Памятка Пальчиковые игры. Дидактическая игра «За что я люблю свои ручки»
материал

Второй ваш дом. 

Детки в садике живут, 

Здесь играют и поют, 

Здесь друзей себе находят, 

На прогулку с ними ходят. 

Вместе спорят и мечтают, 

Незаметно подрастают. 

Детский сад — второй ваш дом, 

Как тепло, уютно в нем! 

Вы его любите, дети, 

Самый добрый дом на свете! 

Г. Шалаева

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка

Пальчиковые игры. Дидактическая  игра «За что я люблю свои ручки»

Воспитатель: Жукова Елена Васильевна

Второй ваш дом. 

Детки в садике живут, 

Здесь играют и поют, 

Здесь друзей себе находят, 

На прогулку с ними ходят. 

Вместе спорят и мечтают, 

Незаметно подрастают. 

Детский сад — второй ваш дом, 

Как тепло, уютно в нем! 

Вы его любите, дети, 

Самый добрый дом на свете! 

Г. Шалаева

Видеть красивого умного, здорового ребенка желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических культурных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие.

Детский возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

При использовании средств физической культуры необходимо ориентировать педагогов, воспитателей, родителей на оздоровление и обучение детей с учётом современных условий, возрастных, индивидуальных физических и психических особенностей каждого ребёнка.

Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает, от своих рук…»

В своей работе я уделяю большое внимание формированию и укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию мелкой моторики пальцев рук средствами физической культуры.

На верхнюю конечность в частности кисть и пальцы, приходится огромная доля двигательной деятельности человека. Домашний быт, самообслуживание, вся наша повседневная жизнь немыслима без ее участия. Рука играет основную роль в многообразных трудовых процессах.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

 Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и составлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способность. Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.

Систематическое выполнение пальцевой гимнастики благоприятно отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для рук укрепят мышцы, они будут меньше уставать во время письма, повысится их координация, сила и гибкость, легче будут даваться мелкие и точные движения, руки станут не только сильные, но и красивые.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

На занятиях дети, начиная со средней и до подготовительной группы, с удовольствием выполняют все предложенные упражнения, к концу года в основном все дети проговаривают во время выполнения упражнений речитативы, относящиеся к данной пальчиковой гимнастике. Дети подготовительной группы умеют выполнять и проводить со сверстниками комплексы упражнений для развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень развития мелкой моторики рук (способности выполнять точные и высокодифференцированные движения руками) является необходимой предпосылкой для успехов в учебной бытовой и трудовой деятельности. Прежде всего, для овладения навыками письма, рисования, лепки и др.

Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь к 10-13 годам. У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минутами (В.М. Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса от 3 до 5 минут. (Н.Н. Куинджи) в 4-ом классе непрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут.

Пальчиковую гимнастику можно применять на уроках русского языка и математики, рисования и труда, на спортивных занятиях и обучении игре на музыкальном инструменте.

Кроме того, не менее важны для школьников игры в парах. Их цель – повысить у детей коммуникабельность, научить общению.

Подобные упражнения развивают силу и ловкость, научившись играть в эти игры, дети с большей пользой будут проводить время.

Так как по своей сути дети любят играть со всем, что можно взять в руки, можно использовать нестандартное оборудование. Это могут быть шнурки или бантики, мелкие и крупные пуговицы, клубки, коробки от «киндер сюрпризов» и т.д. Немного фантазии педагогов или родителей и обычные предметы можно превратить в очень интересный дидактический материал.

В своей работе мы используем специально разработанные тесты,

помогающие выявить уровень развития координационных способностей рук.

Оценка моторики рук детей 4-5 лет.

На столе ставится картонная коробка размером 10 на 10см, перед которой на расстоянии 5см раскладывают в беспорядке 20 монет (диаметром 2см). По сигналу ребёнок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочерёдно правой и левой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15сек, для второй руки 20 сек.

Оценка моторики пальцев рук («Нарисуй пальчиками кружочки»).

В течение 10сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперёд рук описать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук. Задание не выполнено, если ребёнок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

Оценка моторики рук детей 5-6 лет (смотай клубок).

Предложить ребёнку намотать нитку (2м) на катушку. Для ведущей руки норма 15сек, для второй 20сек.

Оценка моторики пальцев рук.

На столе разложены две спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу необходимо быстро уложить одновременно двумя руками спички в каждую коробку. Время выполнения задания ограничивается 20сек.

Оценка моторики рук детей 6-7лет.

Предложить ребёнку 36 карт, которые надо разложить на 4 кучки. Норма для ведущей руки 35сек, для второй 45сек.

Мною разработаны дидактические материалы, комплексы специальных упражнений для рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые упражнения в парах, игры для пальчиков, которые успешно используются воспитателями во время занятий общеобразовательными предметами с детьми в группах ДОУ, родителями, учителями начальной школы.

Несомненно, видны и результаты нашей работы: дети более уверенно стали выполнять упражнения с атрибутами, (мячи, обручи, косички и т.д.), движения стали более чёткими и точными.

Во время письма дети меньше устают, повышается координация, сила и гибкость рук, легче стали даваться мелкие и точные движения.

Такие игры не только формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком, но и очень благоприятно отражаются на развитии интеллекта и творческого воображения.

В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию мелкой моторики рук, тесно сотрудничать с воспитателями в группах, предоставлять наглядные материалы для ознакомления родителям, разнообразить уже имеющиеся игры и упражнения в зависимости от возраста и степени подготовленности детей.

Памятка

Предлагаю рассмотреть пример дидактических игр, которые можно проводить совместно  родителям с детками «За что я люблю свои ручки»

Портрет ладошки

Появляется королева-кисть, которая шалит. Она разрисовывает пальчики ведущего краской и приглашает ребенка и маму пошалить. Малыш расписывают свои пальчики (одновременно запоминая название пальцев), делают отпечатки на листе бумаги. Потом по обоюдному согласию могут разрисовать всю ладошку: и свою, и мамину.

Делаем шлепки «Портрет ладошки» (фото на память). Можно макать пальчики в краску, можно всю ладошку

Дружные ручки

Ребенок и родители создают с помощью отпечатков своих ладоней общую картину на большом листе ватмана

Игра «Угадай, где чья ладошка»

Малыш прячется за ширмой, выставляя вверх свои разукрашенные ладошки, мама должна угадать ладошки своего ребенка. Поощряются крепкие объятия и поцелуи, если мама угадала.

В заключение следуют умывание (поговорки и стихи о воде), совместная уборка, массаж пальчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».   Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведен...

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведения, этикет общения и приветствия; развивать речь, внимание, память; вос...

Методическая разработка. Непосредственно - образовательная деятельность с элементами сюжетно -ролевой игры "Музей: Я люблю свою лошадку"

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №12комбинированного вида Красногвардейского  района. Города - Санкт – Петербурга.    Методическая разрабо...

Непосредственно - образовательная деятельность с элементами сюжетно -ролевой игры "Музей: Я люблю свою лошадку"

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №12комбинированного вида Красногвардейского  района. Города - Санкт – Петербурга.   Непосредственно-образовате...

Я люблю свой город. Интеллектуальная игра "Что? Где, Когда?"

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" была проведена по теме  "Я люблю своц город" . Команда "знатоков" старшей группы" уверенно одержало победу над командой сотрудников детского сада....

Квест-игра по патриотическому воспитанию « Я люблю свою Родину -Россию»

Цель: формирование у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....