Главные вкладки

    мастер класс для педагогов на тему "Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

    Одним  из эффективных  приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников  является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, или предмете окружающего мира. Данный мастер класс поможет педагогам поглубже познакомиться с методом экспериментирования в развитии детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx24.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер- класс с педагогами по теме:
    «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

     

    Цель: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и проведения опытов.

    Задачи:

    — актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;

    -убедить педагогов в важности совместной деятельности воспитатель- ребёнок — родители в экспериментировании;

    -продемонстрировать опыты.

    Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

    В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства материалов.

    Ход мастер- класса:  Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

    Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

    В этот период закладывается база по взаимодействию с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

    Ребёнок – это прирождённый исследователь, поэтому важно развивать познавательную активность в деятельности.

    По мнению многих педагогов, экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.

    — Что такое детское экспериментирование?

    (Ответы зала)

    Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов окружающего мира разными способами действий, что способствует развитию мышления и друг их сторон личности ребенка (Иванов А. И). Исследования Николая Николаевича Поддьякова («Мышление дошкольника»), подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    В данном виде деятельности ребенок методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента.

    В ходе работы в детском саду по данному направлению, я выделила для себя следующую структуру экспериментирования: цель, задачи, совместная, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.

    Почему важно выстраивать работу с родителями? (ответы зала)

    Совместная работа с семьями является одним из условий успешного обучения, сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску, ведь ребёнку важно, что бы его интересы поддерживали родители.

    Одним из обязательных условий детского экспериментирования является постепенное усложнение опытов и экспериментов, организация развивающей предметно- пространственной среды для совместной и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций, доступность и безопасность.

    В данном виде деятельности важно поддерживать познавательный интерес детей поддерживается через такие средства как: художественное слово, наглядный материал, поисковые и практические действия, необходимое оборудование.

    Мотивацию дошкольников необходимо направлять на развитие познавательных потребностей, познавательного интереса, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?»

    Для этого можно использовать следующие формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

    Результатом совместной деятельности будет не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление приёмов и действий таких как:

    — знания об окружающем мире;

    -познавательная активность;

    -способность к наблюдениям;

    -установление причинно-следственных связей, умение делать выводы;

    -навыки исследовательской деятельности;

    -самостоятельность в организации и проведения опытов.

    С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые опыты, которые можно использовать в работе с детьми, (Приглашаются участники из зала), но мы попробуем не только провести опыт, но зафиксировать результат и сделать вывод.

    Опыт№1 «Умные зубочистки».

    Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 5 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

    1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

    2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, — зубочистки начнут собираться к центру.

    3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, — зубочистки «разбегутся».

    Объясните детям, что вы показали им опыт, который основан на определённых физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

    — Фокус группа озвучивает результаты опыта.

    — Мнение зала.

    Вывод: Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещая зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

    Фокус группа проводит второй опыт.

    Опыт№2. «Апельсин- подводник».

    Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

    Оборудование:

    1. 2 апельсина.

    2. Большая миска с водой.

    Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

    — Фокус группа озвучивает результат.

    — Мнение зала.

    Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

    -Почему нужно фиксировать результат опыта?

    В процессе экспериментальной деятельности идёт активизация мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Для этого необходимо фиксировать (зарисовываем) результаты опыта или эксперимента, при этом формулировать выводы.

    Опыт №3 «лавовая лампа»

    Оборудование: баночка с крышкой, вода, соль пищевой краситель, масло растительное. Нужно стакан наполнить на 2\3 водой, влить подсолнечное масло, пищевой краситель и соль. Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, соль тяжелее воды, поэтому падает на дно и тянет за собой масло. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность

    Опыт№4 . Подводная лодка из яйца» 

    Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
    Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, соль повышает плотность воды поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
    А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни
     тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
    Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

    Опыт№5 «Смешивание воды»

    Возьмём 2 стакана в один нальём холодную воду, а в другой горячую, покрасим их разными по цвету красителями чтобы они отличались. накроем стакан с горячей водой плотным картоном, перевернём и поставим на стакан с холодной водой, и аккуратно уберём картон. Что же мы видим вода в стаканах не перемешалась, а почему? (ответы зала) т.к тепло всегда стремится наверх, а холод вниз, а если мы поменяем стаканы местами то жидкости перемешаются.

    Спасибо нашим участникам.

    Сейчас, с вашей помощью, я попыталась показать ценность реального эксперимента. В отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности.

    Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

    Рефлексия «Пирамида знаний» . Для того чтобы собрать пирамиду, надо дать несколько ответов на предлагаемый вопрос. У вас на столах находятся кольца пирамиды. Одно кольцо – один ответ. Вопрос - Подумайте и скажите: «Что развивают у детей игры – эксперименты?» - Вершину «Пирамиды знаний» дострою я. Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

    Уважаемые коллеги, желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию окружающего мира! 



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"

    Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...

    Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"

    Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...

    Опыт работы на тему: «Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира»

    Я хочу представить  Вам свой опыт работы по теме: « Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира» Есть у него шестёрка слуг,Проворных, удалых,И всё, чт...

    Мастер-класс "Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира"

    Детское экспепрементирование, как эффективный способ познания окружающего мира"...

    Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

    В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства мате...

    Мастер- класс с педагогами по теме: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

    Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

    семинар-практикум для родителей «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

    Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности...