Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Освоение исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар-практикум для педагогов

«Детское экспериментирование —

            путь к познанию окружающего мира»

Цель: освоение исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста;

- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

                                                                              ХОД СЕМИНАРА

 Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование –путь к познанию окружающего мира».

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и неопознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. прочными.

Упражнение  «Выбери дистанцию»

Воспитатели   встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор.

 Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. (Педагоги делятся на три группы) У каждой группы свое название ( воздух, вода, бумага)

Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

2. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

3. Перечислите виды экспериментов с детьми 3-4 лет.

Ответ : плавает-не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

5. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

6. Главная характерная особенность в познании детей 3-4 лет.

Ответ: любознательность и интерес.

Игра «ОБЪЯСНЯЛКИ»  (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)

4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

Практическая часть

Китайская пословица гласит «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Опыт 1 «Поймай воздух» Команда воздух.

Материал: целлофановый пакет.

Ход опыта: взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать, что в нем находится воздух.

Опыт 2 «Вьюга»

Дуем в бутылочку с пенопластом

Опыт 3 «Волшебный шарик». Надуваем шарик.

Но шарик можно ещё надуть другим способом.

Берем бутылку, заранее приготовленную со столовым уксусом примерно 50 мл. В шарик засыпаем 3 ч.л соды. Затем натягиваем на горлышко бутылки шарик, соду из шарика высыпаем в бутылку с уксусом и хорошо встряхнуть. Мы увидим, что шарик будет надуваться из-за выделения углекислого газа.

Переходим к следующей команде

Опыт 4«Спасательный жилет» Команда Вода.

Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой.

Ход опыта : отгадайте , какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и виноградинку.  Если бросить виноградинку в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — виноград утонет.

Опыт 5 «Соленая, не соленая»

Материалы: соль, вода, 2 яйца.

Ход опыта: взять два стакана с водой, в один стакан разведем 2столовые ложки соли.Затем в каждый стакан положим по яйцу (сырому).Мы заметим, что в стакане с солью яйцо не тонет т.к вода из-за соли стала плотной и за счёт этого яйцо не тонет.

Давайте немного поиграем, а потом снова продолжим. Вы согласны? (Ответы детей)

Дождик песенку поёт:                      ( свободно встряхивают кистями)

Кап, кап…

Только кто её поймёт —                  (недоумённо разводят руками в стороны)

Кап, кап?                                          

Не поймем ни я, ни ты,                    (показывают на себя, на соседа)

Да зато поймут цветы,                      (изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва,                            (удерживают руки перед собой)

И зеленая трава.                                (сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят

                                                             траву)

Лучше всех поймет зерно:               (показывают, как держат в руках зерно)

Прорастать начнет оно!                   (совершают змеевидные движения)

Опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»

 Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Присаживайтесь и мы продолжим изучать с вами свойства воды. Мы знаем, что вода не имеет вкуса и запаха, но давайте попробуем придать воде вкус и запах. Согласны поэкспериментировать? У нас есть сахарный песок и дольки лимона, предлагаю вам взять по дольке лимона, выжить лимонный сок в стаканчик с водой и добавить ложечку сахарного песка. Аккуратно выжимаем сок лимона, ручки вытираем салфетками. Затем добавляем сахарный песок, и все тщательно перемешиваем. Обратите внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось. Почему? Сахар растворился.  А теперь понюхайте и попробуйте, пожалуйста, что у вас получилось?

Вывод: вода – растворитель, ей можно придать и вкус, и запах.

Есть еще много разных опытов с применением воды.

 Опыт 7 «Можно ли изменить прочность одного и того же тетрадного листа?» Команда бумага.

Материал: бумага, три кубика.

Ход опыта: берем два кубика, а сверху кладем тетрадный лист (делаем мостик). Ребенок строит «мост». Положим на мост третий кубик, что получилось?

А теперь возьмите этот же лист бумаги и сделай из него гармошку и снова построй мост из этой бумаги, проверь, выдержит ли кубик такой мост? Вывод: Выдержал! Значит бумага гармошкой крепче, прочнее.

Опыт 8«Опыт с бумагой и стаканом воды»

Материал: стакан, вода, бумага, блокнот.

Ход опыта: наполнить стакан водой. Не наполняйте стакан полностью, оставьте немного воздуха.

Дальше вырезаем бумажный квадрат, немного превышающий верхнюю кромку стакана.

Затем накрыть стакан квадратом, плотно прижать рукой и предельно аккуратно перевернуть. Какое-то время придерживайте рукой бумагу — затем медленно отпустите.

Вывод: «Крышка» прилипает к кромке стакана, а вода не может вылиться.

Опыт 9 «Радуга»

 Материал: два стакана с водой, фломастеры, салфетка.

Ход опыта: складываем салфетку пополам, на краях рисуем радугу с двух сторон. Затем концы ещё немного сгибаем, чтобы лучше запустить в емкость с водой. Один край салфетки запускаем в один стакан, другой край во второй стакан. Салфетка начнёт впитывать воду, тем самым радуга будет расплываться.

На этой разноцветной, весёлой нотке мы подходим к завершению нашего семинара.

А теперь, уважаемые педагоги давайте поиграем в игру « Жидкое и твердое»

Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают двигаться). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь наш коллектив  уже нельзя растянуть, он приобрел форму, как частица льда. Наша коллектив- это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний под руководством взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

Индивидуальный маршрут педагога по самообразованию "Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира".

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается ...