Индивидуальный маршрут педагога по самообразованию "Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира".
методическая разработка (средняя группа)

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Московского района Санкт – Петербурга

Индивидуальный маршрут

педагога по самообразованию

Должность: Воспитатель

ФИО: Николаева Елена Игоревна

Методическая тема:

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира

Санкт – Петербург

2020 год

Цель:

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

Задачи:

  • Изучить литературу по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
  • Создание интересной для детей предметно-развивающей среды в группе;
  • Проведение открытого просмотра в ДОУ;
  • Выступление на педсовете с консультацией для педагогов по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»;
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет - конкурсах;
  • Обучение на курсах повышения квалификации;

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания. В самой структуре образовательного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А что, если попробовать задать вопросы, интересующие дошкольника, ему самому? Для того чтобы ответить ребенку, надо выяснить, что он уже знает, а что — еще нет. И не только что, но и как. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа:

1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.

2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.

3. Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.

4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Ожидаемые результаты:

обогащение среды группы играми и исследовательским материалом для детского экспериментирования;

обобщение и распространение опыта работы по данной теме среди коллег на итоговом педагогическом совете, интернет - сообществах.

Этапы работы:

1 этап – информационно-аналитический:

На данном этапе решается первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

Включает в себя:

- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

- Изучение периодической печати.

- Посещение библиотек.

- Знакомство с работами других педагогов.

- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2 этап – проектно-творческий:


Срок

Форма работы

Самообразование

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

1.Составление плана работы по самообразованию.

2.Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

(Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа

Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

Дыбина О. В

 Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.)

Октябрь

Разработка консультации

Проведение экспериментов с детьми:

- посадка лука;

- окрашивание капусты.

Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира».

Ноябрь

1.Формирование картотеки

2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике

(Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997)

Декабрь

Оформление и пополнение уголка юного исследователя (Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.)

  Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования)

Проведение экспериментов с детьми:

 - «Узнай все о себе, воздушный шарик»;

- «Какие свойства у воды?»

Январь

Пополнение картотеки

Проведение экспериментов с детьми:

- «Мир бумаги»;

- «Можно ли склеить бумагу водой»;

- «Бывает ли воздуху холодно»

Практикум для родителей «Экспериментируем дома»

Февраль

Проведение экспериментов с детьми:

- «В мире стекла»;

- «Мы – фокусники.» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами);

- «Почему все падает на землю?»

Март

Продолжать изучение литературы по заданной тематике. (Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.)

Проведение экспериментов с детьми:

- «В мире пластмассы»;

- «Упрямый воздух»;

- «Могут ли животные жить в земле?»

Апрель

Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства воздуха»

Май

Печать самообразования на всероссийском сайте

4 этап – заключительный.

(анализ и обобщение результатов по самообразованию)

Формы отчета:

- Презентация проекта.

- Оформление методической разработки и печать на всероссийских сайтах.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербург

 

 

                                 

Годовой отчет

по реализации индивидуального образовательного маршрута

Тема самообразования: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

должность: Воспитатель

ФИО: Николаева Елена Игоревна

Санкт-Петербург 2021

Годовой отчет по реализации индивидуального образовательного маршрута

Николаева Елена Игоревна: - Воспитатель

Стаж работы: 19 лет 1 месяц

Квалификационная категория: Высшая категория

Тема самообразования: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

1. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

Задачи:

  • Изучить литературу по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
  • Создание интересной для детей предметно-развивающей среды в группе;
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет - конкурсах;
  • Обучение на курсах повышения квалификации.

2. Формы работы с детьми:

  • Диагностика детей два раза в год  
  • Организованная образовательная деятельность.  
  • Разработаны схемы наблюдений
  • Проведение экспериментов с детьми

В группе были организованы уголки наблюдений, экспериментирования, схемы экспериментирования.  

3. Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) ребенка:

  • Оформление отчета для родителей (законных представителей);
  • Создание консультации и прак4тикума по экспериментированию с детьми;
  • Индивидуальные беседы по вопросам поддержки родителей (законных представителей) в воспитании, развитии и обучении детей, охране и укреплении их здоровья.

4. Формы представления результатов

  • Фотоотчеты
  • Проведены проекты: «Какие свойства у воды?»

5. Работа в профессиональных сообществах:

  • Разработана картотека экспериментов с детьми;
  • Изучение литературы по заданной тематике;
  • Оформление и пополнение уголка юного исследователя (Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования
  • Написание отчета о проделанной работе за учебный год, публикация работы на Всероссийских порталах;

6. Профессиональная рефлексия (самоанализ).

Работа проведенная по теме сочетались/закреплялись…(задачи ДОУ с индивидуальной темой самообразования).

Планировалась и была проведена проектная работа, прописанная в рабочей программе.

Перенимался педагогический опыт и изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Прослушивание вебинаров, изучение исследовательской деятельности других педагогов из интернет – ресурсов.

Изучение литературы: (Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997); (Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.); Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г; Дыбина О. В., Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Проведение экспериментальной деятельности в группе с детьми. Создание дневников наблюдений и фотоотчетов.

 

Индивидуальный образовательный маршрут по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» считаю выполненным. Полученный опыт по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» буду расширять в следующей возрастной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Освоение исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов....