Главные вкладки

    Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»
    материал по окружающему миру на тему

    Турбина Наталья Александровна

    В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства материалов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx17.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер- класс с педагогами по теме
    «Детское экспериментирование, как эффективный

    способ познания окружающего мира»

    Подготовила  

     воспитатель  МДОУ «Детский сад № 2 «Росинка»

    Турбина Наталья Александровна

    Цель: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и проведения опытов.

    Задачи:

    — актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;

    -убедить педагогов в важности совместной деятельности воспитатель- ребёнок — родители в экспериментировании;

    -продемонстрировать опыты.

    Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

    В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства материалов.

    Ход мастер- класса:

    “Расскажи – и я забуду,

    покажи – и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму”.

    Китайская пословица

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

    Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

    В этот период закладывается база по взаимодействию с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

    Ребёнок – это прирождённый исследователь, поэтому важно развивать познавательную активность в деятельности.

    По мнению многих педагогов:  экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.

    — Что такое детское экспериментирование?

    Ответы зала

    Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов окружающего мира разными способами действий, что способствует развитию мышления и друг их сторон личности ребенка (Иванов А. И). Исследования Николая Николаевича Поддьякова («Мышление дошкольника»), подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    В данном виде деятельности ребенок методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента.

    В ходе работы в детском саду по данному направлению, я выделила для себя следующую структуру экспериментирования: цель, задачи, совместная, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.

    -Почему важно простаивать работу с родителями? (ответы зала)

    Совместная работа с семьями является одним из условий успешного обучения, сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску, ведь ребёнку важно, что бы его интересы поддерживали родители.

    Одним из обязательных условий детского экспериментирования является постепенное усложнение опытов и экспериментов, организация развивающей предметно- пространственной среды для совместной и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций, доступность и безопасность.

    В данном виде деятельности важно поддерживать познавательный интерес детей поддерживается через такие средства как: художественное слово, наглядный материал, поисковые и практические действия, необходимое оборудование.

    Мотивацию дошкольников необходимо направлять на развитие познавательных потребностей, познавательного интереса, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?»

    Для этого можно использовать следующие формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

    Результатом совместной деятельности будет не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление приёмов и действий таких как:

    — знания об окружающем мире;

    -познавательная активность;

    -способность к наблюдениям;

    -установление причинно-следственных связей, умение делать выводы;

    -навыки исследовательской деятельности;

    -самостоятельность в организации и проведения опытов.

    С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые опыты, которые можно использовать в работе с детьми, (Приглашаются участники из зала), но мы попробуем не только провести опыт, но зафиксировать результат и сделать вывод.

    1 опыт. «Умные зубочистки».

    Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 5 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

    1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

    2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, — зубочистки начнут собираться к центру.

    3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, — зубочистки «разбегутся».

    Объясните детям, что вы показали им опыт, который основан на определённых физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

    — Фокус группа озвучивает результаты опыта.

    — Мнение зала.

    Вывод: Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещая зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

    Фокус группа проводит второй опыт.

    2 опыт. «Апельсин- подводник».

    Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

    Оборудование:

    1. 2 апельсина.

    2. Большая миска с водой.

    Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

    — Фокус группа озвучивает результат.

    — Мнение зала.

    Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

    -Почему нужно фиксировать результат опыта?

    В процессе экспериментальной деятельности идёт активизация мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Для этого необходимо фиксировать (зарисовываем) результаты опыта или эксперимента, при этом формулировать выводы.

    Спасибо нашим участникам.

    Сейчас, с вашей помощью, я попыталась показать ценность реального эксперимента. В отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности.

    Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

    Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

    Уважаемые коллеги, желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию окружающего мира!

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

    создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

    Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

    В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

    План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

    Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...

    Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

    Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...

    Отчет по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».

    Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность,...

    мастер класс для педагогов на тему "Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира"

    Одним  из эффективных  приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников  является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторона...

    Мастер- класс с педагогами по теме: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

    Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...