные  связи, умение делать выводы.

Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;

Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире, формировать у детей знания об окружающем мире;

Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;

Обогатить активный словарь.

   Для качественной и продуктивной работы в данном направлении я создала предметно-развивающую среду, обеспечивающую   возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается уголок «Юный исследователь» 

  Основное оборудование лаборатории:

приборы – «помощники»:

 лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. 

    Требования к объектам опытов и экспериментов: 

 1) Максимальное  соответствие  избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.

2) Безопасность  объекта для детей.

3) Часто встречающиеся  представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям  детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны.  Ознакомление с окружающим миром у дошкольников построено по концентрическому принципу. Это значит,  что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз.

 При этом взрослый – не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. 

    Очень эффективной формой работы, исходя из практики моей работы, наряду с занятиями, являются представленные мной проекты,  мини- проекты и эксперименты.

Мини проект  «Посадили огород, посмотрите, что растёт»

 «Экспериментирование с воздухом»: «Свойства воздуха», «Воздух сжимается», «Воздух расширяется», «Как  обнаружить воздух». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий. Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий. 

     «Экспериментирование с водой»  позволяет  детям сравнить различные состояния воды: «Свойства воды», «Живая вода», «Где вода?», «Агрегатное состояние воды»

   Экспериментирование с песком, даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка:   «Этот удивительный песок», «Свойства мокрого песка», «Песочный конус».

   В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Могу выделить три основных вида экспериментов:

1. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщается цель или задачу, которая должна быть решена, даётся время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют .

   Поисково – исследовательская деятельность это интегрирующийся с другими вид деятельности 

Игра

Математика

Труд

Развитие речи

Наблюдения

Диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. Цель которой - выявить наличие у детей знаний, умений, навыков опытно-экспериментальной деятельности и уровень познавательной активности. Методики диагностики Л.Н.Прохорова «Маленький исследователь» Выбор деятельности «Радости и огорчения»

      Мой опыт отслеживался с сентября 2015 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Результаты обследования показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе. 

Модель реализации эксперимента

  1. Самообразование педагога

- участие в конкурсах

- создание проектов

- изучение периодики

- участие в методической жизни ДОУ

2) Работа   коллегами

- создание проектов

- обмен опытом (выступление на секции воспитателей)

- проведение тематических дней

3)  Работа с детьми

- тематические занятия

- интегрированные занятия

- игры, опыты, эксперименты, проблемные ситуации наблюдения

- минутки любознания и удивления

- работа в уголке экспериментирования

- сюжетно- ролевая игра «Мы - исследователи»
- демонстрация чудес

4)  Работа с родителями

- родительский комитет

- анкетирование

- консультации

- выставки

- оформление бюллетеней, папок – передвижек

5) Сотрудничество с другими специалистами

- библиотека

Данная   работа предусматривала  активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось  дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей я  проводила   консультации по  темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

« Экспериментирование с водой».

Большой популярностью и у детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу»,

«Наши домашние питомцы» и др.

 Работа над данной темой я разработала  картотеку опытов и экспериментов.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Подводя итог хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. 

В заключение хотелось бы привести слова   В.А.Сухомлинского:    «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...

Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...

Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства мате...

мастер класс для педагогов на тему "Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира"

Одним  из эффективных  приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников  является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторона...

Мастер- класс с педагогами по теме: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Опыт работы «Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира»

Цель:Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирова...